В течение учебного года мы замечаем, насколько по-разному реагируют на предлагаемые во время урока английского языка темы юноши и девушки. Shopping, Fashion вызывают недоумение у мужской части; Sports, Transport ставят в тупик женское население.
Кроме того, любая простая тема, например, Food/Meals, получает совершенно разную интерпретацию. Когда мальчики-подростки с энтузиазмом описывали свой завтрак, это было настоящим откровением не только для их юных одноклассниц, но и для меня. Способность девушек весь урок обсуждать моду, походы по магазинам и разнообразные диеты обычно повергает юношей в легкий шок. Что же делать, если школьнику, студенту на экзамене досталась нелюбимая тема?
Начнем с психологической подготовки. Полезно объяснить старшеклассникам, что их личные взгляды и пристрастия не являются основным содержанием ответа. Проверяется их умение говорить, читать, писать и слышать английскую речь. В задании четко сформулирована цель, например, требуется написать 200 слов. Значит, тренируемся на сочинение именно такого объема. Нужно описать картинки, фотографии? Думаем, что и как мы можем сказать. Главное – грамотно выразить свое мнение на английском языке. Для начала полезно тренировать учеников по образцам. Предложите им краткие тексты, диалоги, видео-клипы. Составьте вместе с ними единые модели монологов. Покажите, как можно идти «методом от противного».
Shopping. I don’t know much about shopping, but I accompany my mother when she needs to buy foods for the family. We go to a supermarket to buy (milk, bread, meats, fruits and vegetables). When anybody needs a new pair of shoes or some clothes, we go to a department store to look for the desired item. First we check the sizes and prices, then we choose what we need, and try something on to see if it fits. I don’t always know which size shoes I need, and I am not good at distinguishing various models, but my mother always knows what to do!
Cars – Transport. I never know which make or model a car is, but my brother (cousin, father, uncle, friend) always does. Men can talk about cars forever! When I look at a car or a photo, I can only say which colour it is, and if it is large or small. I can also count the number of doors and windows, and try to imagine if it is comfortable or not. Many people like to have a family car to be able to go on a trip any time they wish. Lots of men spend every weekend at their garage, cleaning or fixing something.
Такие простенькие модели служат полезным толчком, стимулируют начало беседы. Постепенно школьники понимают, что их задача – заговорить или написать эссе на тему. Единственный неприемлемый ответ, естественно: «Я не знаю». Учащиеся выпускного класса накопили достаточный словарный запас, знают грамматику, умеют строить предложения, следовательно, они способны осветить любую требуемую тему. Детям нужно это объяснять. Можно фантазировать, сочинять, важно делать это в требуемом объеме и помнить о грамотности.
Испытывают ли сложности взрослые? Безусловно. Я всегда делюсь опытом как с учащейся молодежью, так и с коллегами, показываю и рассказываю, как мне удалсоь справиться с непривычной задачей, что послужило творческим стимулом. Например, международный методический сайт Teaching English поместил сообщение о конкурсе и предложил всем желающим педагогам принять в нем участие. Требовалось посмотреть видеоклипы – интервью со спортсменами, выбрать один клип и написать разработку урока. Сознаюсь, я мало что знаю о футболе, но не сомневаюсь в том, что знаю английский язык, способна сочинить урок и порассуждать на любую тему. Кроме того, я уверена: всем педагогам полезно иногда выполнить задания по незнакомой теме. Я приняла участие в конкурсе, написала сценарий урока, познакомилась с работами коллег из разных стран, получила отзывы.
Если мне требуется урок по любой теме, которой нет в учебнике, либо у меня нет учебного плана нужного уровня, или имеющиеся материалы не соответствуют возрасту аудитории, я пользуюсь великолепным инструментом под названием ИКТ. Ищу информацию в интернете, обязательно на английском языке; переписываюсь с коллегами, с друзьями, задаю вопросы. Подбираю фотографии и картинки, аудио и видео клипы. Делаю презентацию, стараюсь представить тематику, которая мне самой раньше казалась скучной или слишком чужой, в максимально привлекательном формате.
Нина Коптюг, кандидат филологических наук
Все выпуски рубрики \”Мудрый совет\”.
Комментарии