Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Поэтические эксперименты,. или Новый сезон «Литературного многоборья»

Учительская газета, №45 от 7 ноября 2017. Читать номер
Автор:

Институт Пушкина открывает новый сезон «Литературного многоборья» – серию конкурсов и различных творческих соревнований, которые организуются при поддержке Департамента образования города Москвы.Принять участие в «Литературном многоборье» может каждый московский школьник, причем некоторые мероприятия предусматривают возможность как личного, так и коллективного выступления. Подробнее о том, что интересного подготовил Институт Пушкина в новом учебном году, рассказывает руководитель проекта, заведующая кафедрой русской словесности и межкультурной коммуникации Арина ЖУКОВА.

– «Литературное многоборье» существует пятый год. Проект развивается, расширяется. В этом году число конкурсов увеличилось до семи – это и те состязания, которые уже зарекомендовали себя и стали популярными среди московских школьников и педагогов, и новые интересные конкурсные мероприятия.Наши традиционные конкурсы – это городской конкурс диктантов, конкурс сочинений «Имя буквы», конкурс чтецов «Живое слово», конкурс ораторов «Слово – золото!». Все эти конкурсы успешны, и мы ими гордимся. Особенно хочу отметить номинацию «Знаем русский язык» для детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках городской олимпиады школьников. Это первое и пока единственное олимпиадное состязание для детей с ОВЗ в Москве. Большой вклад в его организацию внесла проректор нашего института Елена Викторовна Колтакова.Что касается новых проектов, то в этом году в рамках «Литературного многоборья» впервые проводятся конкурс социальной рекламы «Грамотный мегаполис» и конкурс литературных перформансов «Поэтические эксперименты».«Грамотный мегаполис» посвящен Году экологии, который проходит в настоящее время в России. Мы убеждены, что сегодня надо говорить не только об экологии природы, но и об экологии языка и речи. Есть даже такая область знаний – лингвистическая экология. И конечно, нам, как и другим москвичам, небезразлично, каким будет языковой облик нашего любимого города. Поэтому возникла идея конкурса социальной рекламы, в котором школьники могли бы создать собственное высказывание в виде плаката или видеоролика на тему грамотности, культуры речи и общения.Цель еще одного нового соревнования, конкурса литературных перформансов «Поэтические эксперименты», – дать ребятам возможность ознакомиться с современными тенденциями в искусстве. Как известно, перформанс – это модный вид художественного выступления, воспроизведение наиболее впечатляющих моментов произведения в цитатах и копиях. Для нашего конкурса это выступление должно быть основано на произведениях русской литературы и может проводиться на любых площадках – как в музеях, так и, например, на улице или в школьном дворе. Видеозапись этого выступления присылается на конкурс для участия в заочном отборочном туре, а победители приглашаются в Институт Пушкина на финал.- Арина Геннадьевна, какую практическую пользу, по вашему мнению, дает школьникам участие в конкурсах Института Пушкина?- В первую очередь наши конкурсы расширяют кругозор, способствуют повышению мотивации, интереса к предмету изучения, в данном случае русскому языку и литературе. Кроме того, подготовка и участие в конкурсе – это приобретение новых полезных навыков.Приведу в пример конкурс ораторов, гордость нашего «Литературного многоборья». Ораторский конкурс проводится третий год, и с каждым годом число его участников растет. В ходе подготовки к конкурсу ребята тренируют навыки публичного выступления, которые очень пригодятся при сдаче государственной итоговой аттестации в 9‑м классе, в которую, как известно, сейчас вводится устная часть.Да и в целом умение красиво и убедительно говорить помогает в жизни. Одна из наших конкурсанток рассказывала, что после участия в финале, который включает не только само выступление, но и ответы на вопросы зрителей, ее навыки убеждения значительно улучшились. Она почувствовала это, когда ей удалось переубедить свою маму в каком-то вопросе.Конкурс ораторов может послужить ступенькой для выхода в публичное пространство, как это было у нас в прошлом году. В институт позвонили с радиостанции «Эхо Москвы» и предложили пригласить наших лауреатов на передачу, посвященную ораторскому искусству. Мы связались с педагогами, которые готовили ребят, и в итоге двое наших победителей выступали на радио, отвечали на вопросы журналистов и зрителей в студии в компании профессора Владимира Ивановича Аннушкина, бессменного ведущего нашего ораторского конкурса. Еще одного нашего участника пригласили на ТК «Россия», в программу «Синяя птица», он соревновался там в ораторском мастерстве. Так что любой конкурс – это дополнительные возможности как для саморазвития, так и, говоря современным языком, для самопродвижения.Очень важно отметить и такой момент, как тренировка умения самостоятельно мыслить. В прошлом году в финале конкурса сочинений мы предложили детям после просмотра видеосюжета из «Ералаша» написать сочинение, самостоятельно сформулировав его тему.Были оригинальные, небанальные работы и интересные формулировки, однако у значительной части ребят это задание – самостоятельно придумать тему – вызвало большие сложности. «Как сами?» – удивлялись они. Кто-то вообще оставил сочинение без заглавия, кто-то использовал домашние заготовки, которые не имели отношения к просмотренному сюжету. На мой взгляд, это тревожный сигнал, который говорит о том, что в школьном обучении явно наблюдается крен в сторону создания текстов по шаблону. Кстати сказать, я три года проверяю итоговые сочинения абитуриентов, которые они подают в вуз при поступлении, и, по моим ощущениям, шаблонных работ с каждым годом становится больше.- Кстати, о школах. Интересно, какие школы наиболее активно участвуют в конкурсах – обыкновенные или специальные, профильные?- Мы специально такую статистику не ведем. Все участники очень разные. Есть и обычные школы, и гимназии, и лицеи, есть и государственные школы, и частные. Активно участвуют колледжи. На конкурсе ораторов отличился Колледж полиции: поддержать свою участницу пришел целый отряд, дисциплинированно, в форме, строем. Были активны, задавали интересные вопросы.У нас есть учителя-передовики, которые каждый год приводят к нам ребят для участия в разных конкурсах. Мы особенно благодарны таким педагогам, потому что подготовка детей к конкурсу – это большой труд.Приглашаем учащихся школ и колледжей на «Литературное многоборье»!Институт Пушкина приглашает школьников и студентов колледжей к участию в увлекательных конкурсах. Все, кому нравится изучать русский язык, литературу, риторику, могут попробовать свои силы в наших соревнованиях!Городской конкурс ораторов «Слово – золото!»Предмет конкурса: ораторские выступления московских школьников, посвященные актуальным проблемам культуры и общества.Приглашаются учащиеся 8‑11‑х классов общеобразовательных школ и организаций среднего профессионального образования города Москвы.I этап – заочный. На конкурс представляются видеоролики выступления участника на одну из предложенных тем.II этап – очный. Финалисты приглашаются в Институт Пушкина, где выступают перед жюри и гостями конкурса, отвечают на вопросы, получают профессиональную оценку выступления. Традиционно финал проводится под руководством профессора В.И.Аннушкина, ведущего программы «Живое слово» на ТК «Культура».Прием заявок до 16 октября 2017 года.Контакты: litmnogoborye@pushkin.institute (тема письма – «Конкурс ораторов»).Подробная информация: Положение о конкурсе.Конкурс социальной рекламы «Грамотный мегаполис»Предмет конкурса: тексты социальной рекламы, подготовленные индивидуально или группами учащихся на темы, связанные с грамотностью, речевой культурой, языковым обликом Москвы.Приглашаются учащиеся общеобразовательных школ и организаций среднего профессионального образования города Москвы.I этап – заочный. На конкурс представляются рукописные или печатные плакаты (А2 или А3) и/или видеоролики.II тур – очный. Финалисты приглашаются в Институт Пушкина, где выполняют творческое задание по созданию рекламного текста.Прием заявок: до 7 ноября 2017 года.Контакты: litmnogoborye@pushkin.institute (тема письма «Конкурс социальной рекламы»)Подробная информация: Положение о конкурсе.Конкурс литературных перформансов «Поэтические эксперименты»Приглашаются: учащиеся общеобразовательных школ и организаций среднего профессионального образования города Москвы.Предмет конкурса: литературные перформансы по произведениям русской литературы, подготовленные и исполненные московскими школьниками. Перформанс может быть исполнен в музеях, художественных галереях, «альтернативных пространствах» (кафе, улица, школьный двор) в сопровождении музыкальных, световых, визуальных эффектов.I тур – заочный. На конкурс представляются видеозаписи перформансов на тему одного из произведений русской литературы.II тур – очный. Финалисты приглашаются в Институт Пушкина, где соревнуются в составлении центонов (стихотворений, составленных из известных стихотворных строк).Прием заявок до 7 ноября 2017 года.Контакты: kon_perform@rambler.ru.Подробная информация: Положение о конкурсе.Городской конкурс диктантовПредмет конкурса: диктанты с творческим заданием, посвященные 200‑летию со дня рождения А.К.Толстого.Приглашаются ученики 7‑х классов общеобразовательных школ города Москвы.I этап – школьный. Проводится на базе образовательного учреждения среди школьников 7‑х классов.II этап – заочный. Включает проверку работ членами жюри.III этап – финальный. Авторы лучших работ приглашаются в Институт Пушкина, где пишут сочинение на предложенную тему и выполняют творческое задание (11 ноября 2017 года).Подробная информация в ближайшее время будет размещена на сайте konkurs.mosmetod.ru.Городской конкурс сочинений «Имя буквы»Предмет конкурса: сочинения, посвященные вопросам, связанным с русским языком и речевой коммуникацией.Приглашаются ученики 5‑9‑х классов общеобразовательных школ города Москвы.I этап – школьный. Проводится на базе образовательного учреждения по двум возрастным группам: 5‑6‑е классы и 7‑9‑е классы.II этап – заочный. Конкурсные работы победителей (по одной работе от школы от 5‑6‑х классов и от 7‑9‑х классов) до 10 ноября 2017 года размещаются на сайте ГМЦ ДОгМ и оцениваются жюри.III этап – финальный. Авторы лучших работ приглашаются в Институт Пушкина, где пишут сочинение на предложенную тему и выполняют творческое задание.Подробная информация в ближайшее время будет размещена на сайте konkurs.mosmetod.ru.Олимпиада «Знаем русский язык» для детей с ОВЗПроводится в рамках городской олимпиады «Московский школьник XXI века» совместно с ГМЦ ДОгМ.Приглашаются учащиеся 4‑х классов образовательных организаций города Москвы с ограниченными возможностями здоровья.Подробная информация в ближайшее время будет размещена на сайте konkurs.mosmetod.ru.Конкурс чтецов «Живое литературное слово»Предмет конкурса: художественное прочтение школьниками произведений русской классической и современной литературы.Приглашаются учащиеся 6‑11‑х классов, являющиеся победителями и призерами окружного этапа городского фестиваля «Эстафета искусств» в номинации «Художественное чтение».Подробная информация в ближайшее время будет размещена на сайте konkurs.mosmetod.ru.Мероприятия проводятся при поддержке Департамента образования города Москвы.Будем рады видеть вас и ваших учеников среди участников наших конкурсов!


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt