Моя маленькая внучка долго изучала мои «старинные» наручные часы, а потом спросила: «А где же тут клик?» Мне неоднократно приходилось видеть едва начавших ползать малышей, которые целенаправленно двигались к игрушке, нажимали кнопку и радостно гулькали, когда она начинала играть мелодию, качаться-крутиться. То есть современные дети растут совсем иначе, чем росли мы и наши собственные чада. Еще даже не начав ходить, а тем более говорить, они усваивают нехитрый принцип: нажал кнопку, кликнул – и весело. А немного позднее именно такую кнопочку для «клика» они пытаются найти практически везде. «Что же делают твои часы? Только показывают время?!» Ну конечно, любой приборчик, по мнению детей, должен быть многофункциональным.
Я не думаю, что здесь уместно рассуждать о пользе или вреде данного явления. Это просто факт, отличительная черта современности. Кстати, я также не согласна с тем, что нынешние подростки не читают. А что же они делают, глядя на экранчики и обмениваясь сообщениями буквально со скоростью света, разыскивая в Сети нужную информацию? Были бы неграмотными, ничего такого бы не делали. Многие читают в транспорте, в очереди, просто их книжки открываются не на глиняных табличках, а с помощью различных гаджетов.
Мудро поступают родители, следящие за тем, сколько времени их чадо проводит у компьютера. Предлагают иные занятия, записывают в спортсекции и в музыкальную школу, ходят в походы, гуляют. Самые умные вспоминают фразу из старого советского фильма: «Счастье – это когда тебя понимают». Ребенка иной раз нужно просто выслушать. Книга стоит на полке, вы можете ее снять всегда. Детям требуются внимание, помощь, участие сейчас. Известно, что подростки, например, спросив три раза и не добившись реакции взрослых, перестают задавать свои вопросы. Но это не значит, что они перестанут искать ответы. Вот только где – на улице, у случайных знакомых, в Интернете?.. Сетевая безопасность, понимание того, что не каждый «добряк» во дворе желает им добра, зависят не только и не столько от лекций и нотаций, сколько от внимания взрослых членов семьи к детским нуждам. Родительский радар должен быть включен круглосуточно и круглогодично.
Помните старую английскую шутку: «Мери, что-то твой младший братик давно притих. Сходи посмотри, чем он занят, и скажи ему, чтобы он немедленно прекратил»? Да, если дети притихли, если на ваши вопросы о том, чем заняты сын или дочь, вы получаете ответ: «Ничем, никто» или просто пожимание плечами, постарайтесь добиться вразумительного ответа.
За последние два года все больше стала заметна проблема, с которой уже начали сталкиваться педагоги в тех странах, где обучение в школе начинается с пяти лет. Пандемия, непредсказуемые ограничения, маски, коды… Однако, несмотря на все предпринимаемые властями многих государств меры, люди продолжают болеть. Население планеты просто устало, глобальная фрустрация ощущается, как слой атмосферы, окутавший планету. Есть такая латинская поговорка: Reductio ad absurdum («Сведение к абсурду»). То есть любую ситуацию можно довести до крайности. Но многим людям, особенно педагогам, кажется, что абсурд мы уже миновали и перешли в новую, неизвестную реальность.
Моя коллега из Австралии пишет, что они могут гордиться – Австралия сейчас занимает первое место по локдауну. Чтобы увидеться с родными, можно поехать на расстояние не более 100 километров, а ее сын живет на расстоянии 105 км. Общаются по скайпу и не знают, когда это кончится. О поездке к другому взрослому сыну, который два года назад поехал по работе в Европу и застрял, даже не мечтают. В Греции перед Новым годом издали указ о ношении на улице двух масок разом, одной поверх другой, и с 3 января ввели еще массу ограничений. Туристы массово аннулировали свои туры, опустели отели, множество людей остались без работы. Причем эти ограничения в любой стране действуют для всех независимо оттого, вакцинирован человек или нет. Примеры, как говорится, можно множить. Нам, учителям, нужно готовиться к новому вызову. Маленькие дети не говорят. Об этом пишут врачи, учителя, бьют тревогу.
Что происходит? Когда мы учим малыша говорить, он или она внимательно смотрят на наш рот, лицо и стараются повторить наши мимику, артикуляцию. Сегодня все взрослые в масках, дети не понимают, откуда идет звук, что надо делать. А может быть, просто не хотят общаться с непонятным лицом, предпочитают «клик». Учитель у доски в маске. Летя на этой неделе рейсом Москва – Новосибирск, я услышала объявление: «Все дети начиная с шести лет должны быть в масках в течение всего полета!» Честно сказать, и нам, взрослым, было тяжело пять часов находиться в маске. Дети сначала орали, протестуя, а потом устали и затихли. Никто не разговаривал…
Нина КОПТЮГ, Новосибирская область
Комментарии