Одна из главных задач педагога, пожалуй, раскрытие потенциала в своем воспитаннике. Задача очень непростая, требующая серьезных затрат временных и психологических ресурсов, а также возможности уделить особое внимание каждому в отдельности, что зачастую бывает крайне сложно для реализации. Времени урока недостаточно для индивидуальной работы, учитывая количество человек в группе/классе, а работа во внеурочное время далеко не всегда приветствуется как ребятами, так и их родителями.
И здесь на помощь приходит участие во внешних проектах (социально значимых мероприятиях, городских фестивалях и конкурсах). Почему именно внешних? Все просто – участие во внутренних мероприятиях зачастую не содержит в себе того стресса и уровня ответственности, какой обычно заложен во внешних выступлениях. Внутри своего маленького мира, как подсознательно ощущают многие участники процесса, можно и схалтурить, ведь «это же все несерьезно, это же для своих, а они лояльны». Во внешнем мире все по-другому: смена локации, выступление в незнакомом месте, высокая конкуренция, множество людей и общения, ощущение груза ответственности за результаты своей работы и причастности к чему-то большому и масштабному действуют на участников совершенно иначе как на стадии подготовки, так и во время самого мероприятия.
Для начала необходимо собрать команду, которая будет готовиться к мероприятию и непосредственно в нем участвовать (причем готовиться могут больше обучающихся, чем будут представлять результат публично). Каждый педагог точно знает, кого он обязательно хочет видеть в команде, но при этом выбор должен быть сделан обучающимся добровольно (по крайней мере, именно так это должно выглядеть с его/ее точки зрения), принудительное направление в проект работает гораздо хуже.
Для достижения хорошего результата в команде должны присутствовать участники с разным темпераментом, интеллектуальным уровнем и степенью социализации. Это позволит уравновесить группу и принимать всесторонне обдуманные решения. Например, в команде кто-то должен генерировать идеи, а кто-то подвергать их обоснованным сомнениям.
После формирования первого состава команды (со временем могут произойти изменения в составе, так как, возможно, понадобится добавить кого-то, кто обладает нужными качествами или навыками, или, наоборот, общее количество участников может уменьшиться) нужно собрать их на установочное совещание, на котором необходимо озвучить полное техническое задание, проговорить сроки, требования и ожидаемый результат. В этот момент важно не перегнуть палку и не требовать работу только на результат, не нужно акцентировать внимание только на получении первого места или, наоборот, не стоит сразу принижать возможности своей команды, говоря «нам, конечно, ничего не светит, но от нас требуется участие». Такое программирование на удачу/фиаско ограничит возможности участников и либо создаст высокий уровень стресса, либо заранее настроит на участие спустя рукава.
После оглашения задачи нужно устроить мозговой штурм, предлагая всем участникам высказывать абсолютно любые идеи по поводу реализации проекта. Это очень важный момент для работы и один из самых сложных, так как участвовать должны все. Порой разговориться и начать поиск всевозможных путей реализации – это самое сложное. Ключевым условием штурма является предоставление слова каждому члену команды, пусть даже то, что он/она предлагает, является невозможным, смешным или нестандартным. Как только общая идея захватит всю группу, предложения могут посыпаться как лавина, и нужно фиксировать каждое из них, ведь из этих вариантов один-два, а то и комбинация нескольких идей может выкристаллизоваться в задачу для реализации. В этот момент задача педагога сводится к модерации этой сессии, лишь направляя мысли участников в нужном направлении, но не принуждая их к принятию какой-либо доминирующей идеи. Очень часто во время подобного упражнения можно сгенерировать действительно стоящие мысли, и при этом необходимо подбадривать участников и поощрять их к высказыванию своих идей.
Вообще, положительная обратная связь должна присутствовать во время всей работы над проектом, а также после ее окончания. Обучающиеся должны понимать важность своего вклада в работу команды.
Очень важно также давать определенный простор для творческого подхода, а также для проявления инициативы.
Например, когда мы со студентами готовимся к участию в конкурсе, мы обрабатываем огромное количество контента (в том числе из Интернета), подсматриваем лайфхаки и подробно разбираем интересные проекты, которые находим. Если нам не хватает экспертизы для реализации наших идей, мы привлекаем тех, кто может нам помочь. Главным условием являются максимальная открытость и активное участие в работе.
Работа над проектом – сложный и живой механизм, требующий ответственного подхода и большого объема коммуникации, поэтому мы всегда создаем отдельный чат в мессенджере, который позволяет оперативно обмениваться информацией и идеями. Организационные вопросы почти всегда можно решать онлайн, и для этого не требуется собирать всю группу вживую. Уровень современных технологий является большим подспорьем для раскрытия индивидуального потенциала, так как в начале работы далеко не все члены группы могут и умеют общаться в социуме, кто-то излишне стеснителен, а кто-то больше приучен к текстовому общению в Сети. С такими участниками общение изначально может идти в отдельном чате, с постепенным вовлечением во взаимодействие и активное участие в онлайн-работе.
Негативное поведение, пораженческие настроения и программирование себя и окружающих на неминуемый провал под строжайшим запретом!
Работа с группой должна вестись в неизменно позитивном ключе и дружелюбной манере. На помощь приходят мотивирующие истории, фильмы и примеры из жизни. Подходу «у меня никогда ничего не получается, у меня руки не оттуда растут, я неудачник» здесь не место. Если участник демонстрирует подобное поведение, с ним нужно поработать отдельно, не допуская выход этого негатива в общее информационное поле группы. Здесь мы не будем подробно рассматривать особенности создания мотивации у обучающихся, так как это очень большая и сложная тема, выходящая за рамки настоящей статьи. В двух словах – нужно понять причину подобного отношения к себе и постараться переключить внимание участника с его/ее недостатков на достоинства. Каждый должен понимать, чем он важен для проекта и почему без него успех невозможен.
К моменту участия в мероприятии бывшая группа, как правило, подходит уже в статусе команды, где каждый внес свой вклад в общее дело, понимает важность своих свершений и ценит остальных участников за их усилия.
После окончания проекта и завершения его официальной части необходимо дать команде обратную связь. Она должна быть позитивной вне зависимости от результата и занятого места. Психологическое давление, публичное отчитывание и пренебрежение итогами работы сведет все достигнутые результаты на нет. Похвалить за высокий результат может каждый, а сохранить психику в порядке и не создать новые фобии в случае неудачи – это именно та задача, которую должен выполнить педагог. Умение достойно проигрывать, делать выводы и расти над собой – это крайне важный навык. Первых мест на всех всегда не хватает, и умение держать удар должно быть развито, что поможет не только в учебе, но и в дальнейшей жизни.
Даже если результат оказался хуже ожидаемого, а особенно если произошел форс-мажор (например, изготовленный торт развалился, не дождавшись своей очереди на оценивание), не нужно усугублять ситуацию негативом и неконструктивными высказываниями – наоборот, нужно продемонстрировать команде свои лидерские качества и огромный запас оптимизма. Даже если что-то сломалось, обратите все в шутку, отметьте важный вклад каждого и выразите надежду, что уж в следующий раз точно все получится. Но только если будет работать команда, ведь только так можно достичь вершины!
Подводя итог, отметим важность личности в команде. Наши ученики, получая задания и определенные полномочия в их решении, раскрываются сами и помогают друг другу. Правильно сформированная команда состоит из дополняющих друг друга участников, а результат ее работы всегда превосходен.
Анатолий МИХЕЕВ, преподаватель специальных дисциплин колледжа сферы услуг №10
Комментарии