search
main
0

Положение о IV Всероссийской акции «Я – гражданин России»

Изменения, происходящие в России: процессы формирования гражданского общества и правового государства, переход к рыночной экономике, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью определяют новые задачи развития в стране гражданского образования на основе внедрения в педагогический процесс активных форм и методов обучения и воспитания, способствующих развитию у обучающихся навыков решения целого спектра проблем местного сообщества.

Одним из интенсивных методов включения юных российских граждан в общественную жизнь является социальное проектирование, которое стимулирует активную гражданскую подготовку юношества и позволяет каждому школьнику реально познакомиться с функционированием различных уровней властных структур, средств массовой информации, социологических служб, общественных институтов (региональных, федеральных и международных), а также проявить себя в сфере культурной и общественной деятельности.

Развивая это направление социализации школьников, Управление воспитания и дополнительного образования Министерства образования Российской Федерации, «Учительская газета», Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование», Самарский региональный Центр гражданского образования в 2001-2003 годах провели I,II и III Всероссийские акции «Я – гражданин России».

Размах Всероссийских акций ширится год от года, десятки тысяч школьников в городах и селах России реализуют широкий спектр гражданских инициатив, которые стали ныне заметным явлением в различных регионах страны.

Главное во Всероссийской акции – понимание подростком важности добровольного гражданского участия в решении актуальных вопросов на уровне поселка, района, города, региона и попытки найти и предложить свои варианты решения назревших проблем; привлечения внимания властных структур к их решению.

Общие положения

Настоящее положение определяет статус, цели и задачи Всероссийской акции «Я – гражданин России» (далее – Акция).

Учредителями Акции являются Министерство образования Российской Федерации, Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование», «Учительская газета», Самарский региональный Центр гражданского образования, дирекция партнерства «Сивитас-Россия».

Координацию деятельности по проведению Акции осуществляет Оргкомитет.

Организация и проведение Акции в регионах возлагается на органы управления образованием субъектов Российской Федерации.

Цель и задачи Акции

Акция проводится с целью формирования у молодых граждан активной гражданской позиции, социализации учащихся образовательных учреждений Российской Федерации, стимулирования интереса молодого поколения к решению важных проблем российского общества.

Задачами Акции являются:

приобретение обучающимися знаний и навыков, необходимых для успешного участия в социально значимых проектах, гражданских инициативах;

развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности обучающихся;

повышение профессионального уровня педагогов по организации социально значимой деятельности учащихся и формированию навыков социального проектирования на базе образовательного учреждения, общественных молодежных формирований.

Участники Акции.

В Акции принимают участие команды обучающихся в возрасте 11-16 лет общеобразовательных учреждений Российской Федерации, учреждений дополнительного образования детей, а также детских и молодежных общественных организаций, заинтересованных в том, чтобы внести свой личный вклад в улучшение жизни общества в своем поселке, районе, городе, регионе, стране.

Взрослые (администрация и педагоги образовательных учреждений, лидеры детских общественных организаций и объединений) принимают участие в Акции на правах консультантов, экспертов, членов жюри.

Порядок проведения Акции

Принимая участие в Акции, команда при поддержке педагогов (преподавателей обществознания, граждановедения и других учебных дисциплин; заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов дополнительного образования и др.) выявляет, формулирует и предлагает вариант решения выбранной проблемы, актуальной для их учреждения (организации), микрорайона, села, района, города.

Исследуя сущность проблемы, команда собирает различную информацию, материалы, документы, на основе которых разрабатывается и реализуется проект, который впоследствии и оформляется в портфолио. Портфолио состоит из двух разделов: папки документов и раздвижного стенда.

Папка документов включает в себя юридическую документацию, статистические данные, графики, диаграммы, фотографии, рисунки, материалы СМИ, результаты социологических опросов и другие материалы и отражает основные этапы работы команды по проблеме в логической и хронологической последовательности.

Данные материалы в папке и стенде распределяются по 4 основным разделам проекта:

I. Актуальность и важность данной проблемы для села, района, города, области;

II. Сбор и анализ информации по проблеме;

III. Программа действий, которую предлагает данная команда;

IV. Реализация плана действий команды.

Папка документов представляется в жюри для детального анализа логики работы школьников по разработке и реализации проекта.

На раздвижном стенде (четыре створки – размером 80 см х 100 см каждая) размещаются материалы в соответствии с разделами проекта, позволяющие более наглядно представить свой проект и шаги его реализации во время устной презентации.

Работа над проектом завершается устной презентацией, где обучающиеся должны продемонстрировать знание содержания выбранной проблемы, умение компетентно представить вариант собственного решения проблемы, аргументированно отвечать на вопросы; рассказать о практических результатах.

Устная презентация – это выступление команды из 4-6 человек, которая представляет свою работу и отвечает на вопросы участников других команд и жюри. В форме устных презентаций проводятся районные, городские, региональные конкурсы Акции.

Этапы и сроки проведения Акции:

В рамках подготовительного этапа (октябрь – декабрь 2003 г.)

Создание Всероссийского оргкомитета Акции.

Формирование региональных оргкомитетов управлениями образования субъектов Российской Федерации.

Проведение информационных совещаний в регионах по организации Акции на местах.

Обеспечение информационной поддержки Акции ее оргкомитетом совместно с региональными органами управления образованием (выпуск и распространение положения об Акции в средствах массовой информации и др.).

Первый этап (январь – март 2004 г.)

Проведение Акции в субъектах Российской Федерации. Конкурсы по решению местных органов управления образованием проводятся на одном, двух или трех уровнях: 1-й – район; 2-й – город; 3-й – регион.

Папки документов и фотографии четырех створок раздвижного стенда победителей регионального этапа (не более трех проектов) направляются в оргкомитет вместе с сопроводительным письмом органа управления образованием субъекта Российской Федерации и протоколом до 1 апреля 2003 года (по почтовому штемпелю). По возможности. По возможности предоставляется электронный вариант материалов портфолио в текстовом редакторе «Word for windows 6.0».

В том случае, если региональный этап не проводился, в оргкомитет присылаются не более трех проектов с сопроводительным письмом органа управления образованием субъекта Российской Федерации.

Проекты направлять до 1 апреля 2004 года по адресу: 101856,

Москва, Чистопрудный бульвар, 6, Минобразования России, Управление воспитания и дополнительного образования детей и молодежи, к.207, с пометкой «Всероссийская акция «Я – гражданин России».

Второй этап (апрель 2004 г.) – федеральный ( заочный)

Передача лучших региональных проектов в Оргкомитет и их экспертиза.

Третий этап (лето 2004 г.) – Всероссийский финал Акции

Всероссийский финал Акции проводится во Всероссийском детском центре «Орленок». Финал предполагает сбор региональных победителей Акции, проведение защиты проектов, обмен опытом работы педагогов.

Жюри Всероссийской акции

Жюри региональных этапов формирует региональные оргкомитеты.

Жюри Всероссийского этапа формирует Оргкомитет Акции.

Жюри осуществляет экспертную оценку представленных на конкурс проектов согласно определенным критериям, определяет лучшие из них.

Критерии оценки проектов

Экспертная оценка проектов осуществляется по следующим критериям:

актуальность и важность поставленных проблем;

социальная значимость проблемы;

юридическая правомерность действий;

самостоятельность разработки проекта;

разноуровневость взаимодействия с властными структурами;

реалистичность, экономичность;

перспективность;

результаты;

масштабность проблемы не имеет значения.

Подведение итогов Акции и награждение победителей

Победители второго этапа Акции награждаются дипломами, грамотами, призами управлений образования субъектов Российской Федерации.

По итогам третьего этапа Акции все команды-участницы награждаются свидетельствами, а победители приглашаются для участия в летней профильной смене в финале Акции летом 2004 года. Консультант одной из команд-победительниц (по решению оргкомитета) будет направлен на стажировку в США.

Руководство Всероссийской акцией

Общее руководство Оргкомитетом Всероссийской акции осуществляется Управлением воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Министерства образования Российской Федерации (101856, Москва, Чистопрудный бульвар, д. 6), телефон – (095) 925-62-64 – Калиш Ирина Викторовна; факс 924-69-89; e-mail: leto@mto.ru.

Общее методическое руководство осуществляет Самарский региональный Центр гражданского образования: 443111, г. Самара, Московское шоссе, 125а, к. 319. Тел./факс (8462) 51-74-34; e-mail: civitas@sipkro. samara.ru – Пахомов Владимир Петрович;

Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование» – Димова Ирина Георгиевна.

На местах методическую помощь в организации и проведении конкурса осуществляют методические службы муниципальных органов управления образованием.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте