12 ноября по календарю – Синичкин день. Чудесная и добрая экологическая акция. Каждый год отмечаем ее с детьми с размахом. Учим заклички, печем булочки в виде птичек и, конечно, развешиваем кормушки. Вторая декада ноября – это время, когда обычно температура устанавливается ниже нуля, земля укрыта снегом, поэтому птицам, которые не улетели от нас в более уютные места, все труднее и труднее добывать себе корм самостоятельно, они вынужденно перебираются поближе к человеческому жилью. И в наших с вами силах помочь им пережить зимнюю бескормицу.
Так в классе за окном появилась кормушка. Столько детского волнения: а найдут ли птички наше угощение? Первые посетители птичьего ресторанчика прибыли уже на следующий день. То ли заклички подействовали, то ли сороки на хвосте слух разнесли, что на Таити лететь теперь не обязательно, в школе №719 очень неплохо кормят. Маленькие повара и официанты (ученики начальной школы) очень старались: учились готовить птичьи кексы, приносили арахис, семечки подсолнечника, тыквы, развешивали несоленое сало.
Наблюдать за птицами за окном – одно удовольствие, лучшее средство для поднятия настроения в дни осенне-зимней непогоды. Скоро замечаешь, что у каждой птахи свои характер и темперамент: одна прилетит, с большой опаской схватит семечку – и на осинку – расклевывать, другой же, поувереннее, посмелее, залезет в кормушку целиком, растопорщит крылья и прямо там начнет трапезничать, не давая полакомиться остальным сородичам. Тогда приходится старшему поколению объяснять молодняку правила поведения «за столом». Иногда бывают и стычки, летят в разные стороны пух и перья, раздаются направо и налево тумаки. Большие синицы – задиристый народ.
Если вдруг «официанты» немного зазевались и вовремя не подали десерт, очень мило наблюдать, как оголодавшие посетители кафе сначала только заглядывают в окно, потом робко, а в конце концов возмущенно стучат клювиками, мол, не видите, что ли, у нас еда закончилась! И тогда «официанты» тут как тут с разносолами.
Вскоре мы заметили, что стали в кормушку наведываться какие-то очень красивые, но неизвестные нам птахи. А очень хочется знать всех поименно! В библиотеке взяли атлас-определитель птиц, изучили вопрос, оказалось – лазоревка! Очень милая, яркая, с синей шапочкой на голове. Суть да дело, сами не поняли как, но так увлеклись, что теперь мы бердвотчеры. Таким английскими словом по всему миру называют любителей наблюдать за птицами в дикой природе (bird – «птица», watching – «наблюдать»). Учимся узнавать птиц по голосу, изучаем их повадки, ведем полевой дневник наблюдений и список увиденных видов. К нам, на территорию школы №719, прилетали краснокнижные клесты-еловики, дрозды-рябинники, снегири, огари, скворцы, зяблики. Ну и воробьи (в основном полевые, домовые намного реже), галки, голуби, серые вороны, само собой. С недавних пор частым гостем стал большой пестрый дятел. На соседнем клене выдолбил он расщелину, зажимает в ней свою трофейную шишку, и через пять минут от шишки остается только остов – всю проворно склевывает. Ловкость клюва и никакого мошенничества. И улетает восвояси. Но всегда обещает вернуться. А мы ждем.
Татьяна ПРОЦЕНКО, учитель английского языка школы №719
Комментарии