search
main
0

Поэма о лазере . Путем проб и ошибок к великим открытиям

Любой попавший на ее довольно «странный» урок физики может запросто обмануться и подумать, что тут происходит обсуждение какого-нибудь сверх нормы отягощенного техническими терминами художественного романа с героями-физиками. Или по крайней мере самый настоящий диспут с жаркими спорами, отстаиванием своих точек зрения в поиске истины.

И физик, и лирик

Урок, точнее, воссоздание нынешними лицеистами пути первооткрывателей, самое обычное дело в методике учителя физики Саратовского физико-технического лицея Людмилы Правдиной. Будь то урок о физических свойствах материалов и лазеров или решение задачи на определение выталкивающей силы воды. Кстати, о странной силе, вытолкнувшей Правдину в физику.

Заметные успехи в изучении литературы, русского и французского языков в начале семидесятых годов прошлого века открывали ей, ученице бывшей 80-й саратовской «французской» средней школы, прямую дорогу в филологию. Сраженный на выпускном экзамене ее знаниями французского университетский лингвист уверенно спросил: «Вы к нам?» – и оказался прав. Однако лишь наполовину: Людмила действительно пошла в университет, но на физико-математический факультет.

– Людмила Вениаминовна, отчего такие крутые повороты, от лирики к физике?

– Потому что наравне со стихами мне нравилась физика. Конечно, любила русский, литературу, французский, писала хорошие сочинения. Все это помогло мне в жизни стать разносторонним и образованным человеком и преподавать физику. Любовь к стихам подстегивает в работе. Знание французского еще в студенческие годы помогло слушать лекции по физике на французском языке в Бордо. Потом была поездка в Англию. И, если не считать перерывов на работу в университете и на кандидатскую, в нашем лицее, куда я впервые пришла 22 года назад, я преподаю уже 16 лет.

Новые и старые открытия

Один и тот же предмет, как известно, можно преподавать по-разному. И каждая методика будет иметь право на существование. Можно идти по проторенной дороге и построить урок на опробованном тысячами педагогов принципе: опрос домашнего задания по предыдущей теме – объяснение новой – закрепление. Правдиной же эта схема не подходит. Она коренным образом ломает стереотипы, поставив себе сверхзадачу даже на уроках физики: воспитать гражданина через творческий процесс. «Современное технологическое общество все больше и больше нуждается в людях с творческим мышлением, – отмечает она в своей диссертации принципы собственного творческого подхода. – Технологический процесс шаг за шагом ведет нас к тому, что от человека главным образом требуется не умение запоминать, усваивать и излагать, а умение придумывать и создавать. А духовная жизнь ребенка, по Сухомлинскому, возможна, если он живет в мире фантазии и творчества. Поэтому ему надо предоставить возможность стать субъектом собственной деятельности, в которой и обнаруживается одаренность. Физика предоставляет особые, широкие возможности для развития одаренности. Она развивает логическое мышление, умение построить модель явления, правильно разобраться в условии задачи и построить алгоритм решения, найти оригинальные и неожиданные решения, предсказать возможные последствия действия до их осуществления. Необходимо включение учеников в поисковую, исследовательскую деятельность, составление и решение ими нестандартных задач».

И Правдина выбирает своим помощником задачу как средство, не уступающее по своему творческому потенциалу диспуту или дискуссии.

Ученик должен не бояться учителя в ожидании неприятной оценки, а видеть в нем друга, слышать чужое мнение, а не только личное, которое подростки в силу своих возрастных особенностей считают единственно правильным и непогрешимым. Комфортное отношение к педагогу у них может быть выработано только при равенстве положения двух сторон, когда они совместно решают одну и ту же задачу. И ради этой высокой цели на каждом 45-минутном уроке Правдина приглашает учеников к совместной деятельности в проблемной ситуации. Этот метод задачного подхода предполагает обязательное столкновение разных, противоположных и подчас исключающих друг друга точек зрения, умение заинтересовать учеников задачей, повести их спустя десятилетия или даже века дорогой первооткрывателей. Как и великие ученые, ребята идут путем проб и ошибок вслед за знаменитыми физиками. Как бы готовя себя к собственным будущим открытиям, которые, вполне возможно, сделают три ее самых прославленных ученика – победители и призеры международных олимпиад Сергей Сырицын (золотая медаль в Риме в 1999 году), Андрей Кондратьев и Виктор Михайлов. Последние двое в числе пятерых россиян успешно представляли свою страну в Индонезии.

Число электронов

Она входит в класс, чтобы провести новый урок-диспут, напоминает одиннадцатиклассникам о домашнем задании прочитать в учебнике про лазеры и ставит задачу по теме: «Оптические квантовые генераторы». И тут же в ней просыпается филолог: «А синоним?» И получает ответ: «Лазеры». Прочитанный параграф учебника служит лишь основой для спора, но это еще не открытие, до него ах как далеко это введение, получение задачи, какая стояла почти 90 лет назад перед великими Бором и Эйнштейном, а в 40-х годах и перед тремя советскими учеными во главе с Нобелевским лауреатом Басовым. Это еще только генерирование идей, поиск основной задачи лазера. В хронологическом порядке выстраивается линия открытия, идея Эйнштейна о возможности индуцированного излучения. Включенное в активный поиск большинство класса развивает эту линию устно и подкрепляет на доске схемами. Когда, кажется, уже все сделано, Правдина говорит, что авторы параграфа забыли назвать еще одну характеристику, без чего лазер не может быть таковым. Начинается совместный поиск «пропажи». Ищут минут пять, потом приходят к выводу: по направлению двух волн, по фазе, частоте и поляризации.

– Меня интересуют качественная картина, свойства лазерного излучения, – говорит она тут же, не давая расслабиться захваченному открытием классу, и подводит к овладевшей на последнем этапе «оформления лазера» советскими учеными Басовым и Прохоровым мысли об увеличении числа электронов. Как только оформление лазера закончено, рассчитанный с точностью до минуты урок прерывает звонок.

Этот урок, как и сотни предыдущих, она считает своей поэзией. Работа приносит ей радость. А счастье дарят семья, две повзрослевшие дочери, родители. «Пять часов для сна» – вот он на виду, спартанский образ жизни. Даже на собственный портрет, появившийся после конкурса на огромном уличном щите, нет времени полюбоваться. Шла недавно на занятия и вдруг остолбенела – ба, да это она, собственной персоной и надписью: «Людмила Правдина, учитель года».

– Мам, – посоветовала ей дочь, – ты лучше капюшон сними с головы, так тебя все прохожие узнают.

Фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте