Состоялось заседание комиссии Минобрнауки России по оценке результатов проектов, выполняемых в рамках приоритетного проекта \”Современная цифровая образовательная среда в РФ\” под председательством замминистра Ирины Потехиной.
В 2017 году был запущен в опытную эксплуатацию ресурс \”одного окна\”, к которому подключено 15 образовательных онлайн-платформ, где размещены сотни онлайн-курсов по десяткам направлений подготовки. На ресурсе \”одного окна\” и других платформах активно внедряются система оценки качества онлайн-курсов и инструменты психометрической аналитики. Специалисты ведущих вузов разработали десятки онлайн-курсов для повышения компетенций педагогов в области создания, экспертизы и использования онлайн-курсов, а также развернули сеть Региональных центров, на базе которых уже прошли обучение тысячи преподавателей почти из пятидесяти субъектов РФ
Перед исполнителями приоритетного проекта стоит задача формирования цифрового образовательного пространства путем использования самых современных технологий и создания инфраструктуры онлайн-образования в масштабах всей страны, сделав, таким образом, качественное образование максимально доступным. В настоящее время почти полмиллиона граждан России проходят обучение на онлайн-курсах, доступных через ресурс \”одного окна\”, около 22 тысяч учащихся подтвердили результаты обучения, получив цифровые сертификаты.
В реализации приоритетного проекта \”СЦОС в РФ\” принимают участие 16 ведущих университетов, выигравших гранты Минобрнауки России.
В частности, университетом ИТМО разработан ресурс \”одного окна\”, реестр которого на сегодняшний день включает более 470 онлайн-курсов, размещенных на 15 образовательных платформах. Для удобства пользования ресурсом предусмотрена подсистема цифрового портфолио, где фиксируется история обучения и хранятся сертификаты, свидетельствующие об успешном прохождении онлайн-курсов. Для реализации цифрового портфолио используются блокчейн-технологии. Благодаря использованию ресурса \”одного окна\” образовательные учреждения обеспечивают виртуальную академическую мобильность студентов: они могут проходить онлайн-курсы ведущих университетов страны, не покидая место своего проживания или учебы. В настоящее время количество обучающихся на ресурсе \”одного окна\” превысило 459 тысяч человек.
Активно идет процесс разработки системы оценки качества онлайн-курсов и онлайн-платформ. В ходе реализации первого этапа система, созданная УрФУ, внедрена на трех онлайн-платформах, включая ресурс \”одного окна\”. По состоянию на конец 2017 года более 300 онлайн-курсов прошли оценку качества, а еще около 200 находилось на экспертизе. На сегодняшний день количество онлайн-курсов, прошедших оценку качества, превышает 470 единиц.
Высшая школа экономики разработала методику и инструментарий психометрической аналитики онлайн-курсов, которые предназначены для повышения эффективности онлайн-курсов. Тестирование методики и инструментария провели на 50 онлайн-курсах в 15 вузах. В 2018 году на основе инструментов психометрической аналитики создадут автоматизированный сервис, который позволит проводить анализ онлайн-курсов, размещенных на ресурсе \”одного окна\”.
Специалисты провели большую работу по созданию онлайн-курсов и симуляторов, обеспечивающих формирование компетенций педагогов в области онлайн-обучения. Проектная команда РАНХиГС разработала семь онлайн-курсов, обучение на которых в течение первого этапа прошли более 300 экспертов – разработчиков контента, руководителей учебных заведений, IT-специалистов и методистов. Сотрудники УрФУ разработали восемь обучающих программ в области использования онлайн-курсов, которые прошли 350 преподавателей. МФТИ подготовил 12 отдельных курсов-модулей, посвященных навыкам создания и реализации массовых открытых онлайн-курсов. Число преподавателей, прошедших обучение и получивших документ об успешном прохождении подготовки, составило 152 человека.
В результате реализации первого этапа приоритетного проекта \”СЦОС в РФ\” на базе ведущих вузов созданы десять Региональных центров компетенций в области онлайн-обучения. По итогам 2017 года более трех с половиной тысяч педагогов из сорока восьми регионов научились создавать и использовать в своей работе цифровые инструменты. Основная цель РЦКОО – это не только профессиональное обучение преподавателей, но также создание и развитие полноценной инфраструктуры онлайн-образования в регионах России.
Справка о проекте :
Приоритетный проект в области образования \”Современная цифровая образовательная среда в РФ\” утвержден в качестве приоритетного 25 октября 2016 г. на заседаРФ Российской Федерации по стратегическому развитию. Он нацелен на повышение доступности, актуальности и качества образования граждан России за счет технологий онлайн-обучения. В рамках реализации проекта создан и проходит апробацию ресурс, обеспечивающий доступ к онлайн-курсам по принципу \”одного окна\”. После регистрации пользователь получает доступ к тысячам онлайн-курсов, содержащимся в реестре портала.
Проект предусматривает профессиональную подготовку работников образовательных учреждений в целях повышения компетенций в области создания и использования обучающих онлайн-курсов. Увеличение количества доступных онлайн-курсов, повышение эффективности онлайн-обучения, расширение возможностей по освоению онлайн-курсов в системе формального образования позволит к 2025 году обучить на онлайн-курсах 11 млн человек.
Исходя из этой задачи, были сформированы десять Региональных центров компетенций в области онлайн-образования (РЦКОО) на базе ведущих вузов страны.
Читайте также:
Приоритетные проекты в образовании. Первые итоги
По информации пресс-службы \”СЦОС в РФ\”
Фото Марии Голубевой из архива \”УГ\”
Комментарии