В нашей школе «Технологии обучения» патриотическое воспитание реализуется по нескольким направлениям: историко-краеведческому, эстетическому и предметному. Ребята участвуют в конкурсах, олимпиадах, фестивалях, акциях. Разрабатывают культурно-познавательные маршруты и викторины, создают видеоролики.
Конкурсную работу «По дорогам Великой Победы» девятиклассники посвятили кинооператорам – участникам Великой Отечественной войны. С целью сбора материала для этой работы ребята в рамках городского проекта «Урок в музее» посетили Музей кино на ВДНХ.
Ученики школы ежегодно становятся участниками городского образовательного проекта «Мой героический район». Вместе с учителями ребята готовят и размещают на электронной карте проекта информацию о различных городских объектах в период Великой Отечественной войны. Так, предметом исследования стали улицы Маршала Бирюзова, Молодцова, Голубинская, Гризодубовой, Национальный медицинский исследовательский центр травматологии и ортопедии имени Н.И.Приорова, детская городская клиническая больница №9 имени Г.Н.Сперанского, Научно-исследовательский институт неотложной детской хирургии и травматологии, Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков имени Г.Е.Сухаревой, а также различные памятники. Дети собирают информацию об истории городских объектов, о героях, в честь которых названы улицы, о том, как в годы войны работали во имя Победы различные организации.
Кроме того, в рамках указанного проекта ученики школы традиционно становятся участниками патриотической акции «Красные гвоздики» и возлагают цветы к обелиску «Москва – город-герой» на Кутузовском проспекте.
Уже несколько лет в школе ведется разработка электронного курса «И помнит мир спасенный». Курс представляет собой виртуальный музей с различными электронными залами, посвященными памятным датам, документам и героям Великой Отечественной войны, а также музыкальный зал «Песни, опаленные войной». Под руководством учителей школьники наполняют курс виртуальными экспонатами. На сайте в дни празднования Великой Победы проходит акция «Бессмертный полк», посвященная участникам войны – родственникам учителей и учащихся.
Вместе мы готовим праздничные концерты к 9 Мая. Примечательно, что в подготовке номеров активное участие принимают и родители. Одним из любимых мероприятий стали литературные гостиные, на которых учителя и ребята читают свои любимые стихи о войне, а также школьные экскурсии по специально подготовленным инсталляциям «Московская квартира в военное время».
В этом году дети стали зрителями специального показа рок-оратории «Черный январь. Прощеное воскресенье». Рок-оратория посвящена деятельности подпольной антифашистской организации «Молодая гвардия» и одноименному роману Александра Фадеева.
В октябре 2022 года Министерство обороны с Министерством просвещения России организовали Всероссийскую акцию «Письмо солдату», и школьники писали письма военнослужащим Российской армии, находящимся в зоне боевых действий. На наш взгляд, подобные акции имеют не только высокий воспитательный, но и образовательный потенциал, поскольку при написании письма активизируются и применяются на практике навык излагать свои мысли в письменной форме, умения читать и писать тексты, понимать при чтении и написании не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл всего текста в целом.
В школе проходят уроки, посвященные памятным датам военной истории. Традиционным событием стали уроки Мужества. Так, учителя истории и обществознания разработали материал и провели урок, посвященный премьере фильма «Первый «Оскар». Ученики узнали много познавательного об истории награды за фильм «Разгром немецких войск под Москвой», мы поговорили о том, что такое кинопулемет, к каким хитростям прибегали кинооператоры военного времени, а также вспомнили посещение Музея Победы и Музея кино, одним из экспонатов которых был этот самый первый «Оскар».
В этом учебном году урок Мужества был посвящен легендарным летчикам-истребителям, героям Великой Отечественной войны и 50‑летию выхода на экран фильма «В бой идут одни «старики». Леонид Быков был не только режиссером фильма, но и исполнителем главной роли командира эскадрильи – маэстро. Школьникам был представлен интересный материал, посвященный фильму, и ребята участвовали в киновикторине.
Ребятам полюбилась и наша майская олимпиада по функциональной грамотности «Не для школы, а для жизни», в которой большинство вопросов учителя-предметники, составлявшие задания, связали с ВОВ.
Олимпиада включает 12 заданий, за верное выполнение которых можно набрать 21 балл. Задания могут быть направлены и на развитие креативного мышления, важно уметь отыскать нестандартные подходы к решению сложных ситуаций. Люди, у которых развито креативное мышление, способны отойти от шаблонов и понять, что у проблемы может быть более одного решения. К характеристикам такого типа мышления можно отнести ряд параметров, включающих умение обозначить проблему, генерировать множество разнообразных идей по ее решению, видеть нестандартные варианты решения, а также способность углубить идею, дополняя детали, анализировать и выбирать оптимальные пути.
Приведем пример задания «Кодирование информации»: «морзянка» состоит всего из двух символов, но передать ими можно очень многое. В годы Великой Отечественной войны азбука Морзе стала одним из основных способов передачи информации и обеспечила победный исход немалого числа сражений. Сегодня азбука Морзе не основной способ кодирования и передачи сообщений, но остается обязательным предметом для изучения военными связистами и метеорологами. Все об азбуке Морзе можно прочитать, воспользовавшись специализированным сайтом:
- С помощью поисковых систем найдите таблицу кодов азбуки Морзе или онлайн-сервисы для ее кодирования/декодирования и расшифруйте два сообщения. Разместите ответ в таблице в поле «Текст».
- С помощью поисковых систем найдите подходящие плакаты времен Великой Отечественной войны к каждой расшифрованной фразе из задания 1 и разместите их в таблице в поле «Изображение».
- С помощью поисковых систем найдите онлайн-сервисы для создания QR-кодов и создайте QR-коды для всех расшифрованных фраз. Скачайте QR-код как изображение (или сделайте скриншот), также скачайте ссылку на QR-код и разместите в таблице в полях «QR-код (картинка)» и «Ссылка на QR-код».
- При помощи мобильного телефона (при наличии) проверьте правильность созданных вами QR-кодов.
Ученик, принявший участие в выполнении подобного нестандартного задания, со всей очевидностью получит опыт решения сложных жизненных задач.
Валерия ВЛАДИМИРЦЕВА, учитель истории школы «Технологии обучения», кандидат исторических наук
Комментарии