Можно говорить, что это перегиб на местах, но не в провинции, а Москве! Попыток ограничить детей в интернете или хотя бы взять их активность под какой-то контроль предпринимается все больше. Вот и в одной столичной школе педагогов обязали \”вести профилактику негативных явлений\”.
Полагать, что дело этим и ограничится – приказом мониторить активность школьников в глобальной сети в отдельно взятой московской школе, особых оснований нет. Есть уверенность, что подобные рекомендации, в основном, устного плана, получали в разное время учителя всей страны – на педсоветах, планерках, совещаниях. Родителей тоже просят – ограничивать, наладить контакт и… следить.
… Сложный ребенок, ведет себя вызывающе, красит волосы не в тот цвет, вечера проводит в не тех компаниях? А страницу смотрели? Тихий, замкнутый мальчик или девочка, ни с кем не общается, ведет себя тихо. А что там с аватаркой – может, депрессия?
Каким должен быть школьник в реальной жизни, чтобы учитель смог понять – повод для беспокойства есть. Или… пересматривать все профили всех учеников в поисках компромата или подсказок? Или не учительское это дело? Прецедент создан, но взрослые – учителя, родители и управленцы от образования пока не определились с мерой ответственности каждой из сторон. Или все-таки определились и заставили педагога поставить свою подпись? И, если документ подписан, то теперь, учителя, держитесь! ВСЯ ответственность на вас. Так она перекладывается на задавленных нагрузкой педагогов, которые работают больше, чем на ставку, получают мизерные доплаты за классное руководство и теперь вот вдовесок им всучили колоссальную нагрузку в виде… полной ответственности за детей, даже когда они не в школе!
Вообще-то разделение этой самой ответственности никто не отменял. И да, в школе, об этом говорят учителя, детей еще как-то можно контролировать – они в здании, где работает видеонаблюдение, где есть ограничение на использование мобильного или заблокирован доступ в соцсети… А дома? А дома, куда попадают и дети начальной школы – в части учебных заведений Карелии, например, нет групп продленного дня для учеников второй и первых смен, а, значит, нет присмотра, ведь большинство родителей заняты работой. Той деятельностью, которая не подразумевает укороченного рабочего дня или более долгого перерыва на обед, чтобы забрать школьника домой или отвести на секцию, в кружок, в художественную или музыкальную школы. Если бы были созданы реальные возможности бесплатно заниматься детям не только шахматами, но и чем-то еще интересным и не только ученикам начальной школы, но и подросткам 6-9 классов, то активность в соцсетях была бы значительно ниже, а так усмотреть за 30 аккаунтами своих подопечных не сможет ни один самый продвинутый учитель. Но, конечно, легче навязать слежку за детьми, чем создать условия для дополнительных занятий, организовать секции и кружки.
Разговор с учителями о безопасности в Сети \”Учительская газета\” вела и ранее, но есть еще несколько советов-наблюдений тех, кто пытается о проблеме не молчать.
Екатерина Либерцева, заместитель директора по информатизации лицея №1, Петрозаводск: \”Добавьте ребёнка в друзья!\”
– Современный мир насыщен информацией и информационными процессами. Причем протекают они очень быстро. Современный подросток легко ориентируется в таком насыщенном информационном поле. Одним из инструментов обмена информацией служат социальные сети. Так как родители не проявляют интереса к этой форме общения, подростки воспринимают её как возможность бесконтрольного поведения, проявления так необходимой подростку свободы. Социальные сети предлагают подростку широкую свободу выбора, которой так не хватает им в реальной жизни. Регистрируясь в соцсети, подросток выбирает себе имя, внешний вид (аватарку), возраст, самостоятельно формирует представление о себе через посты, мемы, комментарии, аудиозаписи, видео, аудиторию для общения, друзей. Кроме того, он может почувствовать себя великим, раздавая права к просмотру информации на странице различным группам людей. Но! Всё то же самое могут делать взрослые люди. Но только если подросток хочет просто свободного независимого общения, то взрослые люди могут преследовать другие цели. И эти цели не всегда позитивные. За фотографией единорога может скрываться вербовщик запрещённой организации, распространитель наркотических средств, маньяк. Но человек с аватаркой-единорогом всегда поймёт, всегда выслушает, всегда подбодрит и подскажет верное решение. Подросток очень редко осознаёт, что ограничение его свободы – ключ к безопасности! Поэтому у родителей есть две основные линии поведения для информационной защиты ребёнка. Первое – это стать активным пользователем социальной сети! Добавьте ребёнка в друзья. Как бы не смешно звучала эта фраза, она спасла очень многих. Во-первых, у вас появиться возможность просматривать информацию на странице, несложный анализ покажет, что действительно увлекает вашего ребёнка, что его тревожит, что его смешит, в каких группах он состоит. Поверьте, у вас найдется масса поводов для обсуждения. Только осторожно, не начинайте его ругать! Проявите интерес, ставьте лайки, делитесь с ним мемами. Во-вторых, если вы увидите, что ребёнок начал блокировать от вас какую-то информацию, значит, ему за неё стыдно, а от хорошего стыдно не бывает. Появится возможность задать вопросы: почему ты скрыл этот альбом? Только не давите! Второй путь – воспитание доверительности. Это сложный путь, который начинается с самого детства. Интересуйтесь мыслями ребёнка! Спрашивайте сначала про настроение, про отношения с лучшим другом, про впечатления от фильма, книги, прожитого дня и только потом – про оценки, поел ли, почему задержался. Именно давление на подростка выталкивает его в виртуальный мир. Обсуждайте с ребёнком истории о том, как \”человек с аватаркой единорога\” назначил сыну вашей коллеги встречу, сорвал с него любимые наушники и убежал. Смейтесь над историями, как девочка заплатила 200 рублей за доставку бесплатного айфона. Возмущайтесь тому, что у трёх детей, которым собирают деньги на жизненно важную операцию, в контактах одинаковый банковский счет и номер телефона. Расскажите о переживаниях, которые испытываете, читая объявление об ушедшем из дома ребёнке, которого ищут всем городом. Очень скоро темпы обмена информацией достигнут предела и мы постепенно адаптируемся к информационной Вселенной, наработаем законы и правила, полезные привычки. А пока покажите ребёнку, что социальная сеть не живой организм, а инструмент! А человек, который готов понять, простить, быть честным и, главное, любить – это вы!
Василий Еремеев, учитель химии и биологии, тьютор ГБОУ РК \”Школа-интернат №21\”: \”Быть всегда на страже!\”
Василий Иванович преподает в школе-интернате №21 химию и биологию, но с детьми общается и вне уроков – школьное телевидение, например, одно из его увлечений. Кроме того, учитель много лет работает с ребятами дистанционно, что было бы невозможно без развития Интернета.
– Обучение с использованием дистанционных технологий крайне необходимо для детей с ОВЗ, – уверен педагог. – Возможность дистанционно получать знания для детей с ОВЗ – это серьезная поддержка. Теперь у обучающихся, которые часто пропускают уроки по причине болезни, нахождении в стационарах, санаториях, реабилитационных центрах, есть возможность получать знания на расстоянии, не присутствуя в школе. Все это значительно повышает качество обучения. А через связь с одноклассниками лучше происходит реабилитация и социальная адаптация после длительного лечения и сложных операций. Вопрос безопасного использования детьми ресурсов сети Интернет сегодня играет архиважное значение. Но не секрет, что на просторах сети детей подстерегают опасные материалы, которые легко могут травмировать юную психику. Информационно грамотные родители это понимают. Но много ли таких? Использование дома и на смартфоне ребенка услуги \”Детский интернет\”, предоставляемой интернет-провайдерами, практически исключает риск доступа к \”вредным\” сайтам. Но бесплатные беспроводные сети кафе, ресторанов и других учреждений, к которым могут подключиться дети, к сожалению, откроют полный доступ к интернет-ресурсам. Конечно, здесь можно технически в телефонном аппарате отключить возможность подключаться к открытым сетям, но это сложно, и скорее всего потребуется помощь технического специалиста. Поэтому, на мой взгляд, необходимо с ребенком иметь теплые доверительные отношения, интересоваться его жизнью, общаться с ним, и тогда он сам вам всё расскажет. А еще полезно будет как можно активнее организовать его свободное время, через посещение кружков, бассейна, спортивных секций, музыкальных занятий и пр. Через общение, совместные дела можно объяснять ребенку, что такое хорошо и что такое плохо, и если у него в голове будут правильные установки, то он сам выберет верный путь. Но при всем при этом нужно строго помнить: родитель должен быть всегда на страже! Держать все под контролем! Мудро руководить и воспитывать свое чадо!
Ранее \”Учительская газета\” сообщала о проведении единого урока безопасности в сети Интернет. Он пройдет в российских школах 30 октября 2017 года. Впервые в его рамках на странице http://единыйурок.дети организовано дистанционное тестирование по знанию основ безопасного поведения в Сети для ребят от 11 до 19 лет. Более 30 тысяч подростков уже проверили себя.
Фото автора
Комментарии