Развитие творческих способностей на факультативных занятиях “Живое слово”
Знакомство с понятием “рифма” программа по литературе предполагает в 5-м классе, но, по-моему, простейшие навыки владения рифмой дети могут получить еще в начальной школе, когда звучащее слово, слово произнесенное, воспринимается отчетливее, понятнее, чем слово написанное.
Начать можно со знакомого ребятам эпизода из книги Н. Носова “Приключения Незнайки и его друзей” (глава 4. Как Незнайка сочинял стихи). Напомним его школьникам, прочитав небольшой отрывок.
Однажды Незнайка пришел к Цветику и сказал:
– Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом.
– А у тебя есть способности? – спросил Цветик.
– Конечно, есть. Я очень способный, – сказал Незнайка.
– Это надо проверить, – сказал Цветик. – Ты знаешь, что такое рифма?
– Рифма? Нет, не знаю.
– Рифма – это когда два слова оканчиваются одинаково, – объяснил Цветик. – Например: утка – шутка, коржик – моржик. Понял?
– Понял.
– Ну скажи рифму на слово “палка”.
– Селедка, – ответил Незнайка.
– Какая же это рифма: палка – селедка? Никакой рифмы нет в этих словах.
– Почему нет? Они ведь оканчиваются одинаково.
Теперь детям предлагается выяснить, почему Незнайка попал в столь смешную ситуацию, придумав рифму “палка – селедка”. Очень скоро они придут к выводу, что “виноват” не Незнайка, а Цветик: слова-то действительно оканчиваются одинаково (палКА – селедКА). В чем же “вина” Цветика? Оказывается, он неправильно (вернее, “неточно) объяснил Незнайке, что такое рифма.
Наконец самый трудный вопрос: а как, по-вашему, что такое рифма? Как должен был объяснить это Цветик Незнайке?
После долгого поиска ответа на этот вопрос (может быть, получив помощь учителя) школьники придут к выводу, что рифмованные слова не оканчиваются, а звучат в конце одинаково, что очень важную роль в рифмовке слов играет последний ударный гласный (хотя не он один), что рифму могут составить слова, которые оканчиваются по-разному, например, первые две строчки в стихотворении Валентина Берестова:
Гололедица
Не идется и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато
Отлично падается!
Почему ж никто
Не радуется?
Теперь дети уже сами близки к тому, чтобы сформулировать ответ на трудный вопрос. Учителю нужно лишь напомнить ребятам, что рифмованные слова завершают стихотворные строки. И ответ готов:
РИФМА – созвучное окончание стихотворных строк.
Для закрепления знаний ученикам предлагается разучить игру “Рифма”.
Учитель приглашает к себе двух желающих и с их позиции объясняет игру всей группе: первый ребенок называет любое слово, а другой через 10-15 секунд называет к нему рифму, после этого дети меняются ролями. Проигрывает тот, кто за данный отрезок времени не смог подобрать рифму. Затем школьникам предлагается поиграть с соседом по парте. Занятие станет несколько шумным, но очень увлекательным и полезным. В последующем игру можно использовать в качестве элемента разминки, варьируя временной отрезок на ответ.
По мере подготовленности группы можно рассказать ребятам о том, что рифмы бывают разные.
По характеру звучания они разделяются на точные и неточные. Пример неточной рифмы рассматривался в школе на стихотворениях В.В.Маяковского (погоди – заходить, пылал – плыла и др.), но можно воспользоваться примером из стихотворения В. Берестова, приведенного выше, или из песни В.Высоцкого:
Сказал себе я: “Брось писать!”
Но руки сами просятся…
Лучше после изучения стихотворных размеров рассказать о рифмах мужских (с ударением на последний слог), женских (с ударением на предпоследний слог), дактилических (с ударением на третий с конца слог) и супердактилических, или гипердактилических, (с ударением на четвертый и последующие с конца слоги).
Материалы для игры “Верная рифма” на уроках развития речи в разных классах
Игра уместна в классах, уже знающих, что такое рифма, умеющих подбирать рифмующиеся слова. Игра учит детей обращать внимание на смысл рифмующихся слов, развивает умение ориентироваться в определенной речевой ситуации.
Условия игры. Учитель или ведущий читает стихотворные строки, не договаривая в строфе последнее слово, и взмахом руки просит детей закончить фразу. Ученики хором произносят потерянное слово только в том случае, если смысл строфы верный. Если же во фразе содержится ошибка, игроки молча поднимают руку.
Например:
Я в осиновом лесу
Видел рыжую …(лису).
В этой фразе ошибки нет – дети должны ее закончить.
Все девчонки и мальчишки
За едой читают … (книжки).
Здесь содержится ошибка (читать во время еды нельзя), поэтому ученики фразу не заканчивают, а молча поднимают руки. Один из них объясняет ошибку.
Как дополнительное условие игры может быть предложено задание дать характеристику рифмы.
Материал подбирается в зависимости от уровня подготовленности играющих.
Первый раз увидел мальчик:
По поляне бегал …(зайчик).
Раз зимою на опушке
Куковала мне …(кукушка?)
Ох, поспать медведь не прочь:
Спит зимой и день, и …(ночь).
Странная стая взмыла над
крышей:
На юг полетели летучие …
(мыши?)
Мне очки вот так нужны!
Я в них ночью вижу …(сны?)
Скажут все, кого ни спросим:
– Сколько нот мы знаем?
– (Восемь?).
Про козла и про мартышек,
Про лжецов и хвастунишек,
Про волков и про ослов
Пишет дедушка …(Крылов).
“Забил заряд я в пушку туго
И думал: “Угощу я друга …”
Об этих помыслах у пушки
Нам рассказал великий …
(Пушкин?).
За подарком из станицы
До столицы, до царицы
Мчал на черте молодец
По профессии …(кузнец).
Хоть написано с любовью,
Но нельзя читать без смеха:
Про фамилию коровью
Рассказал писатель …(Чехов?).
Тверд, как камень, ход конем,
Сладкий, как варенье. –
Вот писательский прием
С именем… (сравненье).
Сергей АБАКУМОВ,
учитель русского языка
и литературы школы # 65
Челябинск
Комментарии