search
main
0

Политический лидер. Каков он? Интегрированный урок по истории и обществознанию (споры об исторической роли Б.Н. Ельцина)

ЦелиОбразовательные- дать общую целостную характеристику института политического лидерства, раскрыть понятие «политический лидер», показать воздействие на общество лидеров различных типов, используя пример руководства страной Б.Н. Ельцина.Воспитательные- способствовать становлению осознанного демократического политического выбора, критического отношения к окружающей действительности, чувства гражданственности и патриотизма, воспитывать культуру ведения дискуссии, терпимость, чувство товарищества, уважение к мнениям одноклассников.Развивающие- способствовать развитию основных умений и навыков работы с источниками, дополнительной литературой, статистическими данными, выделять главное, систематизировать, решать поставленную проблему, вести дискуссию, работать в группах, работать с компьютером и электронными приложениями.

Оборудование: компьютер и интерактивная доска.Литература. Л. Н. Боголюбов. «Обществознание» 11 кл., Базовый уровень. История России (1945 – 2008 гг.) под редакцией А.В.Филиппова, материалы сайтов Интернета.Ход урокаI. Организационный момент: внешняя и внутренняя подготовка обучающихся к уроку.Вводная часть (априорная настройка учащихся на восприятие темы).Учитель: Отношение людей к политике противоречиво. Сейчас мы проведем экспресс-анкетирование. Вам необходимо ответить на вопрос: «Интересуетесь ли вы политикой?» Ответить можно «да» или «нет».Данные обрабатываются сразу на уроке, используется интерактивная доска, где в режиме Microsoft Office Excel выводится процентное соотношение.Французский писатель Андре Моруа писал: «Равнодушие к политике – тоже одна из форм политической деятельности. Тот, кто не интересуется политикой, как бы говорит: «Мне наплевать на родной город, родную страну, на весь мир. Такой человек мелко плавает… Его можно сравнить с дохлой собакой, которая то плывет по течению, то кружится на месте в стоячей воде».- Не слишком ли резко, как вам кажется? Выскажите свое мнение.Школьники высказывают свои мнения.II. Актуализация знаний.Работа с интерактивной доской.Задание 1. Сравните ваши представления о лидере с приведенными ниже определениями. Какое из них, на ваш взгляд, является наиболее универсальным? Объясните, почему.«Лидер – главный оратор и вождь политической партии». (Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона.)«Лидер – глава, руководитель политической партии, общественно-политической организации или вообще какой-нибудь группы людей; человек, пользующийся авторитетом и влиянием в каком-либо коллективе». (Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.)«Лидер – это авторитетный член организации или иной группы, личное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в общественных процессах». (Энциклопедический словарь.)«Лидер – личность, оказывающая постоянное и решающее влияние на общество, государство, организацию». (Мухаев Р.Т. Основы политологии.)Школьники анализируют определения.III. Изучение нового материала.1. Работа с учебником. Л. Н. Боголюбов. «Обществознание». 11 кл.Задание 1: найти и выписать определение «политическое лидерство».2. Работа с интерактивной доской.Задание 2: из первой графы таблицы (таблица на слайде 11 презентации к уроку) выберите наиболее значимые, на ваш взгляд, качества политического лидера, переместите их во вторую графу и проранжируйте, начиная с наиболее значимого.Задание 3:- ознакомьтесь по учебнику «Обществознание», стр.188-189, с типологией лидерства;- соотнесите тип лидера и его характеристику.Задание 4: соотнесите тип лидера и портреты политических лидеров.Учитель: Каждый из этих типов лидеров востребован и оправдан на определенных исторических этапах развития общества. Политический лидер – ведущая политическая фигура: глава государства, руководитель политической партии, общественной организации, движения. Каковы его ролевые функции? Найдите в учебнике «Обществознание» стр. 187 и выпишите в рабочие тетради.Учитель: Роль политического лидера определяется тем, как он выполняет свои функции. Порой невозможно однозначно оценить деятельность политического лидера. Таким спорным вопросом является роль Б.Н. Ельцина.Организация дискуссии об исторической роли Б.Н. Ельцина.Класс делится на две группы, из которых одна выступает в роли обвинителей, а другая – защитников политики Б.Н.Ельцина. Ученики получили опережающее задание подобрать аргументы в пользу обвинения или защиты.Учитель: 23 апреля 2007 г. в 15 ч. 45 мин. от остановки сердца в реанимации Центральной клинической больницы в Москве скончался Б.Н. Ельцин. 25 апреля на Новодевичьем кладбище, после прощания в храме Христа Спасителя, состоялись похороны. В указе президента В.В.Путина говорилось: «Б.Н. Ельцин навсегда останется в памяти народа как реформатор и последовательный сторонник демократических преобразований в стране». Но нет в отечественной истории другого деятеля, по отношению к которому наблюдался бы столь интенсивный раскол в общественном мнении. Для одних людей Б.Н.Ельцин – спаситель Отечества, для других – символ зла. И даже траур этих людей не примирил.Дискуссионные вопросы1. Б.Н. Ельцин – активный участник распада СССР.Обвинение: Б.Н. Ельцин был активным участником распада СССР. Именно лозунг российского суверенитета и его практическая реализация российским руководством сыграли ключевую роль в событиях, завершившихся 25 декабря 1991 г. спуском флага СССР над Кремлем.Защита: Сохранить СССР было нереально. Лозунг суверенитета России не был изобретением Б.Н. Ельцина. Первым о возможности выхода России из Союза сказал на I съезде народных депутатов СССР писатель В.Г.Распутин, к демократическому движению вовсе не принадлежавший.Обвинение: Но Б.Н. Ельцин перехватил эту идею, а затем реализовал ее.Защита: Среди деятелей антикоммунистического движения была довольно распространена мысль, что ликвидация Советского Союза – это неизбежная плата за сохранение России. «СССР все равно не спасти, так надо хоть распада РСФСР на части не допустить», – рассуждали многие демократы. Но большинство граждан России было за Союз – это доказано результатом референдума 17 марта 1991 года. Ликвидации СССР народ, естественно, не хотел. Но он доверял Ельцину и не доверял союзному руководству – и в итоге пассивно смотрел на разрушение государства.Учитель формулирует вывод.2. Рыночная реформа.Обвинение: Капитализм в странах Запада возникал как следствие деятельности свободных частных собственников и, в частности, их борьбы за свободу распоряжения своей собственностью. В России капитализм насаждался сверху. Сама природа насаждения рынка сверху означала, что реформа приведет к мгновенному и резкому улучшению жизни немногочисленного меньшинства, ставшего капиталистическими собственниками, и ухудшению жизни большинства. Надо вспомнить, какими методами проводились рыночные реформы: либерализация цен и «шоковая терапия», варварская приватизация с неудавшейся ваучеризацией. Все это привело к тому, что население понесло столь значительные потери, что уровень доверия к власти ощутимо снизился.Защита: Руководство во главе с Б.Н.Ельциным считало, что со временем эффективность рыночной экономики обеспечит рост благосостояния большинства населения, но какой срок для этого потребуется, нельзя предсказать заранее. Страна столкнулась с многими проблемами, которые решить в одночасье было невозможно при огромном внешнем долге. Плюс финансовый кризис 1998 года. В этих условиях необходимо было завершить индустриализацию и ускорить продвижение к информационному обществу.Учитель формулирует вывод.3. Личные слабости Б.Н.Ельцина.Обвинение: Можно много говорить о личных слабостях Б.Н.Ельцина и о том, как это нанесло ущерб престижу страны. Вот только один пример. Телезрители всего мира видели, как разгулявшийся российский лидер выхватил палочку у дирижера и размахивал ею, пытаясь управлять немецким военным оркестром.Защита: В нашем обществе принято подмечать самые неблаговидные поступки руководителей. Но даже бывший президент Польши Л.Валенса счел нужным высказаться в защиту российского коллеги: «Я могу его понять…Поймите, политика, особенно на таком высоком уровне, как пост президента, – это самый неблагодарный труд… Человеку на таком посту надо находить какую-то отдушину, оторваться от давления… С точки зрения истории, достижений такие вещи значения не имеют. Все мы люди и по-разному справляемся со своими человеческими слабостями».Учитель: Можно спорить и по другим вопросам о личности Б.Н.Ельцина. Хочется вспомнить слова бывшего президента В.В.Путина, произнесенные в первую годовщину смерти Б.Н. Ельцина на церемонии открытия ему памятника: «Бурные 90-е были временем стремительных перемен и смелых, неординарных людей… Б.Н.Ельцин, без преувеличения, принадлежит именно к такой выдающейся плеяде. За свою жизнь он не раз оказывался в ситуации сложного, принципиального выбора. Но этот путь был столь же уникален, как и судьба самой страны».В связи с 80-летием со дня рождения в Екатеринбурге 1 февраля 2011 года открыт памятник Б.Н.Ельцину. На открытии Президент Российской Федерации Д.Медведев сказал следующее: «Нынешняя Россия должна быть благодарна первому президенту Борису Ельцину за то, что в самый сложный период истории страна не свернула с пути преобразований и движется вперед».IV. Закрепление.Учитель: Рассмотрите, в какой последовательности расположились перечисленные факторы успеха политических лидеров в результате опроса населения в 1996 году. Сравнить с тем, как их расположили ученики в начале урока. Сделать возможные выводы из этих показателей.Беседа. В чем состоит практическая значимость знаний о политическом лидерстве?V. Рефлексия.Ученики заполняют таблицу.VI. Домашнее задание.Л.Н. Боголюбов. «Обществознание». 11 класс: §16, документ на стр. 191, вопросы и задания к документу на стр. 192.Прим. ред. Полностью материал с приложениями (презентация, видеоматериалы) опубликован на сайте www.ug.ru в разделе «Методика».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте