search
main
0

Поить ключевою водой – обычай такой!

В Адыгее прошел десятый Фестиваль учительских клубов

Отпуск учителя – благословенные и так горячо ожидаемые 56 дней – только у не посвященного в тонкости нашей профессии человека может вызвать зависть и даже агрессивные «а не слишком ли много?». Нет, совсем не много. Наш брат обычно за это время старается переделать все возможное и невозможное, что было отложено на потом в течение всего учебного года. В сумасшедшей гонке, где надо успеть прочитать, просмотреть и пройти, особое место занимают посещения педагогических слетов, коих по всей стране сегодня стало (к счастью) довольно много. Среди них особенно горячо мною любимый Фестиваль учительских клубов в Адыгее, который в этом году отметил свой десятый юбилей.

 

Удивительная природа Адыгеи! В едином великолепном пейзаже здесь соседствуют реликтовые растения и краснокнижные животные, бурные реки и отвесные скалы, седые горные вершины и бурлящие пеной водопады. Красота окружающего мира находит отклик в сердцах местного населения и воплощается в языке, культуре, традициях, кухне и танце. Именно необходимость обмена опытом, сохранения самобытности и поиска собственного педагогического почерка создавала первые слеты учительских клубов республики. Начавшаяся более десяти лет назад инициатива сегодня уже стала по праву одной из ведущих площадок страны, побывать на которой стремятся учителя даже из самых дальних уголков нашей Родины. Ради двух дней в Адыгее стоит ли преодолевать тысячи километров? Стоит! В этом, как никто, убеждены участники из Тюмени. Как самые территориально удаленные, они дольше остальных добирались, потратив на дорогу даже больше времени, чем длился фестиваль… Однако, по их словам, каждая потраченная минута окупилась многократно: шутка ли, но для записи мыслей не хватило блокнота и пришлось писать на газете!

В юбилейный год фестиваль принимал участников из 10 регионов, а это более сотни педагогов страны! Только филигранная точность расчетов и бесконечная опытность организаторов позволили структурировать программу таким образом, чтобы каждый мог высказать свое мнение и позицию. Ведь это самое важное – сказать о том, что думаешь, чувствуешь, в чем сомневаешься, и быть услышанным! Без этого не стоит даже и замысливать никаких слетов!

В Адыгее знают цену возможности дать каждому право слова. Программа фестиваля, дважды отработанная без изменений, рекомендует себя к последующим повторениям. Стали классикой выступления «свежих» победителей конкурса «Учитель года России», пробы пера будущих участников, реверсивное менторство от молодых педагогов, World cafe, «Аквариум», выступления в стиле TED, педагогический ринг и, конечно, вечерняя «кадриль» – представления учительских команд. Все это, хочу напомнить, надо успеть провести за пару дней.

Отдавать – значит получать!

Сумасшедшая плотность и такой ритм, что некогда перевести дух! Стороннему наблюдателю никогда не понять, зачем нам все это. Особенно тяжело ему наблюдать, как под палящим июльским солнцем мы продолжаем работать и учиться. Лишь редкие порывы ветерка дразнят живительной прохладой, подхваченной из пустующего бассейна влаги. Не понять ему, что для нас, учителей, это лучшая зарядка изрядно уставших к концу учебного года батарей. В этой плотности мы собираемся с силами перед новым стартом, вдохновляемся, сверяем часы. Не теряется ни секунды драгоценного времени, которое надо посвятить общению, взаимообогащению, передаче опыта, здесь каждый знает, что чем больше отдаешь, тем больше получаешь! И нет в этом ни капли пафоса, ведь все измерено годами практики.

Давайте внимательнее присмотримся к тому, что происходило на фестивале, чем он запомнился его участникам. Как театр начинается с вешалки, так любое событие должно начинаться с приветствия. Адыгея встретила своих гостей танцами, музыкой и ласковым, не типичным для июля, солнцем. Всегда удивляет скорость, с которой педагоги, еще минуту назад совершенно не знакомые друг с другом, находят точки соприкосновения и вступают в общение, как давние приятели. Возможно, связано это с тем, что такие события собирают самых творческих, искренне болеющих за свое дело учителей, которым нечего прятать и стыдиться. Эта открытость миру, всему новому и желание поделиться всем накопленным сметают и границы, и барьеры, и возраст. Здесь сразу как-то незаметно теряется самостность, уступая место коллективному. Особенно радостно, конечно, видеть среди лиц гостей тех, с кем успел подружиться ранее. В этом случае встречи особенно теплые, ведь в них читаются самые искренние и нежные мгновения воссоединения близких людей. Атмосфера общности, любви и торжества новой встречи закружила хозяев и гостей праздника в хороводе национального танца дружбы «Удж». И вот уже почти слетела усталость, накопленная часами дальней, местами крайне витиеватой и трудной дороги.

