Булаев шел к трибуне. И хотя за несколько месяцев профессиональное сообщество уже успело привыкнуть к новости, что главы Рособразования и профильного комитета Госдумы поменялись портфелями, зал моментально затих. Руководителям подведомственных агентству учреждений и органов управления образованием субъектов Российской Федерации было интересно, какие именно акценты в докладе на расширенном заседании коллегии сделает сменивший Григория Балыхина Николай БУЛАЕВ.
Итоги и планы
А Булаев предложил обсуждать итоги работы в минувшем году и приоритетные задачи на ближайшее время «через призму соответствия их основным направлениям реализации государственной образовательной политики, суть которой можно свести к главному требованию: построению модели, обеспечивающей эффективное, конкурентоспособное образование». Как оказалось, «до соответствия» путь неблизкий. Для многих директоров вузов, ссузов и училищ такая модель скорее теория, чем реально действующий механизм. Партнерство с работодателями часто носит декларативный характер. Это подтвердил конкурс инновационных учреждений начального и среднего профобразования в рамках нацпроекта. Требующееся софинансирование со стороны бизнеса смогли обеспечить далеко не все. А значит, на деле связь не налажена, конкретные формы партнерства туманны, а реальное влияние работодателей на качество подготовки специалистов, организацию учебного процесса и производственной практики не тянет на всероссийский масштаб. Тем временем потребности растущей экономики не оригинальны: ей нужны высококвалифицированные кадры. Структура их подготовки, сказал Булаев, требует кардинального пересмотра в пользу инженерно-технических специальностей, профессий стройиндустрии, машиностроения, сельского хозяйства, жилищно-коммунальной сферы.
Какие же шаги предприняло Рособразование? По поручению Администрации Президента РФ был организован целевой прием выпускников общеобразовательных школ республик Южного федерального округа в более чем 100 вузах страны. Студенческие билеты получили 2,5 тысячи человек. Однако опыт проведения этой работы оказался не совсем удачным. Подавляющее большинство абитуриентов желают получить образование по специальностям экономического и гуманитарного профиля, что намного превышает потребности экономики и социальной сферы северокавказских республик, в то время как технические специальности, необходимые для их экономики, остаются невостребованными. Кроме того, большинство подготовленных для Южного федерального округа специалистов «оседает» в центральных областях России.
Новым делом для Рособразования на текущий год будет реализация эксперимента по господдержке предоставления образовательных кредитов студентам вузов, имеющих госаккредитацию. Эксперимент объявлен постановлением Правительства России и пройдет до 2011 года.
На повышение доступности высшего профобразования направлено также создание в рамках нацпроекта подготовительных отделений в вузах для ребят, отслуживших не меньше трех лет по контракту в Вооруженных силах. Рособразование уже подготовило перечень вузов, где будут работать такие отделения, деньги на финансирование заложены, а уровень подготовки, сказал Николай Булаев, должен «соответствовать самым брэндовым вузам».
Два года подряд Рособразование занималось формированием вертикально интегрированных образовательных комплексов. 24 таких комплекса объединили учреждения высшего и среднего профобразования, 3 комплекса включили в себя также и профучилища, и 6 комплексов созданы по типу «ссуз – ПУ». Всего же в 2007 году реорганизации в различных формах подверглись 113 подведомственных Рособразованию учреждений. Теперь, подчеркнул Николай Булаев, пришло время убедиться в эффективности принятых решений.
АУ – по графику
С принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях» обязанностей у Рособразования стало больше. Ведомство должно сопровождать переход образовательных учреждений в АУ. Создана специальная рабочая группа, формируется первый пул пилотных образовательных учреждений, представивших заявления в установленном порядке на основе коллективных решений, совместно с Московским государственным университетом экономики, статистики и информатики открыт тематический сайт. Однако, отметил Николай Булаев, нормативно-правовая база перехода в автономное учреждение сформирована не полностью. Например, в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 62 закона, вступающими в силу только с 1 января 2009 года, госзадание автономному учреждению и его финансовое обеспечение осуществляются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, а проект соответствующего постановления, разрабатываемого Минэкономразвития и торговли, пока находится в стадии согласования.
Надо платить налоги и строить новые общежития
Булаев не обошел вниманием и проблему, попортившую немало крови многим из присутствующих на коллегии, – компенсацию средств на уплату земельного налога и налога на имущество. «Дело в том, – сказал он, – что представленные многими нашими учреждениями реестры для расчета указанных налогов не получили подтверждения Федеральной налоговой службы в части объема начисленных этим учреждениям налогов. В результате сумма выделяемой бюджетом компенсации могла оказаться почти на миллиард рублей меньше фактически уплаченных налогов. Причин возникшей ситуации много: это и правовая неупорядоченность имущественных отношений, оставшаяся с советских времен, небрежность в оформлении документов, неопределенность ставок земельного налога, устанавливаемых муниципальными органами. На сегодня нам удалось разрешить эту ситуацию. Компенсация в сумме 6,1 миллиарда рублей направлена в подведомственные учреждения и организации, что позволило практически полностью ликвидировать задолженность по налогам. Однако это не дает нам ни малейшего повода расслабиться. Руководители образовательных учреждений и других организаций должны в кратчайшие сроки разрешить все спорные имущественные проблемы, привести необходимую документацию в соответствие с требованиями ФНС и ее территориальных органов».
Коснулся Булаев и положения дел со строительством студенческих общежитий. Обеспеченность ими иногородних студентов вузов составляет сегодня 80,4 процента. Однако санитарные нормы расселения, состояние жилого фонда, уровень комфортности проживания, мягко говоря, далеки от совершенства. Многие общежития были построены 50 и более лет назад. Отдельные общежития не подлежат реконструкции, а требуют сноса и постройки на их месте новых. Что сделано? В прошлом году сдано в эксплуатацию 6 новых общежитий. В 2008-2010 годах планируется построить еще 22 общежития. У тех, кто практикует нецелевое использование жилых площадей, пригрозил Булаев, их будут отбирать и передавать другим вузам.
В обход закона
По сути дела, ректоры вузов, директора техникумов и профессиональных училищ – это полномочные представители агентства, наделенные всей полнотой необходимой власти для осуществления на местах государственной образовательной политики, реализации законодательства об образовании, нормативных актов органов исполнительной власти. Однако далеко не все соблюдают закон. Недавно Рособразование рассматривало факты серьезных нарушений, ставших основанием для представления заместителя Генпрокурора России в адрес ведомства Булаева. В Волгоградском государственном педуниверситете с грубыми нарушениями законодательства с 1997 года функционировал негосударственный Волгоградский естественно-гуманитарный институт. В Волгоградском государственном техническом университете, Волгоградском государственном архитектурно-строительном университете, филиале Московского энергетического института в городе Волжском допускалась небрежность в ведении книг регистрации выданных дипломов, а испорченные бланки дипломов своевременно не уничтожались в соответствии с инструкцией.
«Не хочется никого обижать необоснованными подозрениями, но у нас есть основания полагать, что подобные нарушения в той или иной степени имеются во многих образовательных учреждениях, – сказал Булаев. – Примите меры и наведите порядок в своем хозяйстве до прихода представителей Генпрокуратуры и Рособрнадзора!»
Надзор не дремлет
Рособрнадзор пришел к директорам и ректорам уже во время коллегии в лице Виктора Болотова. Вопросы, которые он задал, и факты, что он назвал, никак не назовешь приятными. Только 30 процентов вузов не получили замечаний по итогам проверки этого ведомства. Как грибы после дождя в ссузах и вузах множатся непрофильные специальности при плохом качестве подготовки. Металлургический техникум не может обойтись без правоведения, а инженерный вуз – без диссертационного совета по гуманитарным предметам. «Почему вы берете двоечников на коммерческие отделения экономических направлений? – обратился Болотов к ректорам. – Какие из них выйдут специалисты?» Недопустимо, подчеркнул он, принимать абитуриентов с минимальными баллами ЕГЭ – от 15 до 24, это существенно ниже порога неудовлетворительной отметки.
Вузам придется навести порядок с филиалами и представительствами. Кстати, в апреле состоится совместная коллегия
Рособразования и Рособрнадзора, на которой будут рассмотрены вопросы их лицензирования и аккредитации. К нарушителям разных мастей применят жесткие санкции.
Идеология хромает
Досталось ректорам и от выступавшего на коллегии министра образования и науки Андрея Фурсенко. «Есть большое количество вузов, которые ничего не хотят, которым ничего не надо и у которых единственная просьба – не трогайте нас, у нас все в порядке. Они просто выдают «платным» студентам диплом, а о знаниях говорить не приходится. И, к сожалению, все довольны. Важнейшая задача – переломить эту ситуацию».
Приятной паузе в ходе коллегии зал был обязан прекрасной даме. Людмила Вербицкая, ректор Санкт-Петербургского госуниверситета с многолетним стажем, недавно сменила статус и стала президентом этого вуза (по представлению Рособразования такую должность сейчас уже занимают 39 человек). Под дружные и искренние аплодисменты Николай Булаев вручил Людмиле Алексеевне подарок и букет цветов.
Смягчился и министр. В своем выступлении он сделал акцент даже не на оценке работы агентства, а на «системной проблеме, которую решить не удалось: полностью довести идеологию модернизации образования до тех, кто учит, и тех, кого учат». «В декабре 2004 года были приняты приоритетные направления развития образования в России, сформулированы пути решения главных проблем, – сказал Андрей Фурсенко. – С тех пор этот стратегический документ последовательно реализуется. Даже в рамках нацпроекта по сути не было предложено ничего революционного. Все происходит в развитии ситуации. И что же? В школах и вузах обсуждают проблемы, будто бы они только возникли и их решением никто не занимался. Но ведь они уже другого масштаба. Мы уже давно не говорим о задержках зарплаты. Сегодня мы говорим о том, что зарплата преподавателя должна быть выше, чем средняя зарплата по экономике в регионе. Если на фоне таких дискуссий все время происходит повторение пройденного без движения вперед, значит, в общественном сознании формируется мысль, что позитивных изменений нет». Речь свою министр закончил почти по-философски: «Нам надо задавать новую планку. Жизнь меняется, она выставляет свои требования быстрее, чем мы успеваем на них реагировать. Сделано много. Просто, чтобы понять и почувствовать это, надо уметь подниматься над суетой. И я желаю вам время от времени над этой суетой подниматься».
Фото автора
Вузы и студенты
Сеть подведомственных учреждений высшего профессионального образования включает 345 вузов с контингентом обучающихся около 5 миллионов человек, что составляет почти 72% от общего числа студентов в Российской Федерации.
В 2007 году на места, финансируемые из федерального бюджета, зачислено 40% первокурсников вузов и 66,4% – ссузов.
Бюджет и расходы
Расходы Федерального агентства по образованию в 2007 году составили в соответствии с уточненной росписью расходов 218,9 миллиарда рублей, что в 2,3 раза превышает показатель 2004 года. Из них около 52 миллиардов рублей было направлено на реализацию национального проекта «Образование».
В федеральном бюджете по Рособразованию на 2008 год расходы агентства, включая национальный проект, федеральные целевые программы, научные исследования, установлены в объеме 225,8 миллиарда рублей, что на 9,5% больше, чем было предусмотрено Законом о федеральном бюджете на 2007 год.
Андрей ФУРСЕНКО и Николай БУЛАЕВ на пленарном заседании коллегии
Комментарии