search
main
0

Поймут не все

Многим из вас, думаю, знаком один из юмористических штампов, который используют создатели комедий: один человек издалека жестикулирует, привлекая внимание другого, а третий думает, что это адресовано ему. Я сам пару раз был жертвой подобной ситуации. Идешь по улице и вдруг видишь, как какая-нибудь девушка, улыбаясь, машет тебе рукой. Ты, думая, что это предназначено тебе, тоже расплываешься в улыбке, киваешь и машешь в ответ… А потом оказывается, что она просто увидела какого-то знакомого за твоей спиной. Впрочем, бывают и другие случаи, совсем не смешные.

 

Не только поэты и писатели, но также многие блогеры и журналисты очень любят цитировать слова Федора Тютчева «Нам не дано предугадать, // Как слово наше отзовется…» И все они знают, насколько непредсказуемой может быть реакция аудитории на то или иное произведение – рассказ, пост, статью, четверостишье и пр. Пишешь, ожидая одного, а получаешь нечто совершенно иное. Думаешь, сотворил шедевр, а народ почему-то вообще не реагирует. Накатал что-то совсем уж дежурное, казенное, вдруг получаешь вал гневных или восторженных откликов, комментариев. Причем нередко люди пишут вообще о другом, а твой пост или очерк для них лишь повод о чем-то вспомнить, задуматься, поразмышлять. Или обвинить тебя самого в каких-то грехах.

Но иногда возникают довольно странные ситуации.

Например, ты рассказываешь о какой-нибудь проблеме и/или человеке, не называя ни имен, ни регалий, ни даже региона. И делаешь это, с одной стороны, чтобы люди поняли – вот, посмотрите, написанное касается вас всех, без перехода на личности, это явление общего масштаба. А с другой – все-таки адресуешь материал кому-то конкретно, лично или коллективно. Мол, кому надо, тот поймет, sapienti sat. Полагаю, вы тоже знакомы с подобным приемом. Говоришь вроде бы общие слова, а все знают, кого они касаются. Или же знает только тот, кого это касается.

А потом ты бываешь просто раздавлен, когда внезапно оказывается, что все твои осторожные намеки, тонкие упреки, саркастические уколы какой-то человек принял целиком на свой счет, хотя ты о нем даже и не вспомнил. И жутко на тебя обиделся. Как вариант – ты в стихотворении признался в любви некой леди, надеясь, что она прочтет и оценит глубину твоих чувств. Но она прочла и ничего не поняла. Зато другая поняла все превратно.

Однажды я написал статью в одно юмористическое сообщество, где предложил свою версию происхождения слова «бакенбарды», мол, на самом деле так раньше называли людей, которые сидели на маленьком плоту и пением авторских песен предупреждали плывущих по реке о наличии опасных мелей. И, дескать, вид у них был соответствующий – с симметричной растительностью на лице, по которой представителей этой профессии и узнавали в обществе.

В общем, стеб 100‑го уровня, ерничанье на тему народной этимологии. И ничто иное. Каково же было мое удивление, когда спустя несколько лет я совершенно случайно узнал: оказывается, одна моя знакомая, прочтя все это, подумала, что это написано про нее с целью высмеять ее умение петь, аккомпанируя себе на гитаре. Я бы в жизни до такого не додумался! А оно вон как.

Но было и совсем другое разочарование… Когда девушка, которую я любил, в разговоре с кем-то долго и очень уважительно рассказывала о некоем мужчине, сыгравшем в ее жизни очень важную роль. Будучи невольным свидетелем этого разговора, я какое-то время слушал это повествование с чувством глубокого удовлетворения и умиления, разве что слюна изо рта не потекла. А в итоге оказалось, что моя любимая имела в виду другого.

…Я до сих пор не научился писать так, чтобы люди все поняли правильно. И чтобы содержание дошло до нужного адресата.

Вот и эту колонку, подозреваю, некоторые примут на свой счет. Хотя она совсем не про них. А те, кому колонка предназначена, даже ее и не увидят. Или, увидев, не поймут…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте