search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Ученые узнали, как работает мозг школьников и взрослых людей при чтении текстов на русском языке Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Эксперты рассказали, может ли учитель поставить двойку за опоздание на урок Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн Демонстрационный экзамен, приложение к диплому, «Профессионалитет»: что Минпросвещения делает для развития СПО
0

«Побочный продукт» обучения – мастер на все руки. В Омске бережно хранят народные традиции

В кабинете директора Омского художественно-промышленного колледжа одну из стен занимает удивительное панно. Оно сплетено из ниток макраме и украшено сухими цветами. Я ахаю, но директор Кайртай Жакупович Амиргазин охлаждает мой пыл:

– Что вы, это уже прошлое. Теперь наш уровень гораздо выше. Храню как память – это дипломная работа троих наших выпускниц, глухих девочек. Пришли к нам из специнтерната – тихие, забитые, неуверенные в себе. Видели бы вы, какими они стали. Красавицы! Теперь работают, замуж вышли – причем за вполне здоровых парней. Таких умельцев, какими становятся наши выпускники, во всем городе не найти.

Мастера на все руки – не профессия, а скорее «побочный продукт» обучения. Художественно-промышленный колледж – первое и единственное в Омске учебное заведение, дающее среднее профессиональное художественное образование. Здесь готовят художников росписи по дереву и металлу, исполнителей художественно-оформительских работ, художников по костюму, портных и вышивальщиц, изготовителей художественных изделий из дерева и резчиков по бересте, реставраторов разных профилей, дизайнеров.

Колледжем профессионально-техническое училище № 66 стало в начале этого года. Открытое еще в 1973 году, ПТУ готовило строителей, а с 1992 года в порядке эксперимента появился целый ряд художественных направлений. Эксперимент оказался удачным. Теперь учебное заведение с успехом выполняет задачу последовательного получения высшего образования по схеме: школа – колледж – вуз. Каждый четвертый выпускник ОХПК поступает на факультет искусств Омского государственного педагогического университета, с которым колледж работает по сокращенным учебным планам.

Здесь считают, что художник должен уметь все. Педагоги говорят, что научить технике – не самое трудное, сложнее воспитать вкус. Так много безвкусицы кругом, что она воспринимается уже как норма.

Не все из тех, кто поступает в колледж, умеют держать в руках кисть. Рисование – основной экзамен, но особых изысков от абитуриентов не требуется. Достаточно школьной программы и желания трудиться над собой. Все остальное придет с опытом. И талант тоже. А поскольку в наше время «трудяги» – на вес золота, обучение в колледже бесплатное. Больше того – студенты получают стипендию, питание и общежитие.

Занятия в производственных мастерских занимают большую часть учебного времени. Женя Максимова, студентка третьего курса, рассказывает, как училась выводить художественные «прописи». За урок нужно выполнить 200 мазков – ровненьких, один к одному. Чуть длиннее или шире, и строгий преподаватель работу не примет. Теперь Жене очень нравится «катать дорожки». Говорит, что это успокаивает. На кисточку с двух сторон набирается разная краска, и раскатать ее надо так, чтобы переход одного цвета в другой был плавным. Женя предпочитает урало-сибирскую роспись, в которой как раз преобладают такие цветы – желто-розовые, красно-оранжевые. И даже бирюзово-синие, хотя это уже «местное» изобретение, нетрадиционное. Знает и все другие виды росписей – жостовскую, городецкую, палех, хохлому. Больше всего она любит «разживку» – когда основной узор уже нанесен, нужно создать элемент, который сделает его «живым»: диковинные листочки или стебли, похожие на лианы. Женя уже не пользуется карандашами, рисует сразу кистью по дереву. Правда, чтобы достичь такого умения, пришлось извести не одну клеенку и смыть огрехи не с одного стекла, на которых набивается рука. Скоро у студентов начнется фольклорная практика. Они отправятся в самые глухие деревни Омской области отыскивать мастериц, которые откроют им свои секреты.

Женя с однокашниками не только расписывают дерево и железо. Они мастерят вазы из керамики, вяжут ажурные кружева, плетут гобелены. Специальных приспособлений у них мало, и, к примеру, нитки в гобеленовых коврах они передергивают обыкновенной вилкой, которой вырвали лишние зубья. Подобных «ноу-хау» в колледже немало. Чтобы делать мозаичные панно и картины, нужна смальта – дорогой состав из стекла и кварца. Но колледж – учреждение бюджетное, а голь на выдумки хитра. Вместо смальты придумали использовать раскрашенную скорлупу яиц и кусочки пластиковых бутылок. Сложнее с материалом для резьбы. Дерево должно быть качественным, а в год его требуется не меньше шести кубометров. Ни одна стружка не пропадает зря – сгодится для аппликаций. Оказывается, даже из спилов можно делать красивые панели для декорирования помещений – ими украшен колледж.

Замечательный материал для конструирования – бумага. Володя Ким, выпускник 1999 года, без клея, почти как древние мастера без единого гвоздя, соорудил из нее чудо света – Александрийский маяк. Специалисты Омского областного музея изобразительных искусств имени Михаила Врубеля посмотрели на эту работу и попросили сделать еще. Володя закончил факультет искусств Омского государственного педуниверситета и уехал работать в Корею. Правда, традиционным занятием для мальчишек здесь считается резьба по дереву и бересте. То есть они, конечно, и крестиком вышить могут, но иголку предпочитают резцу. Мужские руки в колледже чувствуются прямо с порога, начиная от резных дверей. Для творчества нет ни будней, ни праздников. Даже в дни каникул мастерские и коридоры колледжа полны – столярят, ремонтируют, расписывают стены, кроят. Мастера отмечают, что ребятам интереснее работать над изделиями, которые приносят реальную пользу.

На нужды колледжа ребята зарабатывают сами: портные и вышивальщицы шьют и украшают одежду, резчики изготавливают часы, наличники, двери, декоративные элементы мебели, художники расписывают окна, стены, кухонную утварь. Продается все это по весьма скромным ценам, и на каждое изделие находится покупатель. Даже если оно не очень удалось, а поддержать юного мастера нужно. Приобретать изделия учеников педагоги считают своим долгом. А лучшие произведения служат всему Омску – в музеях и домах творчества студенты колледжа устраивают по 20 выставок в год. Местный театр моды регулярно занимает призовые места в областных конкурсах. Еще бы – платья украшены кружевами и вышивкой ручной работы. А какие шедевры девочки вяжут из лоскутов и обрезков! Одно из платьев, хранящихся в мастерской, сделала Аня Кортунова. За этот шедевр она получила пятый разряд, который обычно дается мастерицам, отработавшим лет по 10-15. В технологический институт девочку приняли без экзаменов.

Называется театр «Дикие штучки», и вполне отражает то «модное направление», что царит в колледже. Дело в том, что мода здесь как раз на отсутствие моды. Проще говоря, на индивидуальность. Кого на уроках только не увидишь – и «хиппи» в длинных балахонах, и «панков» с разноцветными гребнями на головах, и клепано-кожаных «рокеров». Народ здесь занятой и увлеченный, но, к сожалению, ничто современное колледжу не чуждо, в том числе и болезни времени. Психолог Татьяна Белозерова и заместитель по воспитательной работе Нона Карелина вспоминают про Машу-наркоманку из Сургута. Учиться девочке оставалось всего год, когда с ней случилась беда. Надо было отчислять за неуспеваемость, но поступили по-другому. Отправили Машу домой, к маме, переведя на дистанционное обучение, и каждый день звонили, давали указания к диплому. Маша не стала художницей, поступив в технический вуз, но по привычке теперь уже сама частенько звонит своим учителям. Ее мир действительно спасла красота. А еще терпение и терпимость педагогов.

Професор Кайртай Амиргазин говорит, что это главные качества всех 80 членов его коллектива. Кстати, умельцы по меху и коже появились и в колледже, и на факультете искусств Омского педуниверситета как раз с приездом Амиргазина, члена союза художников Казахстана. Пока не создал свою школу, был единственным специалистом по этим материалам. Именно под его руководством колледж стал расти и развиваться. Коллектив директор подбирал из опытных и молодых преподавателей, сочетая традиции и новаторство. Все педагоги имеют высшее образование, а 9 – высшую категорию, и, кроме того, являются аспирантами и соискателями ученой степени. В ОХПК работают кандидаты в члены Союза художников России, привлекаются преподаватели из вузов города и профессиональные живописцы. Творчество – процесс заразительный. Теперь даже тот из педагогов, кто считал себя «сухим технарем», взял в руки кисть, резец или иглу. Самое привычное здесь обращение друг к другу: «как художник – художнику».

Может быть, это и есть главное, чему учат в Омском художественно-промышленном колледже – делать мечту своими руками. «Слабенькая» по началу ученица Вероника Лагутина так увлеклась керамикой, что разыскала в Омске единственный частный цех, добилась, чтобы ее взяли на практику. Сейчас работает во Франции, и ее вазы пользуются успехом среди привередливых парижан.

О своей общей заветной мечте преподаватели и студенты стараются помалкивать. Мастера вообще народ неразговорчивый и суеверный. Но по секрету (как художники – художникам) доверили, что хотят возродить традиции художественного ремесленного училища имени Михаила Врубеля, существовавшего в Омске в начале 30-х годов. И надеются, что когда-нибудь ОХПК будет носить имя великого земляка. Потому что в каждом ребенке живет маленький Моцарт. Или Врубель. Нужно только его разбудить – как это делают в колледже.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте