Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Покой. Застой. Деградация. Такая траектория исключает развитие

Учительская газета, №40 от 4 октября 2005. Читать номер
Автор:

Пожалуй, самой неоднозначной в системе образования является фигура руководителя. Время идет вперед, и вместе с ним меняется представление о том, каким должен быть, к примеру, директор школы. Кто он в большей степени: менеджер или педагог? Или должен сочетать в себе качества того и другого? Что вообще включает в себя сегодня понятие «управленец»? Об этом наш разговор с заместителем председателя Комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга Петром БАРАНОВЫМ.

– Переход на финансово-хозяйственную самостоятельность расширяет функции руководителя образовательного учреждения, и, прямо скажем, еще немногие руководители готовы выполнять эти функции на должном уровне, потому что большая часть из них, исходя из традиций российской системы образования, отождествляет себя исключительно с лучшим учителем. Кто такой директор школы в сознании общественности? Это – лучший педагог данного образовательного учреждения. Это позволяет директору заниматься руководством не формально, поскольку он, являясь лидером в образовательной деятельности, может продемонстрировать всем лучшие образцы преподавания. Не случайно в российской управленческой литературе использовалось понятие «школоведение», а не понятие «менеджмент в образовании» или «образовательный менеджмент».

Если говорить о сегодняшней петербургской тенденции, то, как, наверное, во всей России, она заключается в том, что, к сожалению, наши директора отказываются от ведения уроков, ссылаясь на чрезвычайную загруженность. Поэтому традиция прошлой школы, когда директор был лучшим педагогом, увы, уходит на второй план. Сегодняшний директор встает перед выбором: на что больше обратить внимание, что должно быть приоритетным? Многие отдают предпочтение следующей стратегии: директор должен обеспечить наиболее комфортные условия для организации образовательного процесса. Если эта миссия успешна, то и многие вопросы решаются, и удовлетворение получают учащиеся, педагогический коллектив, родители. Но мне представляется, что директор должен сегодня решать две очень важные задачи: разрабатывать стратегию развития своего образовательного учреждения и оперативно реагировать на современные запросы. То есть в деятельности директора сочетаются, как ни парадоксально, с одной стороны, стратегическое мышление, работа на перспективу и, с другой – знание современных технологий, которые позволят эту стратегию реализовать. А в основе всего этого, конечно, должна лежать хорошая методологическая подготовка, хорошая осведомленность в различных областях знаний. Сегодняшний управленец – это управленец, который ориентируется во многих областях знаний, включая не только знание своего предмета, но и знание психологии, дидактики, общих вопросов методики и вопросов, связанных непосредственно с управленческой деятельностью.

Мы должны помнить: для того чтобы осуществлять стратегическое планирование, управленец обязан понимать и оценивать реальный уровень развития своего образовательного учреждения. Увы, сегодня руководители в основном обращают внимание на внешнюю оценку. Какова она? Аттестация руководителей образовательных учреждений, аттестация образовательных учреждений. Не все руководители могут ответить на вопрос: как работает мой педагогический коллектив и какими реальными учебными достижениями обладает мое образовательное учреждение? Руководитель не должен ждать, когда придут внешние эксперты, а должен выступать, по сути, заказчиком аудита, чтобы отслеживать динамику развития своего образовательного учреждения.

Одна из вечных проблем – проблема власти. Поскольку сегодня руководитель находится в условиях автономизации образовательного учреждения, в условиях перехода на финансово-хозяйственную самостоятельность, то может ею активно пользоваться. В связи с этим мы зачастую сталкиваемся с ситуацией, когда многие руководители выступают как удельные князьки и пытаются подчинить своему влиянию всех членов педагогического коллектива, усиливая тем самым авторитаризм в управленческой деятельности.

Еще проблема – ценности, которых придерживается руководитель, потому что от ценностей, которые лежат в основе управленческой деятельности, будет зависеть все остальное. Если руководитель ориентирован на некую показуху, конъюнктуру, то соответственно нельзя вести речь о стабильности работы всего педколлектива.

Конъюнктура может меняться, и директор подобно флюгеру будет подстраиваться под те запросы, что идут сегодня от общества. Безусловно, они важны, но мне представляется, что достоинство системы образования в ее консерватизме, и здесь необходимо найти оптимум консерватизма, чтобы образовательное учреждение стабильно развивалось.

Не менее важен вопрос, как руководитель управляет в своем коллективе системой отношений. Директор не должен превратиться в управленца-технократа. В других системах, где человек может не представлять ценности, такой подход к управлению будет оправдан, но в системе образования, которая относится к социальным системам, очень многое зависит от людей. И насколько управленец сегодня может руководить системой отношений в рамках педколлектива между различными группами, зависит многое.

Директор сегодня должен рассматривать свое образовательное учреждение не как изолированное от внешнего мира, а как систему, которая вписана в более глобальную систему. Допустим, в микрорайон, город.

В центре внимания современного руководителя, особенно в условиях реформирования системы образования, должна быть и такая проблема, как создание условий для раскрытия профессионального, духовного, нравственного потенциала своих педагогических кадров. Если руководитель перегружает учителя огромным количеством часов, отвергает его потребность в повышении квалификации, не посылая учителя под разными предлогами на курсы, семинары, то он тем самым обедняет прежде всего саму школу.

Естественно, когда мы говорим о руководителе, то наряду с управленческой деятельностью он должен осуществлять функцию контроля. К ней можно относиться по-разному, но мое глубокое убеждение: контроль обязателен.

Еще одна проблема, традиционная для управленческой деятельности, – это умение грамотно работать с информацией. Если руководитель обладает всей полнотой информации, он может ее проанализировать и принять верное управленческое решение. Как правило, ошибки, которые совершают сегодня руководители образовательных учреждений, обусловлены тем, что они по разным причинам не владеют полной информацией.

Сегодня в работе руководителя огромное значение приобретает его умение выстраивать отношения как на уровне педагогического коллектива, так и с другими структурами и организациями. Чтобы реализовать все вышеозначенные подходы к деятельности директора двадцать первого века, необходимо, чтобы любой управленец обладал способностью к рефлексии, то есть умел внимательно анализировать профессиональную деятельность, которую осуществляет. Если рефлексии нет, то нет самоанализа, нет самооценки, и фактически наступает определенная успокоенность, которая может привести к застою и деградации. А поскольку мы говорим о развитии образовательного учреждения, то это будет противоречить позитивным начинаниям и идеям.

– Но как научить этому?

– Конечно, руководитель рождается не сразу, не после окончания педвуза. Он должен пройти определенную подготовку, и большую помощь здесь окажет работа в качестве педагога в образовательном учреждении. Кстати, наш регион был одним из первых, где на базе РГПУ имени А.И.Герцена был открыт факультет организаторов народного образования, на котором осуществляется работа по подготовке управленческих кадров для системы образования. Туда набираются педагоги по заявкам районов, и это лучшие педагоги, инициативные, серьезно проявившие себя в работе с классными коллективами, которые хотели попробовать свои силы в качестве директора, заместителя директора. Сегодня такая работа продолжается и совершенствуется. После прохождения образовательных на базе факультета программ слушатели стажируются в лучших образовательных учреждениях, где на высоком уровне организована управленческая деятельность.

– Петр Анатольевич, если бы вам довелось быть художником, каким бы вы изобразили идеального директора?

– Если штрихообразно, то директор школы двадцать первого века должен быть руководителем, который не боится принимать самостоятельные решения, не боится нести ответственность за них. Профессионал в самом широком смысле этого слова, причем под профессионализмом понимается знание педагогических и психологических, управленческих проблем. Толерантен. В школе работают разные педагоги, и мастерство руководителя в том, чтобы сделать свой коллектив полифоничным во всех отношениях. Директор сегодня должен выступать хорошим аналитиком. Без этого нет пути вперед. Мы не получим программы развития образовательного учреждения, а будем иметь дело с функционером, который выполняет только предписания сверху. Директор также должен обладать умением решать финансовые проблемы, в соответствии с действующим законодательством находить механизмы многоканального финансирования, привлечения спонсорских средств, чтобы обеспечить необходимые условия для организации образовательного процесса и обеспечения качества образования.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту