Ни для кого не секрет, что предметно-пространственная среда играет большую роль в жизни ребенка. Развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала группы, возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности и уединения.
Главная задача педагога при организации такой среды заключается в создании детям возможности выбора занятий по интересам, проявления самостоятельности и инициативы, в обеспечении условий для самореализации через различные виды детской деятельности. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Развивающим эффектом обладают не сами объекты, а детская деятельность, которая организуется взрослыми либо самостоятельно. Здесь проявляются профессионализм и творческий потенциал педагога.
Для того чтобы детям было интересно, мы выделяем центры активности, которые должны быть зонированы. В этом нам помогает не только трансформируемая мебель (низкие стеллажи и столы на колесиках), но и пространство пола (говорящий пол, лабиринты, классики, разноцветные дорожки с использованием ортоковриков). Мы стремимся к максимальному использованию образовательного пространства как помещения группы, так и спальни. Свободное пространство позволяет нам использовать нейротренажеры (нейроскакалки, борды, доски Бельгоу, доски обратной связи). Высокой популярностью у наших детей пользуется помещение спальни для физической активности, конструирования, экспериментирования. Дети могут здесь просто уединиться и отдохнуть.
Наша школа участвует в городском образовательном проекте «Дошкольное пространство без границ». Мы приглашаем всех на экскурсию по нашим группам.
Развивающая предметно-пространственная среда начинается уже с раздевалки: у шкафчиков нет дверей. Дети учатся соблюдать порядок на полках. Здесь же они осваивают культурно-гигиенические навыки. Открытая раздевалка позволяет сохранить личное пространство ребенка и при этом вызывает эмпатию и желание помогать друг другу.
Групповое пространство решает множество важнейших задач. Транспортируемость пространства позволяет детям за считаные минуты организовать игру в любом месте группы. Игровой процесс позволяет с легкостью совершить полет на ракете, попробовать себя в роли продавца или стилиста, поехать на экскурсию на воображаемом автобусе. За счет легкости и мобильности мебель легко передвигать. Отдельно хочется отметить то, что мы еженедельно делаем перестановку в группе, и дети каждый раз попадают в новую среду. Таким образом, мы даем ребятам возможность практиковаться в поисково-исследовательской деятельности. Дети исследуют новое пространство, и это стимулирует их к поиску решений. Большое преимущество трансформации заключается не только в том, что оно позволяет играть везде, но и в том, что с быстротой и легкостью дети все убирают, при этом образуется свободная площадь группы для подвижных игр.
А как дела обстоят в спальне? Спальня – это не только место для сна, но и дополнительное игровое и образовательное пространство. Дети могут там уединяться, создавать любые игровые замыслы не только на полу, но и на подиумах, а воспитатель решает образовательные задачи. Не секрет, что тихий час – это нелюбимое время для некоторых детей. Как же сделать так, чтобы этот процесс стал так же любим, как игра? За счет удобности и компактности индивидуальных постельных принадлежностей. Дети порой с большим нетерпением ждут тихого часа, ведь они могут договориться и поменяться друг с другом, решить вопрос, кто и где будет сегодня отдыхать. Как же это интересно для детей!
Развивающая предметно-пространственная среда нацелена на личностно ориентированный подход к каждому ребенку. Это отсутствие жесткой регламентации детской деятельности.
Среда построена в соответствии с особенностями каждого ребенка и нацелена на охрану и укрепление здоровья детей, коррекцию недостатков в их развитии. Она обеспечивает психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление в более взрослый период жизни.
Дошкольное пространство без границ – это здорово!
Галина КАШЛЕВА, старший воспитатель школы №1359 имени авиаконструктора М.Л.Миля;
Наталья ВАСИНА, Татьяна МЕСТЕР, воспитатели школы №1359 имени авиаконструктора М.Л.Миля
Комментарии