Церемония встречи практически незаметно перерастает в официальное открытие. Здесь все по протоколу и честь по чести: каждая учительская команда должна назвать себя и громко, чтобы горы содрогнулись, обозначить свою позицию девизом. Конечно, встречаем каждую команду аплодисментами, но пока они носят характер некоторого аванса. Впереди у нас много событий и мероприятий, которые позволят показать и доказать делом то, о чем здесь пока заявлено на словах. Звучат приветствия от почетных гостей фестиваля. Вот уже много лет слет в Адыгее поддерживают Министерство образования и науки республики и Профсоюз работников образования. В речах с шуткой, но упорно повторяется фраза, что слет проводится все же на базе отдыха, так что участникам нужно постараться хотя бы не перетрудиться. Ярче всех на такие шутки реагирует Людмила Анатольевна Кесебежева – бессменный руководитель клуба «Учитель года Адыгеи» и директор республиканского Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников при Адыгейском республиканском институте повышения квалификации. Кому как не ей, хлопотливой хозяйке всех десяти фестивалей, знать цену слову «отдых» на двухдневных событиях?! Приветствуя собравшихся, она сразу завела речь о детях. Нет, не о родных, конечно, а о тех, кто не по крови или какому-то другому принуждению сам готов назвать ее матерью. Прежде всего на сцене появляется актив республиканского клуба – первые помощники и самые преданные друзья. Каждый представлен поименно, каждому дали право слова. Этих педагогов здесь знает каждый, ведь они прежде всего заслужили своим трудом право стоять на сцене. Церемония заканчивается ставшим теперь уже традиционным гимном фестиваля. Слова и музыка Людмилы Анатольевны, исполняет сводный хор учителей России. И вновь удивление – без репетиций, зачастую впервые видя текст, стоголосый хор спевается к третьей строке, голоса звучат без фальши! «Вместе – плечом к плечу! Вместе – в руке рука!»

 

Три кита смыслов просвещения

Получасовой перерыв – и столь волнующие воображение мастер-классы. Хедлайнерами события в этом году выступили победитель конкурса «Учитель года России»-2021 Екатерина Костылева и советник губернатора Ставропольского края Елена Букша. Екатерина Сергеевна поведала всем собравшимся о своем видении трех китов педагогики учителя XXI века – это тема, которая была поднята в первом полугодии существования школы учителей года России под названием «Высшая лига», которую под эгидой Центра просветительских инициатив Минпросвещения РФ организуют и проводят люди, корнями связанные с конкурсом, – Андрей Лукутин, организатор проекта, Артур Заруба, его координатор, и наставник Ирина Димова.

В зале во время выступления «абсолютных» всегда чувствуется тревожный поиск ответа на вопрос: «Чем этот учитель лучше остальных?» Ответа, как и секрета, нет: человек, который честно делает свое дело, не может делать его плохо. Значит, каждый достоин самой высокой награды, просто на каком-то этапе одному повезло чуть больше, чем остальным. В этом, собственно, и заключается парадокс конкурса: есть победитель, но нет проигравших. Только с таким настроем стоит вообще идти на любые учительские соревнования. Лишним подтверждением моих слов становятся ответы Екатерины Сергеевны на многочисленные вопросы. Один ставит ее в тупик: «Остался ли неприятный осадок? Может, усталость, истощение?» Ответ поражает своей простотой: «Нет. Я даже не понимаю, почему бы он должен был остаться? Может, у кого-то так бывает, но не у меня». Впрочем, это, да и пара предложений в часовом выступлении, – все про конкурс. Остальное только про работу. На фестивалях стираются и статусы, и награды, и должности. Остаются только служение и преданность делу, которому посвящается жизнь. Как раз об этом было следующее выступление.

Микрофон, как эстафетную палочку, принимает Елена Петровна. Сегодня она тоже говорит о своего рода китах – о смыслах просвещения. Люди, знакомые с ней лично, знают, насколько тонкой душевной организации этот сильный человек. Как музыкально сплетаются ее слова в фразы, как образно она описывает события и персоналии! В ее мастер-классе оживают, дышат Рафаэль и Леонардо, обрастают новыми штрихами их работы и слова. Скрупулезность, бережный поиск смыслов, каждый из которых прожит, выстрадан годами практики на самых разных должностях, делают выступление поистине незабываемым и на удивление коротким: когда сыгран последний аккорд, зал будто просыпается от прекрасного сна, который хочется продлить до бесконечности. Несмолкаемые овации, крики «браво!» – то малое, чем можно отблагодарить за столь потрясающую работу и опыт жизни.

От мастера – ученику. Сменяются слайды, и вот на сцене те, кто стал лучшим в своих регионах и поборется за главного «пеликана» в сентябре текущего года в Тюмени. Проба пера. Не счесть учителей года, которые первые свои шаги делали именно на таких фестивалях. Хотя Адыгее еще не посчастливилось выпускать в свободный полет Большого пеликана, упорства в достижении такой цели она не ослабляет. В этом году мы посмотрели участников от Ставрополя и Адыгеи. Разноплановые и очень самобытные учителя немного волновались на сцене, но виду не подавали, шансом быть услышанным надо воспользоваться по полной. Впрочем, есть возможность услышать еще и обоснованную критику, но только в случае, если сам того пожелаешь, здесь все когда-то стояли на сцене впервые и знают горьковатый привкус непрошеного замечания.

 

Сначала строгие, а потом балагуры

Полчаса, чтобы перевести дух, и вот уже всех ждет реверсивное менторство. Становится традицией, что на фестивале в Адыгее молодые педагоги учат всех собравшихся тому, чему научились и что поняли сами. Стало общим местом, что молодому и неопытному легче научиться новому, современному – квест-технологии, игропрактике, проектной работе, но без осмысления и оценки опыта это все не более чем имитация. Задачи такого осмысления как раз и лежат в поле реверса: молодые проводят и организовывают мероприятие, а более опытные коллеги участвуют и смотрят на все изнутри, указывая потом на то, что их смущает. В этом году была предложена игра, и менторство звучало так: «ПРО Игропрактику: игра в школу». Задача и вводные очень простые: в течение часа разработать и затем презентовать для широкой публики классный час. Усложнения для интереса тоже незамысловатые: случайно выбираются направление работы, класс, его профиль и место проведения. Первой, но далеко не последней неожиданностью стало то, что среди мест нет школы! Зато как здорово проводить такую работу в музее мамонта или квартире М.А.Булгакова! Ограничения, рождающие новые возможности. Через пятнадцать минут дополнительная вводная – персонаж в классе. Всем нам хорошо известные ребята – отличники и хулиганы, подружки-красавицы и спортсмены. Такие дети, достойные отдельного выпуска «Ералаша», есть в каждом классе. Почему бы им не появиться и в нашей игре? Еще через десять минут новая волна ограничений. Они такие же простые и будничные, как и предыдущие, но валятся один за одним со все большей скоростью. Да, некоторым командам за считаные минуты до выступления приходилось менять свои сценарии. Но не в этом ли сама жизнь с ее переменчивостью и законами Мерфи? И не в том ли главная ценность игры, чтобы дать возможность прожить и научиться в придуманных обстоятельствах справляться с трудностями? Мне видится главным успехом и победой то, что за шесть минут, которые даются на выступление каждой команде, прерываемые у некоторых «эвакуацией», учителям удалось не скатиться в балагурство и сохранить главные смыслы своей воспитательной работы. Думаю, что это и есть показатель истинного мастерства педагога – быть над обстоятельствами, проблемами и честно (иногда вопреки) делать то, что должен.

Вечер после ужина венчает традиционная «Педагогическая кадриль» – творческое представление команд. Именно здесь срываются последние маски и все наносное: учителя, только что требовательные и строгие, превращаются в самых настоящих весельчаков и балагуров! Каких только номеров мы не видели! То и дело хохотом взрывается зал. Темы одна актуальнее другой: на первом плане новые ФГОС, отношения с родителями, администрацией и хоть и остывшие, но до сих пор пугающие дистанционные уроки и совещания в Zoom. Команды, которые уже не в первый раз на форуме, готовят целые представления с реквизитом и костюмами, да и сценарий, по всем признакам, писался не в ночь перед выступлением. В этом видится мощный инструмент рефлексии и работы: переработать проблему так, чтобы посмеяться над ней. И жить сразу становится проще!

Новый день посвящаем новым идеям. Во главе угла конференция в стиле TED. Фестиваль всегда сопровождается выпуском сборника научных статей участников и тех, кто по каким-то причинам не смог приехать, но готов поддержать общую инициативу. У каждого публику­ющегося есть возможность рассказать о своем опыте. Формат простой – презентация и выступление на пять минут. Но на самом деле это только кажется незамысловатым. Участникам пришлось взвесить каждое слово, чтобы в 600 секунд уместить все без потери смысла. Кто-то может посчитать варварством такое ограничение, но есть в нем великая сила формулы: «Крат­кость – сестра таланта».

 

Ритм и вес слова

После обеда работаем по строгому расписанию. World cafe и «Аквариум» – знакомые форматы, но с некоторыми отличиями, которые организаторы внесли по опыту своей работы. Именно тут и наступает фаза, в которой все, чувствуя свою наполненность, стремятся делиться мнениями. Темы очень хороши для этого: «Наставничество» и «Проблема эмоционального выгорания». Неотступное следование расписанию и ограничение времени задают ритм, придают вес словам и сдерживают прыть: говорю, только если уверен, что достоин и пришел нужный момент. Уважать свое время – это то, чему научаешься быстро. Уважать время другого, коллектива – то, над чем стоит всегда работать. Особенно учителю, который порой может чувствовать власть над учениками и их законными сорока минутами жизни.

Конечно, нельзя собрать столько людей в живописной Адыгее и не показать хотя бы окрестных красот и достопримечательностей, ее знаменитых туристических троп. Благо здесь буквально на каждых пяти километрах есть что посмотреть! В этом году экскурсионный автобус умчал наших гостей в Свято-Михайловскую Афонскую пустынь – горный мужской монастырь. Здесь помимо великолепия природы, цветников, сохраненных еще с дореволюционных времен, гостям предлагают осмотреть подземный храм и попить из святого источника. Правда, оба этих действия требуют некоторой физической подготовки, ведь спуск и подъем, хоть и по оборудованной лестнице, достаточно сложны. Но могут ли 800 ступеней напугать учителя, который за день пробегает по этажам школы суточную норму шагов уже к пятому уроку? Некоторая усталость все же догнала на обратном пути. Было хорошо просто молчать и смотреть в окно на пробегающие мимо деревья, чьи густые кроны так переплетаются, что солнце не способно пробиться к земле.

В то же время люди местные, как может показаться на первый взгляд, остались совсем без отдыха. Здесь, как говорится, надежда только на профсоюз! Именно он позаботился о полноценной перезагрузке и сохранении здоровья своих членов. На территории базы и за ее пределами был организован квест. Участники игры должны были творчески и местами совершенно нестандартно решать предложенные задачи, отвечать на вопросы. Последние, к слову, были совсем не шуточными, ведь затрагивали все области деятельности профессионального союза работников образования, историю его становления, функции. Итоги, награждение и, конечно же, благодарности! Деятельность профсоюзных организаций именно в том и заключается, чтобы вовремя выручить, когда порой уже нет никакой надежды, при этом сохраняя улыбку и детскую непосредственность. Главное, что мы вместе, в этом единстве наша непобедимость!

 

Держать лицо

День третий, финальный, и днем назвать нельзя, до обеда опустеет база. Однако начался он с не менее ожидаемого и, возможно, самого трудного в эмоциональном плане мероприятия – «Педагогического ринга». На него всегда выносится самая живая, пульсирующая, как свежая ссадина, тема. Вот и в этот раз двое оппонентов спорят о том, что лучше для семьи и школы: воспитывать или отпустить? От рукоприкладства спасает только строгое следование правилам и регламенту. Хороши все средства, но оценивается только ораторское мастерство тех, кто стоит у барьера. Вопросы из зала порой глохнут от переизбытка чувств, но дуэлянт обязан держать лицо: сегодня ты отстаиваешь выпавшую тебе тему. И нет никакой разницы, как ты думаешь на самом деле, когда ты заложник роли и раб лампы. Хорошо, что через час такой работы выносится вердикт, можно выдохнуть и смыть стянувший кожу грим. Силы, конечно, оставлены все. Недаром уже близится финал. На флипчарте немым вопросом застывает счет: 1:1.

Вновь перекличка, названия команд и кричалки. Вновь аплодисменты. Теперь они другие: за каждым словом видны человек, его поступки, опыт, профессионализм. Все это достойно оваций. Бесконечны слова благодарности и обещания, перекликающиеся с просьбами вернуться. В голосах тоска, да и вся атмосфера наполнена горечью расставания. В унисон звучат голоса в гимне, и никто уже не смотрит в подсказки: «Просим, Господь, храни! Просим, храни детей! Бьется в каждом из них сердце учителей».

И хотя бы еще денек! Но из-за стола надо уходить с легким чувством голода. Прощаемся с улыбкой, потому что точно знаем, что еще обязательно встретимся! В нашем огромном сообществе, где практически полтора миллиона учителей, иногда так тесно, что одни и те же знакомые лица встречаешь то тут, то там. Значит, жизнь продолжается, значит, есть чему гореть и кому светить!

А впереди еще 36 дней отпуска, в которые можно постараться уложить много интересных событий и встреч. И конечно же, начать обратный отсчет до новой встречи в предгорьях Адыгеи! Она, как бы это ни звучало, совсем не за горами и, убежден, будет через год не менее яркой и вдохновляющей, как сказано в стихотворении известного адыгейского поэта и писателя Киримизе Жанэ:

Если гость постучит у двери,

Гостю сердце свое отвори,

И полдома на время отдай,

И четлибжем его угощай,

И пои ключевою водой.

У адыгов обычай такой.

Сергей ЛЕВЧЕНКО, учитель математики школы №7 Майкопа, призер конкурса «Учитель года России»-2020

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте