search
main
0

Полста эпитетов к слову «снег»

На уроках учитель играет с детьми в «мафию» и ищет ошибки у тиктокеров

Елена ФАЙРУШИНА, учитель года-2020 Ульяновской области, – педагог со стажем преподавания семь лет. Почему жюри конкурса отдало предпочтение Елене Валерьевне перед более опытными учителями? Каков он – молодой преподаватель современности, признанный образцом для других? Ответы на эти вопросы начинаются… в детстве.

Мама будущего педагога мечтала быть… нет, не учителем, а актрисой. Мама научила маленькую Лену не только отлично, с чувством и выражением, декламировать стихи, но и вдумчиво читать, проживать всем сердцем каждое слово в книге. Мама и дочь могли целыми часами вместе репетировать стихотворение, которое Лене задали выучить в школе. Неудивительно, что девочка грезила о выступлениях на сцене, будучи школьницей, умела декламировать стихи, петь. Ей казалось тогда, что быть актрисой – ее призвание. При этом из всех учебных предметов самым любимым была литература, а дома на столе старшеклассницы всегда лежали томики стихотворений Лермонтова и Блока.

Неожиданный выбор в пользу педагогики произошел во многом благодаря любимому учителю. Примером для подражания стала Елена Владимировна Зуева, преподаватель русского языка и литературы школы №6 имени И.Н.Ульянова. «Она интересно рассказывала!
– вспоминает Елена Файрушина. – И при этом была настоящим профессионалом своего дела, научила нас анализу литературных произведений…» Таким образом, изменив свои планы, девушка поступила на филологический факультет Ульяновского государственного педагогического университета, чтобы стать учителем русского языка и литературы. После получения красного диплома дополнительно окончила с отличием магистратуру по направлению «Педагогическое образование». В настоящее время Елена Файрушина преподаватель русского языка и литературы гимназии №13 Ульяновска, классный руководитель, член экспертной комиссии по ЕГЭ и ОГЭ.

Что молодой педагог считает главным в профессии учителя? Для Елены Валерьевны приоритет – это не приемы и технологии, а умение любить детей и свой предмет. Она высказывается категорично: «Относиться к профессии учителя как к ремеслу – это нравственное преступление!»

Файрушина признается: ей плохо, когда в редких случаях не получается установить контакт с учеником и заинтересовать его. Мысли всегда о школе: «Вот было бы здорово сегодня придумать пятьдесят эпитетов к слову «снег»! Вот такая музыка подходит под настроение урока по Леониду Андрееву. А эта социальная реклама – хороший аргумент из жизни для сочинения ОГЭ!»
Девиз преподавателя: «Быть на одной волне с учениками, брать в расчет современные тенденции!» Это, пожалуй, и есть та изюминка, за которую ее выбрали учителем года. Кредо Елены Валерьевны – нестандартные подходы к обучению русскому языку и литературе. Цель – создавать ситуацию интереса к языку как к живому явлению, активизировать деятельность школьников, развивать их инициативу и речевые навыки. Такой подход позволяет видеть личность каждого ученика, поощрять его творческие способности и раскрывать потенциал. Это можно назвать примером проявления принципа современной педагогики – сотрудничество между детьми и учителем.

Такая большая задача дробится на более мелкие. Например, Файрушина учит осознанному выбору в бурном информационном потоке. Среди ее идей «Топ-5 ошибок в речи тиктокеров», «Мертвые души» – разбор финансовых ошибок».

«Я стараюсь развивать на уроках читательское воображение, – подробнее рассказывает Елена Валерьевна. – Использую в практике неожиданные вещи. Например, из бизнес-среды беру swot-анализ как исследование сильных и слабых сторон явления, из психологии применяю метафорические ассоциативные карты. Темы уроков у меня отличаются от формулировок по планированию. Например, такая тема: «Куриный бульон для души: история любви и гордости в романе И.А.Гончарова «Обломов».
Этот прием я назвала «заголовок в стиле нон-фикшен». Он помогает актуализировать знания учеников, привлечь внимание, развить воображение. Название темы урока направляет учеников к одному из самых успешных проектов современной литературы – издательскому циклу мировых бестселлеров «Куриный бульон для души» Джека Кэнфилда и Эми Ньюмарк. Книги этой серии переведены на 43 языка и опубликованы более чем в 100 странах мира, в том числе в России. С 1993 года в мире продано более 500 миллионов экземпляров книг данного бренда».

Интернет не враг этого педагога, а, напротив, большой помощник. Так, на уроках по «Преступлению и наказанию» молодая учительница играет с детьми в «мафию», с помощью Интернета ребята «бродят» по улицам старого Петербурга и читают аутентичные газеты.

«Я не люблю отрепетированные уроки! – восклицает Файрушина. – Могу много раз давать один и тот же урок по теме, но он будет всегда разным по содержанию. Я человек, умеющий анализировать. Рефлексия – неотъемлемая часть моей работы. Могу уже через десять минут после проведенного урока назвать свои недочеты, просчеты, раскритиковать себя, как самый строгий эксперт».

«Русский язык» – предмет, который на протяжении многих лет часто пытаются обновить, меняя то содержание учебников, то нюансы правил. Нужно ли это? Каково мнение учителя года и эксперта ОГЭ и ЕГЭ?

«Мы еще не пришли к идеальному учебнику, на мой взгляд, – рассуждает Елена Валерьевна. – Поэтому подобные поиски нужны. Я считаю, в учебниках по русскому языку необходимо менять не количество правил или их нюансы, а содержание упражнений.
Вторая проблема: не хватает четкой дифференциации. Мы учим по единому учебнику всех детей – и более способных, и менее одаренных, а также ребят, для которых русский язык является иностранным. Это моя головная боль, признаюсь. А вот из справочных пособий могу посоветовать коллегам замечательный «Не­учебник по русскому языку» Максима Кронгауза – неплохой ориентир в занимательности и подаче материала».

Литература переживает в современной школе, пожалуй, еще более трудные времена, чем русский язык. Как преподавать этот предмет, имея непростительно мало часов в программе? Можно ли в таких условиях донести до учеников красоту классических произведений и их нужность для жизни? И что на досуге читает сама учитель года?

«В этом вопросе я портной: крою из того, что имею, – честно отвечает Елена Файрушина. – Мне важно связать прошлое с настоящим. Ученики должны понимать, зачем им то или иное литературное произведение. Поэтому каждый год я отвечаю на один и тот же вопрос: «Зачем нам читать?..» Дальше идут варианты: «Песнь про купца Калашникова» о времени правления Ивана Грозного, «Левшу» Лескова и так далее… Много учительской энергии уходит на то, чтобы актуализировать, оживить произведение.
Иногда я переводчик с «художественного, высокого» на язык «попроще». Вы спросили о том, как донести красоту классических произведений… Тут на помощь приходят мамины уроки по декламации. В каждом программном произведении у меня есть любимый фрагмент. Я умею выразительно, до мурашек по коже, читать и пользуюсь этим. Пять минут моего чтения и ученического внимания – это лекарство от современной лексической чехарды. И дети проникаются! Они знают, что за остроумными афоризмами нужно «идти» к Салтыкову-Щедрину, за необычными хлесткими фразами – к Маяковскому, за мелодичными сладкими речами – к Есенину… Это уже неплохо!»

Сама преподавательница читает книги, которые, по ее словам, оставляют след в душе. В последнее время из-за высокой загруженности ей удается читать короткие рассказы современных авторов. Ее личный Топ-5 любимых современных произведений: «Лавр» Евгения Водолазкина, «Шантарам» Грегори Дэвида Робертса, «Мои посмертные приключения» Юлии Вознесенской, рассказы лауреата премии «Большая книга» Юрия Буйды, все произведения Анатолия Алексина. Этот список, уточняет Елена Валерьевна, ею ранжирован «по степени душевного родства».

Если вернуться к литературным произведениям, которые читают в школе, педагог подтверждает главную беду программ: нехватку часов на изучение объемных произведений. Невозможно, по ее словам, за восемь предоставленных программой часов даже просто истолковать «Героя нашего времени», написанного гением, зашифровавшим почти каждое слово. «Вот и получается только вершки срывать, а уж до корешков доходят вдумчивые читатели, каких единицы, – сетует преподаватель. – Как можно изучать в одном и том же девятом классе такие объемные и философские произведения, как «Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Мертвые души» и «Отцы и дети»?!»

Еще одна общепризнанная беда обоих школьных предметов – русского языка и литературы – современные сочинения. Елена Файрушина считает: «Если учить писать сочинение с первого класса, то в одиннадцатом можно спать спокойно. У многих учеников затруднения именно в оформлении мыслей, они знают, как соединить в связной речи «чужое», но изложить собственные мысли им сложно».

Рецепт Файрушиной – взаимодействие с коллегами. Она рада растущей тенденции написания сочинений в разных предметных областях. Так, недавно в ульяновской гимназии №13 Елена Файрушина вместе с учителем обществознания начали практиковать перекрестные эссе. В ЕГЭ по обществознанию ребята пишут эссе, где можно использовать в качестве аргумента фрагмент художественного произведения. «Получается очень интересно!» – резюмирует Елена Валерьевна.

Она ассоциирует себя с литературными персонажами из галереи тургеневских девушек: это Ася, Лиза Калитина, Джемма, Елена Стахова… Любимая цитата тоже из Тургенева: «У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошлого, не думает о будущем, у него есть настоящее – и то не день, а мгновенье». И каждый день Елены Файрушиной, безусловно, полон такими счастливыми мгновениями.

Ульяновский учитель года-2020 – постоянная участница городских, региональных, международных конференций, педсоветов, семинаров и круглых столов по вопросам педагогики. В качестве аспиранта она выступает с докладами и в родном вузе, участвует в заседаниях педагогических кафедр и публикует свои работы в научных сборниках. Елена Файрушина готова делиться опытом, регулярно проводя открытые уроки для учителей своего района и города. Находит возможности для самообразования по теме «Арт-технологии на уроках русского языка и литературы». А еще в свободное время увлекается плаванием и изобразительным искусством. Большой любовью Файрушиной по-прежнему остаются сцена и искусство декламации. Только эти таланты трансформировались, приспособились к другой задаче. И ее она считает самой важной в жизни.

Светлана ПОТАПОВА, Ульяновская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте