search
main
Топ 10
На ОГЭ по математике в 2024 году разрешено использовать калькулятор Базовая математика. Отличный результат на ЕГЭ – результат хорошей подготовки Пермская школа оказалась в центре скандала из-за формулировок в учебном плане 12 учителей одной школы написали заявления об увольнении: скандал в Екатеринбурге не утихает В Госдуме предложили поменять поход к процедуре назначения директоров школ В Курганской области ко Дню учителя станет известно имя первого Почетного работника образования ЕГЭ-2024: какие изменения ждут выпускников школ Учителей, студентов и школьников приглашают принять участие в акции «Педагогический диктант» Кемеровский поселок рискует остаться без школы Педагоги из Саратовской области будут получать повышенную зарплату за наставническую и методическую работу Финал «Учитель года России – 2023»: торжественное открытие состоится 22 сентября в Доме правительства Подмосковья Для медицинских классов в Прикамье купят оборудование Кузбасские депутаты предложили больше поддерживать школьников и учителей В Черкесске прошли первые испытания конкурса «Лучший учитель родного языка и литературы» Полвека и более: педагогов-ветеранов чествовали в Чеченской Республике Толстовский педуниверситет отметил 85-летие открытием педагогического «Кванториума» В Минпросвещения считают необходимым вернуться к советскому опыту профориентации школьников Перемену объявили в Иркутске, следующий звонок прозвенит в Красноярске Минпросвещения: финалисты конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы» начинают бороться за победу Читаем по нарисованному: психологический анализ детского рисунка помогает понять состояние малыша
0

Почему я против обязательной исследовательской и проектной деятельности в школе

Зачем вдруг сейчас понадобилось делать акцент именно на этих формах обучения?

Надежда Казакевич

Конечно, неплохо бы, чтобы дети, выполнив какую-то лабораторную работу или серию работ, сами сформулировали законы Ньютона или закон Архимеда, законы Фарадея и Столетова (а также теорию относительности и квантовую механику…), но!

Все это очень хорошо укладывается в рамки того, что я уже много лет называю дебилизацией образования. Исследовательская деятельность школьников – это примерно то же, что и чтение для человека, не знающего алфавит.

Должна ли общеобразовательная школа считать своей задачей подготовку исследователей (последующее не касается школы при Физтехе и подобных ей учебных заведений)? На мой взгляд, школа должна дать базовое образование, фундаментальные знания, подготовить мозг ребенка к дальнейшей деятельности и адекватному выбору сферы приложения сил после завершения среднего образования; именно в школьные годы ребенок должен суметь определиться с тем, хочет ли и может ли он посвятить свою жизнь исследовательской деятельности. Надо очень хорошо понимать, что, не зная ответа на вопрос «что это?», нельзя дать и ответы на вопросы «как?» и «почему?». Если ребенок любознателен и стремится узнать что-то за пределами школьной программы, он будет работать с литературой, заниматься самообразованием в самых различных формах. Но это никоим образом не означает, что можно перескочить через этапы обучения на репродуктивном уровне. А будет ли тот, кто учит ребенка, образцом для подражания, во многом зависит от личности учителя. Не надо морочить головы учителям, заставляя руководить проектами! Это кампания, проведение которой призвано еще более снизить уровень образования в нашей стране.

Не хочу сказать, что исследовательскую деятельность не надо допускать в школу вообще. Однако надо понимать, что ученик-исследователь – это редкое исключение, а принуждение всех подряд учителей к проведению такой работы с учениками, составление отчетов ради «галочки» – издевательство как над обучающими, так и над обучаемыми.

Исследовательская работа – специфический вид деятельности, которому надо учить, и делать это могли бы квалифицированные кадры в ходе совместных исследований. Много ли в школе учителей, имеющих практический опыт исследовательской работы? Современный исследователь – член творческого коллектива, состоящего из людей с разным опытом, в этом коллективе все вместе делают общее дело, молодые учатся у тех, кто старше, часто превосходя с годами тех, кого считали своими учителями. В школе исследовательскую лабораторию, в которой, решая общие проблемы, будут на равных трудиться ученики и учителя, не создашь, деятельность такого рода в образовательные стандарты не впихнешь.

Надежда КАЗАКЕВИЧ, учитель физики и химии, эксперт ЕГЭ по физике, в прошлом научный сотрудник Государственного института прикладной химии, Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте