search
main
Топ 10
В новом учебном году российские школы перейдут на единую программу русского языка и литературы Результаты ЕГЭ некоторых новороссийских школьников аннулировали из-за использования словарей Результаты первых ЕГЭ доступны: как узнать количество баллов и когда появятся итоги всех экзаменов С 2024/25 учебного года в школы вернется черчение В Иркутской области объявили имена первых стобалльников ЕГЭ В Москве огласили дату и место празднования Общегородского выпускного В регионах появились первые стобалльники ЕГЭ-2023: экзамен по обществознанию напишут почти 300 тысяч человек На Ямале впервые ученикам педклассов вручили сертификаты на целевое обучение В шести пилотных регионах пройдет эксперимент по сокращению бюрократической нагрузки на педагогов С 1 сентября в России будут действовать единые образовательные программы для обучения детей с инвалидностью и ОВЗ Минпросвещения: в финал «Учитель года России-2023» вышли 90 педагогов Глава Рособрнадзора заявил, что ЕГЭ по физике должен быть более привлекательным Школьников на уроки физкультуры будут допускать после медосмотра Химическая формула лагмана: челябинские школьники создали уникальную кулинарную карту России Бакалавриат, специалитет, магистратура – в чем разница, разъяснили специалисты РАНХиГС Президентская библиотека и АО «Издательский дом «Учительская газета» развивают партнерские отношения Съезд Всероссийского педагогического собрания объединил более 200 делегатов из 49 регионов страны В Абакане назвали имя первого обладателя 100 баллов за ЕГЭ Крупнейший международный образовательный форум начался в Казани
0

Подготовка педагогов в системе «колледж – вуз»

​В Законе «Об образовании в РФ» (ст. 5) обозначена необходимость создания условий для получения качественного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов, а также закреплено положение о том, что государство обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными методами обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, содействует привлечению таких работников в образовательные организации.

Современные нормативные документы по дошкольному и начальному школьному образованию (ФГОС ДО и ФГОС НОО) определяют коррекционную работу как одно из важнейших направлений профессиональной деятельности учителя и воспитателя, подчеркивают необходимость проведения целенаправленной и планомерной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Это направление важно с точки зрения обеспечения каждому конкретному ребенку индивидуальной траектории развития с учетом его возможностей, способностей и здоровья.В связи с этим необходимо отметить важность подготовки педагогических кадров, владеющих особыми компетенциями, обеспечивающими их готовность к работе с детьми с ОВЗ, которая наиболее успешно реализуется в процессе непрерывного образования «колледж – вуз».Педагогический колледж «Черемушки» под руководством заслуженного учителя РФ Виктора Рудинского тесно сотрудничает в научном, методическом, кадровом направлениях с Институтом специального образования и комплексной реабилитации МГПУ, возглавляемым доктором педагогических наук, профессором Оксаной Приходько.В последнее время все чаще звучит идея об образовании человека в течение всей жизни. Профессиональное образование – часть непрерывного образования, охватывающего весь жизненный цикл человека. Рассматривая два основных уровня профессионального образования – среднее профессиональное (СПО) и высшее профессиональное (ВПО), мы можем говорить о едином целенаправленном процессе с взаимосвязанными компонентами, в основе которого лежит качественная подготовка специалистов. В условиях непрерывного педагогического образования обеспечивают развитие психолого-педагогического мышления студента, его педагогических способностей, формируют интерес к познанию другого человека. Основной смысл непрерывности образования заключается прежде всего в постоянном удовлетворении развивающихся потребностей личности и общества в образовании, разных по полноте, темпам, направленности, в предоставлении каждому возможностей реализации собственной системы образования. Непрерывность образования предполагает перманентность развития профессионализма, развития по спирали, когда на каждом витке действуют одинаковые составляющие, но меняется их приоритетность: практико-ориентированная подготовка в колледже и освоение фундаментальной науки, развитие исследовательских умений, критического мышления в вузе.Возможность подготовки педагогических кадров для работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности, расширялась за счет открытия по инициативе В.Рудинского в структуре СПО специальностей «специальное дошкольное образование» и «коррекционная педагогика в начальном образовании». Педагогический колледж №4 с 1998 года начал подготовку таких специалистов впервые в России и в Москве. Педагогический колледж выступил инициатором открытия этих специальностей, что связано с проведением серьезной экспериментальной деятельности по подготовке воспитателей дошкольных учреждений компенсирующего вида и учителей начальных классов для работы в классах коррекционно-развивающего обучения. Открытие таких специальностей позволило начать решение проблемы обеспеченности квалифицированными кадрами специальных образовательных учреждений. При этом эффективность преемственности образования в колледже и вузе зависит от степеней социально-психологического и педагогического взаимодействия средней и высшей ступеней образования, которое нашло отражение в целях и содержании подготовки, в организационных формах дидактического процесса, а также в используемых технологиях обучения.В условиях учебного заведения, осуществляющего углубленную подготовку, существенно меняется организация учебного процесса. Преподаватели колледжа активно переходят от информационной модели обучения к развивающей: используют проблемные лекции, дискуссионные круглые столы, семинары, мини-конференции, исследовательские проекты. Активное внедрение в образовательный процесс колледжа современных форм и методов работы обеспечивает преемственность в обучении на следующей, более высокой, ступени высшего профессионального образования.При обучении в вузе учитывают практико-ориентированный характер подготовки специалистов среднего звена, общие и профессиональные компетенции, сформированные у выпускника колледжа, повышенную мотивацию в приобретении профессиональных знаний. Таким образом, интеграция педагогического колледжа и вуза в условиях двухступенчатой подготовки позволяет:    добиться устойчивой мотивации на получение педагогической профессии у выпускников колледжа;    повысить качество подготовки специалистов с высшим образованием при сокращении сроков обучения в вузе.Сотрудничество педагогического колледжа «Черемушки» с Институтом специального образования и комплексной реабилитации выражается в разработке сопряженных учебных планов по специальностям «коррекционная педагогика в начальном образовании» и «специальное дошкольное образование», которые практически полностью соответствуют ранее первому и второму курсам обучения в вузе, а сейчас первому – по перечню дисциплин, их содержанию и количеству часов, отведенных на их изучение. Разницу часов по учебным планам вузов и педагогического колледжа много лет ликвидировали за счет содержания дисциплин «Университетского дня». Преподавание отдельных дисциплин ведут преподаватели университета, что позволяет им лучше присмотреться к тем выпускникам, которые к ним собираются поступать, а студентам лучше узнать систему обучения в вузе. Рабочие программы по учебным дисциплинам и профессиональным модулям рецензировались на кафедрах преподавателями университета, что стало важным условием обеспечения качественной подготовки специалистов в условиях непрерывного образования.За годы сотрудничества педагогического колледжа «Черемушки» с Институтом специального образования и комплексной реабилитации МГПУ по осуществлению двухступенчатой подготовки кадров в системе «колледж – вуз» стали традиционными разнообразные формы совместной работы:    координационные совещания директоров;    проблемные круглые столы;    совместные заседания кафедр;    научно-практические конференции;    итоговая государственная аттестация (О.Приходько и Е.Ушакова – председатели государственных аттестационных комиссий).За последние годы проведено большое количество мероприятий в системе «колледж – вуз», обеспечивающих качественное непрерывное педагогическое образование. Среди них: городская научно-практическая конференция «Современный учитель в системе коррекционно-развивающего обучения» (2012 г.); городская студенческая научно-практическая конференция «У истоков научного поиска в области специального, коррекционного и компенсирующего обучения» (24 октября 2011 года); «Практико-ориентированная подготовка специалистов в контексте современного педагогического образования» (2013 г.), научно-практическая конференция, посвященная 50-летию ПК №4, «Педагогический колледж №4, функционирование и развитие системы подготовки педагогических кадров для столицы» (2014 г.), круглые столы «Проблема подготовки прикладных бакалавров по направлению «Специальное дефектологическое образование» (2012 г.), «Современные подходы к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями: проблемы, поиски, решения» (2014 г.), конкурс образовательных проектов «Работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в условиях коррекционно-развивающего и специального образования» (2014 г.), обучающий семинар «Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии (адаптация младших школьников к обучению в условиях образовательного учреждения)» (2014 г.).Ежегодно большое количество студентов колледжа принимают участие в мероприятиях, проведенных в рамках Дней науки, например, в 2013 году состоялись научно-практические конференции «Современное гуманитарное образование в социокультурных условиях столичного мегаполиса» и «Институт XXI века: подготовка педагогических кадров нового поколения», на которых выступили 16 студентов колледжа.На базе учебной лаборатории диагностики и коррекции детского развития педагогического колледжа «Черемушки» Институт специального образования и комплексной реабилитации МГПУ организует и проводит педагогическую практику студентов. Преподаватели колледжа примером своей профессиональной деятельности демонстрируют студентам необходимость и эффективность своевременной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения психофизического развития. За годы взаимодействия колледжа и Института специального образования и комплексной реабилитации создана уникальная научная, методическая и учебно-практическая база для подготовки педагогических кадров в области оказания помощи детям с ОВЗ.Е.ШАХОВА, зав. методкабинетом педагогического колледжа «Черемушки» МГПУ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте