В названии «дополнительное образование» есть что-то неточное. Мы часто подспудно имеем в виду, что оно второстепенное, не важное и не обязательное, что без него легко обойтись. Может быть, если бы мы называли его «инициативное образование», как в некоторых других странах, мы бы точнее чувствовали его ценность. А может быть, виновато не название, а наша привычка все, что предполагает возможность выбора и образовательную инициативу ребенка, воспринимать как не особо ценное и гораздо менее важное, чем подготовка к экзаменам во время обязательных уроков.
Вместе с тем для становления человека огромное значение имеет именно опыт инициативного образования, которое осуществилось потому, что он так захотел, решил и добился результата. В России именно в дополнительном образовании школьники получают реальные возможности самоопределения, социальных проб.
Почувствовать вкус реализации своей инициативы помогает то, что в дополнительном образовании нет привычной школьной системы оценивания. Программы дополнительного образования чаще всего заканчиваются итоговым событием, где практически каждый участник достигает успеха. В любой школе вам покажут детей, которые при переходе на основную ступень потеряли интерес к обучению и только благодаря участию в кружковой работе обретали смысл учебы в целом.
Профильное обучение, которое предлагается старшеклассникам, требует от них осознанного отношения к выбору своего образовательного маршрута уже в 9‑м классе. Ответственность школы за формирование умения делать выбор возрастает. Московское образование идет навстречу самоопределившимся ребятам и предлагает такие проекты предпрофессионального образования, как «Инженерный класс», «Медицинский класс», «Академический класс», «IT-класс» и другие. За этими проектами стоит не только профильный учебный план, но и высокотехнологичное оборудование, партнерство с вузами и предприятиями, волонтерские программы.
Задача школы – использовать все возможности, чтобы через дополнительное образование ввести учеников 7‑8‑х классов в пространство имеющихся предпрофессиональных направлений. Тогда после окончания 9‑го класса выбор профиля будет для ребят осознанным, основанным на знании своих интересов и понимании сути профессиональной деятельности в избранном направлении.
Без системы дополнительного образования мы не сможем добиваться таких ценных результатов, как самоопределение, умение делать ответственный выбор, преодолевать потерю замысла своего образования и его ценности. Можно, конечно, называть такое образование дополнительным, но только в том смысле, что оно дополняет общее образование до целого.
Валерий ПАЗЫНИН, директор школы №1561, Москва
Комментарии