search
main
0

Подражание как поиск себя и социализация: почему подростки копируют поведение своих кумиров

Подражание выступает особенным видом обучения, одним из важнейших механизмов, позволяющих усваивать опыт. Подражание свойственно ребенку с первых месяцев после рождения и остается на всю жизнь. Эксперт рассказала, почему дети подражают героям фильмов, звездам и блогерам.

Фото: freepik

Как правило, основным источником подражания для детей выступают взрослые, иногда – сверстники. Друг другу дети начинают подражать на 2-м и 3-м году жизни. Нередко объектами для подражания становятся герои сериалов. Почему так происходит, рассказала Людмила Саулина, психолог, эксперт Федерального центра «Профилактика» Института воспитания, лектор Российского общества «Знание». Она отметила, что механизм подражания у человека – от природы. В головном мозге есть специальный вид нервных клеток, отвечающий за повторение, называют их зеркальными нейронами. Они бывают двух типов: одни позволяют копировать движения, вторые отвечают за эмпатию, сопереживание.

Подражание позволяет формировать интеллект и личность, осваивать социальные нормы, ценности общества. С помощью подражания ребенок учится ориентироваться в разных ситуациях. К тому же, благодаря подражанию мы узнаем других и формируем представление о себе и своем месте в обществе. Подражание выступает механизмом обучения: наблюдая, имитируя и идентифицируя, ребенок заимствует действия, чувства и мысли модели. Дети могут представить себя на месте другого человека либо персонажа, испытать сочувствие. Малыши копируют мимику и пантомимику: высовывают язык, открывают и закрывают рот, качают головой, работают руками. Дошколята и младшие школьники копируют поведение родителей и других значимых для них объектов. Модели поведения передаются через игры, рисунки, сказки. В игре ребенок имитирует поведение, передающее смысл ситуации.

Подростки сосредоточены на поиске себя, на личностной идентификации. Для них подражательное поведение важно, оно позволяет не быть изолированным, чувствовать свою значимость. По этой причине они копируют поведение успешных персон. Герои фильмов, звезды и блогеры предлагают подросткам модели решения жизненных ситуаций. Тинейджер идентифицирует себя с героем, который оказывается в схожей ситуации и находит определенный выход. Нужно, чтобы это были эффективные, а не деструктивные модели поведения.

К тому же, подростки сепарируются от родителей, стараются почувствовать себя взрослыми, подчеркнуть независимость, примерить разные ценности и правила. Копирование помогает им лучше понять себя, они экспериментируют с внешностью, моделями поведения – чтобы понять, подходят они им или нет. Иногда кумиры выполняют компенсаторную функцию. Тогда подростки начинают копировать тех, на кого они хотели бы быть похожи. Если в подростковом возрасте начинают копировать отрицательных персонажей, важно понять, что именно им это дает, какие потребности остаются неудовлетворенными. Если с ребенком поговорить, можно обсудить другие варианты удовлетворения его потребностей. Как отмечает эксперт на сайте Института воспитания, при длительном копировании девиантного поведения стоит обратиться к психологу.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте