search
main
0

Пойдем со мной!?

Проблемно-педагогическая ситуация

Самое драгоценное для каждого родителя – его ребенок. Физическое, психологическое здоровье, безопасность ребенка – то, о чем неустанно заботятся мамы и папы.

Тема безопасности обширна и многогранна. Безопасность – это один из главных критериев уровня жизни человека. Для маленького и неопытного ребенка безопасность – это гарантия здоровья и счастливого будущего.

В жизни каждой семьи наступает период, когда ребенок взрослеет, получает известную долю самостоятельности и, как следствие, находится какое-то время без взрослых. В такой момент ребенок должен уметь сам позаботиться о себе, а для того чтобы он смог это сделать четко и эффективно, взрослые обязаны подготовить его, научив основам безопасности.

Одна из ситуаций – попытка чужого взрослого увести ребенка. В последнее время эта проблема стала более рельефной и актуальной. Уже неоднократно проводились социальные эксперименты – провокации, когда ребенка уводил незнакомец, и результаты всегда были печальными.

Мы решили не оставаться в стороне. Для решения проблемы мы стали применять метод игрового тренинга по системе Н.П.Гришаевой «Технологии эффективной социализации». Педагоги моделируют потенциально опасную ситуацию, проигрывают ее с детьми, а затем обсуждают последствия собственных поступков и принятых решений в детском коллективе («круг рефлексии») и дома с родителями.

Воспитательно-образовательная деятельность, направленная на освоение опыта безопасного поведения ребенка, должна осуществляться поэтапно и ступенчато. Важно сначала заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности (подготовительный этап проведения проблемно-педагогической ситуации). Затем необходимо вводить правила в жизнь детей, показывать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать дошкольников и младших школьников в умении применять эти правила. На основе усвоенных знаний и умений (превращение правил из внешних требований во внутренние мотивы) возможно осознанное овладение реальными (доступными) практическими действиями.

Родители и педагоги объясняют ребенку, что чужой взрослый, уводящий ребенка, не имеет намерения вернуть его потом родителям, у него нельзя вызвать жалость, с ним нельзя договориться, такой злодей не исправится и не станет добрым. Кроме того, злодеи часто не выглядят в жизни таковыми, даже наоборот. С детьми обсуждаются варианты фраз, которые злоумышленник может использовать в разговоре.

Сама проблемно-педагогическая ситуация (ППС) проводится без присутствия взрослых, но желательна видеозапись ППС с дальнейшим просмотром и обсуждением с педагогами.

Человек, проводящий ППС, должен быть незнаком детям, но владеть знаниями о психологии возраста и понимать эмоциональное состояние детей, а также уметь завершать ситуацию на позитивном моменте.

Ситуации следует прорабатывать, начиная с самых простых (менее эмоционально напряженных), затем переходить к сложным – сначала с игрушками (куклы), потом с людьми.

Проводя ППС в детском саду, в начале года педагоги обязательно предупреждают родителей о проведении таких ситуативных занятий. После каждого мероприятия воспитатель вывешивает в групповой раздевалке табличку: «Ситуация». Это сигнал для пап и мам. Они должны обязательно расспросить ребенка о происшедшем, вместе сделать соответствующие выводы. Часто приходится наблюдать существенные расхождения в том, что делал ребенок на самом деле, что говорил на «круге рефлексии» и что потом рассказал дома. Анализ таких сведений – неоценимая информация для педагога и психолога. Тут ребенок, его семья, взаимоотношения с родителями раскрываются с совершенно неожиданной стороны.

При анализе реакций детей на ППС было выявлено, что дети младшего и среднего дошкольного возраста более послушны и чаще не нарушают запретов взрослых, а дети старшего дошкольного возраста, наоборот, хотят продемонстрировать собственную мощь и силу и чаще принимают предложение незнакомых взрослых. С психологической точки зрения это объясняется следующими возрастными особенностями. В возрасте 5-6 лет у ребенка возникают стремление к автономности и независимости, подчеркнутое подражание взрослым, стремление выйти за рамки своей возрастной группы, наблюдаются проявления в поведении своенравия, аргументированного негативизма, упрямства, а также интенсивное развитие воображения и магического мышления. Ребенку часто кажется, что он справится с ситуацией, но свои силы он еще не может рассчитать.

В теории все дети быстро запоминают правила поведения с незнакомыми людьми, но применить это на практике им очень сложно, потому что обычно такие ситуации эмоционально позитивные («добрый дяденька», «пушистый котенок», «вкусные конфеты»).

Проводимые нами игры-провокации служат тренажером поведения ребенка в опасной ситуации. Мы учим детей быть вежливыми, осуждаем грубость и невоспитанность с их стороны, но случай попытки увести ребенка чужим особенный. И потому о вежливости нужно забыть, даже если незнакомец укоряет ребенка и называет невежей. Жизнь и безопасность превыше всего. Даже если стыдно отказать, даже если чужой взрослый угрожает наказанием за непослушание, ребенок имеет право и должен уметь ответить отказом.

Все игровые тренинги, моделирующие ППС, подчинены тому, чтобы ребенок нашел алгоритм взаимодействия с социумом, научился эффективно взаимодействовать и общаться с окружающим миром, принимать решения в трудных ситуациях без угрозы для жизни и здоровья.

Таким образом, проведение ППС поможет нашим детям принять правильное решение в сложной ситуации и благодаря приобретенным навыкам обезопасит их в условиях большого города.

Елена РОМАНОВА, Ирина ХУРАНИ, Людмила СИНДЕЕВА, воспитатели школы №1561;

Мария ГОЛЕВА, музыкальный руководитель школы №1561

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте