Учитель – одна из древнейших профессий. Нет, в первобытном обществе на это вряд ли стали бы тратить время. Главной заботой было найти что-нибудь съедобное и не попасть в лапы голодного хищника. А вот позже? Например, в Древнем Египте? Ведь учителями там были не простые смертные, а сами жрецы! Да, но если это были люди, посвятившие свою жизнь служению богам, то кому придет в голову прославлять их как учителей?
Может быть, мы найдем что-нибудь в эпохе средневековья? Предвижу, как учитель иронически усмехнется: это в “темные”-то века? Ну положим, не такие уж они были и “темные”. Во всяком случае, девиз философии средних веков был удивительно современен: знать, чтобы верить, чтобы знать. И пусть на закате, но именно в средние века, появляется интеллигенция. Стремительно растущим городам требуется все больше образованных людей, а деятелей новой культуры все больше привлекает всесторонне развитый человек, в котором все прекрасно: душа и тело, мысли и чувства. Не случайно поэтому новое время, пришедшее на смену средневековью, заставило задуматься над системой воспитания и образования и дало миру такие имена, как Я. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж.Руссо, И. Песталоцци. Перечитайте труды этих великих педагогов и вы увидите, как много внимания в них уделено не только умственному, но и нравственному воспитанию, как много в них раздумий, но и нравственному воспитанию, как много в них раздумий о том, каким должен быть наставник детей. Вот несколько выдержек из их работ. Учителя должны “быть приветливы и ласковы” и привлекать детей “своим отеческим расположением, манерами и словами”. – считает Коменский. Воспитатель должен воспитывать личным примером, так как это действует “сильнее хороших правил”, – говорит Д. Локк. “Наставники должны быть человечны, просты, скромны и сдержанны”, – вторит им Руссо.
Разве с тех пор эти требования утратили свою актуальность? Они лишь пополнились новыми, сообразными с духом времени. Каким же сегодня видится нам хороший учитель?
Думаю, никто не станет возражать, если я скажу, что хороший учитель тот, кто хорошо знает психологию ребенка и педагогику, кто хорошо знает свой предмет, кто влюблен в него. Такой педагог не ограничивается только школьной программой, наоборот, он продолжает учиться сам, пополняя свои знания. На уроке такого учителя у детей возникает желание обратиться к историческим романам, научной литературе, у них появляются вопросы, и эти вопросы тем интереснее, чем больше они узнают из книг и от учителя. Хороший учитель и сегодня тот, кто по-доброму относится к детям, кто может стать для них настоящим другом, кто может искренне радоваться их успехам, даже незначительным, кто приходит на помощь ребенку в трудную минуту, кто может проявить сочувствие и понять, потому что никогда не забывает о том, что и сам когда-то был ребенком.
Слова, слова… Сколько их уже сказано о роли, о терпении, о бескорыстии. А как хотелось бы, чтобы за этими словами последовали, наконец, дела, которые вознесли бы учителя на ту высоту, какой он действительно достоин.
Валентина ПЛЕХАНОВА,
учитель истории
Забузанский район
Комментарии