search
main
0

Поиграем с рифмой

Развитие творческих способностей на факультативных занятиях “Живое слово”

Знакомство с понятием “рифма” программа по литературе предполагает в 5-м классе, но, по-моему, простейшие навыки владения рифмой дети могут получить еще в начальной школе, когда звучащее слово, слово произнесенное, воспринимается отчетливее, понятнее, чем слово написанное.

Начать можно со знакомого ребятам эпизода из книги Н. Носова “Приключения Незнайки и его друзей” (глава 4. Как Незнайка сочинял стихи). Напомним его школьникам, прочитав небольшой отрывок.

Однажды Незнайка пришел к Цветику и сказал:

– Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом.

– А у тебя есть способности? – спросил Цветик.

– Конечно, есть. Я очень способный, – сказал Незнайка.

– Это надо проверить, – сказал Цветик. – Ты знаешь, что такое рифма?

– Рифма? Нет, не знаю.

– Рифма – это когда два слова оканчиваются одинаково, – объяснил Цветик. – Например: утка – шутка, коржик – моржик. Понял?

– Понял.

– Ну скажи рифму на слово “палка”.

– Селедка, – ответил Незнайка.

– Какая же это рифма: палка – селедка? Никакой рифмы нет в этих словах.

– Почему нет? Они ведь оканчиваются одинаково.

Теперь детям предлагается выяснить, почему Незнайка попал в столь смешную ситуацию, придумав рифму “палка – селедка”. Очень скоро они придут к выводу, что “виноват” не Незнайка, а Цветик: слова-то действительно оканчиваются одинаково (палКА – селедКА). В чем же “вина” Цветика? Оказывается, он неправильно (вернее, “неточно) объяснил Незнайке, что такое рифма.

Наконец самый трудный вопрос: а как, по-вашему, что такое рифма? Как должен был объяснить это Цветик Незнайке?

После долгого поиска ответа на этот вопрос (может быть, получив помощь учителя) школьники придут к выводу, что рифмованные слова не оканчиваются, а звучат в конце одинаково, что очень важную роль в рифмовке слов играет последний ударный гласный (хотя не он один), что рифму могут составить слова, которые оканчиваются по-разному, например, первые две строчки в стихотворении Валентина Берестова:

Гололедица

Не идется и не едется,

Потому что гололедица.

Но зато

Отлично падается!

Почему ж никто

Не радуется?

Теперь дети уже сами близки к тому, чтобы сформулировать ответ на трудный вопрос. Учителю нужно лишь напомнить ребятам, что рифмованные слова завершают стихотворные строки. И ответ готов:

РИФМА – созвучное окончание стихотворных строк.

Для закрепления знаний ученикам предлагается разучить игру “Рифма”.

Учитель приглашает к себе двух желающих и с их позиции объясняет игру всей группе: первый ребенок называет любое слово, а другой через 10-15 секунд называет к нему рифму, после этого дети меняются ролями. Проигрывает тот, кто за данный отрезок времени не смог подобрать рифму. Затем школьникам предлагается поиграть с соседом по парте. Занятие станет несколько шумным, но очень увлекательным и полезным. В последующем игру можно использовать в качестве элемента разминки, варьируя временной отрезок на ответ.

По мере подготовленности группы можно рассказать ребятам о том, что рифмы бывают разные.

По характеру звучания они разделяются на точные и неточные. Пример неточной рифмы рассматривался в школе на стихотворениях В.В.Маяковского (погоди – заходить, пылал – плыла и др.), но можно воспользоваться примером из стихотворения В. Берестова, приведенного выше, или из песни В.Высоцкого:

Сказал себе я: “Брось писать!”

Но руки сами просятся…

Лучше после изучения стихотворных размеров рассказать о рифмах мужских (с ударением на последний слог), женских (с ударением на предпоследний слог), дактилических (с ударением на третий с конца слог) и супердактилических, или гипердактилических, (с ударением на четвертый и последующие с конца слоги).

Материалы для игры “Верная рифма” на уроках развития речи в разных классах

Игра уместна в классах, уже знающих, что такое рифма, умеющих подбирать рифмующиеся слова. Игра учит детей обращать внимание на смысл рифмующихся слов, развивает умение ориентироваться в определенной речевой ситуации.

Условия игры. Учитель или ведущий читает стихотворные строки, не договаривая в строфе последнее слово, и взмахом руки просит детей закончить фразу. Ученики хором произносят потерянное слово только в том случае, если смысл строфы верный. Если же во фразе содержится ошибка, игроки молча поднимают руку.

Например:

Я в осиновом лесу

Видел рыжую …(лису).

В этой фразе ошибки нет – дети должны ее закончить.

Все девчонки и мальчишки

За едой читают … (книжки).

Здесь содержится ошибка (читать во время еды нельзя), поэтому ученики фразу не заканчивают, а молча поднимают руки. Один из них объясняет ошибку.

Как дополнительное условие игры может быть предложено задание дать характеристику рифмы.

Материал подбирается в зависимости от уровня подготовленности играющих.

Первый раз увидел мальчик:

По поляне бегал …(зайчик).

Раз зимою на опушке

Куковала мне …(кукушка?)

Ох, поспать медведь не прочь:

Спит зимой и день, и …(ночь).

Странная стая взмыла над

крышей:

На юг полетели летучие …

(мыши?)

Мне очки вот так нужны!

Я в них ночью вижу …(сны?)

Скажут все, кого ни спросим:

– Сколько нот мы знаем?

– (Восемь?).

Про козла и про мартышек,

Про лжецов и хвастунишек,

Про волков и про ослов

Пишет дедушка …(Крылов).

“Забил заряд я в пушку туго

И думал: “Угощу я друга …”

Об этих помыслах у пушки

Нам рассказал великий …

(Пушкин?).

За подарком из станицы

До столицы, до царицы

Мчал на черте молодец

По профессии …(кузнец).

Хоть написано с любовью,

Но нельзя читать без смеха:

Про фамилию коровью

Рассказал писатель …(Чехов?).

Тверд, как камень, ход конем,

Сладкий, как варенье. –

Вот писательский прием

С именем… (сравненье).

Сергей АБАКУМОВ,

учитель русского языка

и литературы школы # 65

Челябинск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте