Стараться сделать человека здоровым, тем более человека школьного возраста, можно по-разному.
Можно регулярно водить его к врачам, кормить полезной едой и витаминами, заставлять делать зарядку и заниматься спортом. Но до тех пор, пока он, во-первых, сам не осознает важность здоровья, во-вторых, не поймет, что только он сам за него отвечает, и, в-третьих, не захочет узнать «что такое хорошо и что такое плохо», все усилия взрослых могут остаться безрезультатными.Все эти три составляющие, на наш взгляд, реализуют в ходе замысливания и осуществления школьных проектов, имеющих отношение к каким-либо факторам, влияющим на здоровье, – питанию, спорту, психологическому климату, вредным привычкам и зависимостям.Когда у ребенка появилась позиция «Я хочу это выяснить», важно предоставить ему возможность действовать. Именно такая возможность открывается в детском проекте, где ребенок вместе со своими единомышленниками может заняться тем, что интересно именно ему, благодаря этому определить, проверить, уточнить свои интересы, при этом пробуя свои силы, развивая проектные способности. Но чтобы детский проект не сводился только к поиску информации, самообразованию, нужна помощь взрослых – родителей и учителя, которые помогают ребенку пройти весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта.В нашей школе №629 такие детские и детско-взрослые проекты, интересные детям разного возраста, делают уже несколько лет, например, есть интересный проект «Пейте, дети, молоко – будете здоровы!».Сегодня каждый второй школьник имеет те или иные проблемы с пищеварительной системой организма. Среди причин – несовершенство питания и дефицит молока в рационе. Проектирование начинается с анализа ситуации и выявления имеющихся проблем. Дети заметили, что в школьной столовой часто предлагают молоко, молочные продукты, каши, но основная масса детей не съедает эти продукты. Так и зародился наш проект, в ходе которого ребята выясняли, в чем польза молока, как к нему относились в разные времена, где и как использовали раньше и как оно используется сейчас. Поиск информации осуществлялся на уроках и вне уроков.Чтобы узнать, как школьники относятся к молоку, что о нем знают, употребляют ли молочные продукты, ребята проводили анкетирование учеников разных классов – со второго по седьмой. Дети самостоятельно или при помощи родителей добывали интересную информацию. В ходе дискуссий у детей возникали все новые и новые вопросы: почему молоко полезно, какие в нем есть витамины, кому противопоказано молоко, для получения ответов на вопросы мы с учителями-предметниками проводили интегрированные уроки. С помощью учителя рисования Е.Фелюковой дети приготовили презентацию картин, как-то связанных с молоком, его получением и использованием, сопровождавшуюся рассказом о каждой из них. Работая в группах, они смогли, кроме того, распределить картины в зависимости от жанра. На следующем этапе работы над проектом для того, чтобы показать разнообразие молочных блюд, дети с помощью преподавателя технологии Татьяны Лазаревой и родителей собрали рецепты приготовления разнообразных блюд из молока, сыра и творога. Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ученика, и для родителя. Тем более отрадно, что родителей и даже бабушек и дедушек не приходилось уговаривать участвовать в проекте – они сами предлагали свою помощь. К примеру, у нас в классе есть традиция: на собрании появляется «Ящик откровения», куда родители и дети могут опустить свое послание. И вот в ящик попало письмо, в котором мама предлагала свою помощь. Так появился мастер-класс «С мамой на кухне», где дети учились готовить полезные блюда из молочных продуктов, рецепты которых они собрали.Работая над этим проектом, дети с помощью библиотекаря нашей школы Г.Арчибасовой выяснили, какая литература по этой теме есть в нашей библиотеке. Но школьной библиотеки нам показалось мало, и мы отправились в районную библиотеку. Оказывается, о молоке и молочных продуктах есть немало произведений. Детям удалось найти загадки, пословицы, поговорки, песенки, мифы, легенды, притчи, народные приметы и даже научные статьи. Все это было прочитано ими, изучено и обсуждено.Дети любят конфеты, поэтому у них, конечно же, возник еще один вопрос: а используется ли в приготовлении конфет молоко? Проанализировав этикетки некоторых шоколадных конфет, они установили, что в состав конфет «Коровка» входит сухое молоко. Чтобы выяснить, что такое сухое молоко и есть ли оно действительно в конфетах, мы отправились на самую «вкусную экскурсию», на кондитерский комбинат «Рот Фронт», где не только выяснили, но и посмотрели процесс производства.Чтобы получить ответ на вопрос, есть ли люди, которым противопоказано молоко, мы обратились к нашим медицинским работникам, которые помогли разобраться в этом. Родители устроили эрудит-кафе «Молочные реки», что не только повысило познавательный уровень учащихся, но и показало заинтересованность родителей, было важным фактором поддержания мотивации школьников при выполнении проектной работы.Дети оформили выставку своих работ, пропагандирующих здоровый образ жизни и правильное питание, все собранные материалы, вся информация нами сохраняется и доступна всем, кому эта тема интересна.В завершение работы над проектом мы предложили одноклассникам составить меню школьника. Нас очень порадовало то, что дети, участвовавшие в проекте, стали включать в рацион питания молоко и молочные продукты, что можно считать одним из значимых результатов работы над проектом.Это далеко не единственный детский проект в нашей школе, связанный со здоровьесбережением, в частности, с питанием. Участники таких проектов обмениваются полученными знаниями, например, шестиклассники пригласили нас на Праздник русской каши – презентацию еще одного проекта по питанию (руководитель Т.Лазарева) – в школьный этнографический музей. Дети совершили экскурс в историю русской материальной культуры, расширили свои знания по проблеме проекта и убедились, какой вкусной и полезной может быть обыкновенная каша.Над проектами такого рода мы продолжаем работать, у детей появляются все новые и новые задумки, интерес детей и родителей не ослабевает.Наталья МИНЕНКО, заместитель директора школы №629;Валентина ЖАСМИНОВА, ведущий научный сотрудник МИРО
Комментарии