В Год педагога и наставника нам особенно памятны деятели отечественного образования, чей образ в максимальной степени соответствует этим высоким понятиям. Во второй половине XIX века таким педагогом и наставником был Сергей Александрович Рачинский (1833-1902) – ученый-ботаник, профессор Московского университета, публицист и переводчик, затем учитель Татевской школы для крестьянских детей, автор самой популярной среди народных учителей книги «Сельская школа».
Птенец родового гнезда
Сергей Александрович родился 2 (15) мая 1833 года в селе Татево Бельского уезда Смоленской губернии в старинной дворянской семье Рачинских-Баратынских. Здесь, в родовом гнезде, прошло детство будущего педагога. В отрочестве и юности на его нравственное развитие оказали определяющее влияние благочестивый пример матери (родной сестры поэта Евгения Баратынского) и авторитет отца, домашняя атмосфера и религиозный дух всех членов семьи, духовно-нравственные идеи русской литературы; воззрения писателей и мыслителей отечественного богословия.
Мать, Варвара, была образованной женщиной, знала несколько иностранных языков, получила прекрасное музыкальное образование. Она сумела взрастить в сыне глубокую веру в Бога, стремление к гармоничному познанию мира, любовь к природе, литературе и искусству, труду. Отличавшаяся особенной сердечной добротою, она среди народа слыла «за святую женщину».
Отец семейства Александр Антонович, капитан Муромского пехотного полка (свойственник поэта Вильгельма Кюхельбекера), воспитывал у детей самодисциплину, гражданственность, любовь к труду. С юных лет в Сергее отцом было заложено уважение к крестьянам, сочувствие им, желание помогать, умение ценить народные традиции. Отец научил главному – оставаться в любых обстоятельствах человеком, способным действовать на основании нравственных чувств, по зову голоса совести.
Благодаря отцу в семье царила творческая атмосфера. Александр Антонович был в дружеских отношениях с поэтом Антоном Дельвигом, общался с поэтами пушкинского круга и декабристами. Он собрал богатейшую библиотеку, заложил садово-парковый ансамбль. Именно отец будущего апологета народного воспитания в 1861 году построил школу для крестьянских детей, первыми учителями которой стали его дети Владимир и Варвара.
Семья Рачинских была глубоко религиозной, чтила православные традиции, в детях с малых лет закладывались основы духовно-нравственных представлений. Старшие братья и сестры ухаживали за младшими, заботились друг о друге. Дети получили хорошее естественное и гуманитарное образование. Все это сказалось на характере и взглядах Сергея Рачинского.
Видный ученый и любимый профессор
В 1844 году Сергей вместе с семьей переехал в Дерпт, где получил начальное образование. В 1849 году он стал студентом медицинского факультета Московского университета, а в 1852 году перешел вольнослушателем на естественное отделение физико-математического факультета. Через год, выдержав кандидатский экзамен, стал готовиться к магистерской степени.
После окончания университета Сергей Александрович Рачинский служил в Архиве Министерства иностранных дел (1854-1856). Осенью 1856 года вышел в отставку и отправился в Европу для подготовки магистерской диссертации по ботанике. С 1856 по 1859 год он занимался научной деятельностью за границей. В Германии он ознакомился с педагогической деятельностью немецкого профессора Иенского университета Карла Стоя и написал первую педагогическую статью «Институт Стоя в Иене». Именно деятельность этой школы стала затем прообразом его собственной педагогической деятельности.
Вернувшись из заграничной командировки, Сергей Рачинский в 1859 году защитил магистерскую диссертацию «О движении высших растений» и стал руководителем кафедры физиологии растений в Московском университете.
Молодой ботаник был одним из самых горячих поклонников эволюционного учения Дарвина. Ученый популяризировал его теорию естественного отбора и перевел на русский язык книгу «Происхождение видов» (1864), а в 1866 году успешно защитил докторскую диссертацию «О некоторых химических превращениях растительных тканей».
В Московском императорском университете профессора Рачинского любили и студенты, и преподаватели за обширную и бескорыстную общественную деятельность. Его избирали судьей университетского суда. Он был членом Попечительского комитета о бедных студентах, сам оказывал значительную материальную помощь одаренным несостоятельным студентам.
В 1867 году из-за конфликта прогрессивных профессоров с администрацией университета Рачинский вышел в отставку. В его доме на Малой Дмитровке, а потом в одном из переулков близ Остоженки собирались ученые, литераторы, художники. Здесь он познакомился с Львом Николаевичем Толстым, Петром Ильичем Чайковским, сблизился с братьями Аксаковыми, семьей Одоевского, педагогом Герье. Беседы с Толстым вновь направили его внимание к проблемам народного просвещения. Сергей Рачинский стал помогать сестре Варваре Александровне проводить занятия с детьми в крестьянской школе.
После пятилетнего переосмысления своей жизни и деятельности в 1872 году Рачинский вернулся в родовое село Татево, где возглавил местную школу. Его педагогическая деятельность продолжалась 30 лет. Всю жизнь посвятив детям, Сергей Александрович так и не создал собственной семьи, своих детей у него не было.
Умер Сергей Александрович 2 (15) мая 1902 года, в день своего рождения, похоронен в Татеве в семейном склепе.
Создатель православно-национальной педагогики
Cергей Александрович Рачинский, безусловно, являлся ярким представителем национально мыслящих педагогов, целенаправленно стремившимся сформировать идейные основы русской школы. Он, видя в народности источник духовного развития детей, создал самобытный образ русской сельской школы, в систему национального воспитания которой входили религиозно-православная основа, традиции и обычаи русской народной жизни, семейное и патриотическое воспитание. Знание, как считал Рачинский, есть нравственная ценность, и потому преподавание в его школе было направлено как на развитие мыслительных способностей учащихся, так и на формирование у них целостного и гармоничного мировосприятия, основанного на нравственных идеалах христианства.
Реализация идеи формирования духовно-нравственных ценностей личности воспитанников органично связана с личностью самого Сергея Александровича, который служил образцом глубокого христианского смирения, высокой нравственной и духовной культуры, любви к детям и преданности учительской профессии.
Русская народная школа, созданная Рачинским, была ориентирована не только на достижение образовательных целей, но и на духовно-нравственное становление ребенка, на развитие неиссякаемого творческого потенциала детей.
Воспитательная система Татевской школы была пронизана единым замыслом, духом, единой основой – христианской любви, на этом базировались способы педагогического взаимодействия. Основой содержания воспитательного процесса в ней было воспитание христианина, в связи с этим школа была согласована с жизнью Церкви как института, наиболее близкого русскому крестьянству. Целью выступало воспитание духовно-нравственной личности, а основной задачей являлось воспитание «сердца ребенка в направлении всех его стремлений по пути добра». Он также главным считал не обучение грамоте и счету, а формирование в ребенке христианской основы: «в народном понимании это идеал человека с присущими ему национальными чертами: русской теплотой и сердечностью отношений, бескорыстием, гражданственностью, патриотизмом и православной верой».
Образование в Татевской школе базировалось на прочном фундаменте, который составляли вера, гуманные отношения между учителями и учениками, стремление к освоению знаний, любовь к людям, Отечеству, природе, труду, литературе, искусству. Характер взаимоотношений в школе Рачинского был семейный и дружеский.
Эталон церковно-приходской школы
Сергеем Александровичем Рачинским была создана педагогическая система, основным принципом которой было следование образовательному запросу сельских учащихся на основе единства ценностных установок наставников и наставляемых. Особое внимание уделялось нравственному воспитанию, включающему в себя добрые отношения между людьми, заботу о школе, помощь младшим и старшим, честность, скромность и терпеливость.
Учебный день начинался с молитвы в 6 часов утра. После завтрака ребята, жившие одной дружной семьей, исполняли хозяйственные обязанности: привозили воду, кололи дрова, убирали школу, помогали кухарке готовить еду. С 9 часов до полудня продолжались уроки, а после обеда школьники отправлялись на прогулку в лес, зимой – кататься с горы. Вечерами Рачинский читал детям духовную литературу и мировую классику, затем чтение продолжали старшие ребята.
На формирование национального самосознания была направлена программа воспитания детей в христианско-церковном духе, которая включала в себя два аспекта – религиозный и общеобразовательный.
Основными предметами были Закон Божий, церковное пение, овладение церковнославянским и русским языками, чтение церковной и гражданской литературы, письмо, начальные арифметические сведения, природоведение, художественные дисциплины, физический труд, физкультура.
Рачинский настаивал на обязательном изучении в сельской школе церковнославянского языка, так как видел в этом средство для «умственной гимнастики» и приобретения прочности полученной в школе грамотности. Он воспринимал знания как нравственную ценность, и потому преподавание в его школе Закона Божия, церковнославянского и русского языков, чтения, арифметики было направлено как на развитие мыслительных способностей ребенка, так и на формирование у него целостного и гармоничного мировосприятия, основанного на нравственных идеалах христианства.
В первый год учения дети на церковнославянском языке разучивали молитвы, на второй с помощью учителя читали Псалтырь, на третий – четыре Евангелия.
Поскольку в основу всей системы национального воспитания в Татевской школе были положены нравственно-религиозные, православные начала, то на первое место в ней было поставлено преподавание Закона Божия. Дети активно участвовали в церковном богослужении, разучивали молитвы и пели религиозные песни.
Воспитательная система Татевской школы основывалась на уважении к ребенку, искренности, простоте, доброжелательности в общении с ним, понимании его внутреннего мира, умении сообразовываться с его желаниями, склонностями и способностями. Метод наказания отсутствовал. В праздничные дни все дети получали подарки – Евангелие и другие книги, похвальные листы, а также сладости.
Забота детей друг о друге, приобретенная в семье и развиваемая в школе, проявлялась во всем. Старшие дети дополнительно занимались с отстающими, играли с младшими, опекали их в походах, помогали новичкам освоиться с условиями жизни в Татеве.
Учить не для экзамена, а для жизни
В Татевской школе преподавание всех предметов было практико-ориентированным. Так, на уроках русского языка педагог учил ребят «толково читать и писать, владеть языком как орудием мысли». Грамматика занимала второстепенное место, уступая чтению и заучиванию наизусть лучших произведений русской классики.
Уже первые слова, которые дети учились писать, – не бессмысленные двусложные «мама мыла раму», а содержащие глубокую мысль и живительную силу: «Господи, милостив буди мне грешному».
Письменные работы служили практическим целям: умению написать письмо, прошение, составить договор или условие. Практически направленным было и преподавание арифметики, чтобы крестьянин мог пользоваться необходимым ему в земледельческой и торговой жизни навыком умственного счета.
В данной связи большой интерес представляет учебник Сергея Рачинского «1001 задача». Во время решения арифметических задач шел процесс формирования духовно-нравственных ценностей личности учащегося, который получал представления о трезвом образе жизни, заботе о доме, родителях, трудолюбии, ведении хозяйства, милосердии. Таким образом, обучая детей арифметике, педагог воспитывал в них «истинное благородство души».
Выпускники Татевской школы входили в самостоятельную жизнь со сложившимся мировоззрением, со знанием своих обязанностей и прав по отношению к семье, обществу, государству. У них были сформированы такие высокие нравственные ценности, как долг, достоинство, честь, патриотизм, скромность, ответственность, трудолюбие, уважение к другим людям.
Творческие методы
Основной формой духовно-нравственного воспитания являлись уроки, которые велись «просто, естественно и наглядно». Ведущим приемом служили «задушевная, семейная беседа» и личный пример учителя.
Практические методы позволяли включить в работу учащихся творческие задания. Сергей Александрович Рачинский отводил большую роль организации самостоятельной работы учащихся, составной частью которой были работа с книгой, решение задач и выполнение упражнений, изготовление рукописных журналов и учебных пособий. Использование наглядных методов помогало детям самим составлять планы, схемы, рисовать.
По известным картинам выпускника школы, замечательного художника Николая Петровича Богданова-Бельского «Устный счет в народной школе С.А.Рачинского», «У дверей школы», «Сочинение», «Ученицы», «Новички», «Урок музыки», «Воскресное чтение», «У больного учителя», где изображены татевские школьники, можно видеть, с какой любовью и восхищением, как настойчиво и терпеливо овладевали они знаниями.
Важную роль в воспитании и обучении детей в школе играли такие средства, как молитвы, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. В тесной связи с учебным процессом проходила внеурочная деятельность. Учащиеся участвовали в богослужении, литературных праздниках, выставках, оформлении стенгазет и школьных журналов, занимались в кружках, работали в саду и огороде, на пасеке.
Одним из принципов педагогики Сергея Александровича Рачинского было патриотическое изучение родного края, включавшее в себя экскурсии и пешие паломничества по святым местам русского православия. Наставник считал необходимым знакомить детей с географическим положением того места, где они живут, чтобы происходило «единение человека с природой, слияние с ней».
Учителя с детьми ходили из Татева за сотню километров в Нилову пустынь поклониться преподобному Нилу Столобенскому, жившему в начале XVI века, основателю знаменитого монастыря на Селигере. Многие из ребят в пути делали пейзажные зарисовки. Среди них был и будущий известный художник Богданов-Бельский.
Вместе с учениками педагог собирал песни и сказки Смоленского и Тверского краев, а затем использовал материалы фольклора на уроках и внешкольных занятиях, на праздниках. Он знакомил учеников с историей и культурой древней Русской земли, возрождал угасающие народные ремесла и традиции. Наиболее любимыми в Татеве были рождественские праздники у новогодней елки с народными играми и хороводами и праздник славянской письменности, посвященный славянам-просветителям Кириллу и Мефодию, совпадающий с окончанием учебного года – 11 (24) мая. На него собирались выпускники всех школ Рачинского, около 200 мальчиков и девочек; каждый из них уходил с праздника с подарками.
Среди рукописей сельского учителя есть словарь местных диалектизмов, сборник народных песен, которые он собрал и записал, и даже его собственные ноты, написанные с услышанных у крестьян песен. За этими нотами обращался к Рачинскому композитор Петр Ильич Чайковский.
Социокультурный и профессиональный центр
Особенностями организации образовательного процесса в Татевской школе являлось создание учебного заведения семейного типа с общежитием для совместного обучения и воспитания детей из крестьянских семей, а также сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, физически здоровых и инвалидов, детей разных национальностей. Он также создал специальную школу для девочек.
Большое значение в Татеве было отведено созданию воспитательной и образовательной среды, выразившейся во включении в педагогическое пространство школы социокультурных и природных объектов, окружавших школу; привлечении к работе священников, музыкантов, художников; наполненности педагогического времени творческими, интеллектуальными и хозяйственными занятиями.
Особое место в педагогической системе Рачинского занимало воспитание трудолюбия. Потенциал сельской школы умело им использовался для организации на ее базе подготовки учащихся к профессиональной деятельности. Осуществлялись занятия народными промыслами, которые педагог считал жизненно важными, дающими возможность воспитанникам приобщиться к истинным ценностям русского народа, постичь его культуру, мудрость, душевную красоту. Действовали ремесленные классы – столярные, слесарные, гончарные, кузнечные, призванные помочь детям получить навыки для дальнейшей жизни. Учащихся обучали мастерству плетения (из соломы, лозы, камыша); девочки учились ткать, шить, вышивать, мальчики – сапожному делу.
При школе имелся земельный участок, где дети не просто трудились, но изучали основы ведения приусадебного хозяйства, на своей пасеке осваивали пчеловодство. Сергей Рачинский, профессор ботаники, выращивал редкие сорта трав и деревьев, и воспитанники могли видеть в Татеве даже смоковницу.
Дети болезненные и с физическими недостатками (горбуны и заики) не ощущали своей неполноценности. Педагог старался обучить их таким ремеслам и специальностям, которые помогли бы им дальше жить и работать среди здоровых людей. Он сам лечил заикание у детей средствами народной логопедии с помощью чтения старославянских текстов и церковного пения, что давало положительные результаты.
Великая сила искусства
Сергей Александрович Рачинский считал важным знакомство учащихся с шедеврами мировой культуры, с корифеями искусства – художниками, музыкантами, поэтами. В Татевской школе большое внимание уделялось обучению детей рисованию – предмету, который способствовал формированию духовно-нравственных ценностей личности, а также развитию кругозора, памяти, внимания, мышления, воспитания воли и дисциплины.
Индивидуальная работа с учениками, советы и помощь при их первых шагах в области самостоятельного творчества происходили в школьной художественной мастерской, где Рачинский сам проводил занятия по живописи, черчению и рисованию. Здесь же давал уроки его родственник, художник Эммануил Александрович Дмитриев-Мамонов.
Сергей Александрович ввел в учебную программу уроки пения и музыки, обучал детей игре на фисгармонии, фортепиано, скрипке. Приоритетная роль в Татевской школе отводилась церковной музыке, которая являлась «универсальной ценностью, способной приобщить детей к истокам русской культуры».
При этом педагог важную роль отводил не только практическим занятиям – организации хора, разучиванию песнопений, участию в церковной службе, – но и изучению творчества близких ему по духу композиторов – Глинки и Чайковского. Во время посещений Татева со школьным хором занимался Степан Васильевич Смоленский, известный музыкант, руководитель Придворной певческой капеллы. Он же вел отбор лучших певцов из школы для учебы в хоре Синодального училища.
Наставник учителей
Выдающийся просветитель Сергей Александрович Рачинский за почти 30 лет педагогической деятельности обучил и воспитал несколько поколений крестьянских детей. Личность наставника в его педагогической системе была ориентирована на гуманистические традиции и идеалы, на отеческие отношения между учителями и учениками, а также на нравственные ценности православия и являла собой пример стремления педагога к духовному самосовершенствованию.
Учительство предполагало высокий духовный уровень педагога, а не только качество и сумму знаний, поэтому его необходимыми критериями должны были выступать нравственный авторитет, требовательность к себе и учащимся, воспитание собственной духовности на основе религиозности, преданность педагогической профессии. Рачинский предъявлял к подготовке учителей серьезные требования, приравнивая ежедневную учительскую деятельность к подвигу, и считал, что учитель должен уметь хорошо рисовать, петь, владеть несколькими ремеслами, нужными в крестьянском быту. Но, главное, учитель должен любить свой труд, и только тогда его результаты будут ощутимыми.
С личностью и деятельностью учителя Сергей Александрович связывал все свои надежды: «Если он человек, по личным качествам достойный своего звания, если это звание не есть только ремесло, навязанное ему случайными обстоятельствами, то его затягивает учительское дело по самой своей жизненной сложности, и он привязывается к нему навсегда».
Его личный пример органично переходил в традицию преемственности учительской профессии. Школы Рачинских в округе сами для себя готовили учителей из наиболее одаренных своих учеников. Сам наставник в Татевской школе подготовил к педагогической деятельности в сельских школах 60 наиболее способных учеников.
В 17 лет выпускники школ, созданных семьей Рачинских, сдавали специальный экзамен комиссии при средних учебных заведениях и получали звание сельских учителей. Сначала они работали помощниками учителя, а затем старшими учителями. В летние или зимние каникулы Сергей Александрович проводил с ними общие беседы – своеобразные педагогические лаборатории, где происходило обсуждение результатов педагогического опыта начинающих учителей. Это поддерживало их, способствуя профессиональному самоусовершенствованию.
Социальный педагог
Татевский учитель действенно занимался благотворительностью, а также привлекал меценатов к делу устройства сельских школ. Он сам оказывал большую материальную поддержку своим ученикам. Родители, отправляя детей на неделю в школу, давали только муку для выпечки хлеба. Все остальное содержание было за счет Рачинских.
Социально-педагогическая деятельность Сергея Александровича Рачинского включала в себя строительство новых школ, а также при них общежитий и библиотек. Сергей Александрович использовал все свои средства на школьное дело. По его убеждению, «тратить что-либо на себя было бы просто преступлением». Занимаясь Татевской школой с 1888 по 1897 год, он израсходовал своих средств в 13 раз больше, чем Бельское земство, и в 32,2 раза больше, чем Министерство народного просвещения. Всего на нужды школ Рачинский внес более 100 тысяч рублей.
Вместе с сестрой Ольгой он организовал в Татеве лечебницу, где бесплатно лечились жители окрестных сел. Ученики приходили играть с выздоравливающими, читали им книги.
Прогнозируя обнищание сельского быта из-за небрежного отношения к природе, вырубки леса, заброшенности дорог, как результат этого – нравственную деградацию общества, Сергей Александрович Рачинский выступал со статьями-предостережениями, в которых призывал не разрушать естественную красоту, ведущую неминуемо к разрушению человеческой души. Общественно-просветительское направление его деятельности включало в себя проведение воскресных чтений, участие в выставках и ярмарках. Он считал своим долгом просвещать не только «отроков» школы, но и взрослое население деревни. Татевский учитель не только рекомендовал, что читать, но и регулярно проводил «богослужебные чтения», «чтения назидательных статей и рассказов», устраивал беседы по поводу прочитанного или предложенного слушателями вопроса. Во многом процесс развития представлений у жителей Татева о мире осуществлялся с помощью таких бесед. Кроме этого, формировались их читательские интересы.
Существенным выступало и отношение Сергея Александровича к заботе о здоровье подрастающего поколения. Одним из «скверных соблазнов», по его мнению, являлось пьянство. Поэтому педагог занимался организацией обществ трезвости, а также выражал в прессе свое негативное отношение к оккультным явлениям, наносящим вред духовному здоровью молодежи.
Благодарная память
Еще при жизни Сергея Александровича его подвижническая деятельность и творчество его учеников были высоко оценены. Так, на Всемирной выставке в Париже (1900) Татевская школа была награждена золотой медалью.
14 мая 1899 года Николай II писал в Высочайшем рескрипте на имя Сергея Рачинского: «Школы, вами основанные и руководимые, состоя в числе церковно-приходских, стали питомником в том же духе воспитанных деятелей, училищем труда, трезвости и добрых нравов и живым образцом для всех подобных учреждений. Близкая сердцу Моему забота о народном образовании, коему вы достойно служите, побуждает Меня изъявить вам искреннюю Мою признательность. Пребываю к вам благосклонный Николай». 14 мая 1899 года Высочайшим рескриптом Сергею Александровичу была назначена пожизненная пенсия, которую он полностью истратил на постройку школ.
За свою научную деятельность ученого-естествоиспытателя Рачинский был утвержден в 1898 году членом-корреспондентом Императорской академии наук. За книгу «Сельская школа» в 1891 году он избран членом-корреспондентом отделения русского языка и словесности Петербургской академии наук. Струнный квартет №1 Чайковского (Квартет №1, ре мажор), в четырех частях (сочинен и инструментован в феврале 1871 года в Москве), посвящен Сергею Александровичу Рачинскому, с которым композитор познакомился в Артистическом кружке.
Среди известных учеников школы Рачинского представители различных профессий, в целом вобравшие в себя все грани его педагогической системы: священники – Александр Петрович Васильев, протоиерей, духовник царской семьи, митрополит Вениамин (Федченков), православный подвижник, миссионер, духовный писатель; видные ученые – педагоги Николай Михайлович Горбов, Василий Александрович Лебедев; известные учителя Алексей Дмитриевич Воскресенский, Александр Николаевич Третьяков; ученые – Иван Лукьянович Богданов, инфекционист, доктор медицинских наук, член-корреспондент АМН СССР, Николай Михайлович Синёв, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, в 1961-1991 годах заместитель председателя Государственного комитета СССР по использованию атомной энергии, лауреат Государственных премий; художники Богданов-Бельский, Никонов, Петерсон.
В селе Татево Тверской губернии до сих пор существует школа, основанная Рачинским. Кирпичное здание школы было построено в 1907 году. До 1924 года школа носила имя своего основателя, затем о нем забыли на десятилетия.
После Великой Отечественной войны школа получила статус средней общеобразовательной. В 1998 году школе было возвращено имя Сергея Александровича Рачинского. С 1974 года при школе действует краеведческий музей. В 2000 году музей получил статус муниципального краеведческого музея имени Н.П.Богданова-Бельского.
Михаил БОГУСЛАВСКИЙ, главный научный сотрудник лаборатории сравнительного образования и истории педагогики Института стратегии развития образования РАО, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, лауреат премии «Золотое перо» «Учительской газеты»
Комментарии