Отделываются подачками
К пяти школам и одиннадцати детским садам, обьявившим бессрочную забастовку, в Амурске присоединились еще семь учреждений образования.
Не очень оптимистично настроение учителей Хабаровска, которые с октября вместо зарплаты получают в основном незначительные авансы. Так что после карантина по гриппу и зимних каникул отдых многих детей продолжается.
В бессрочной забастовке – педагоги 12 сахалинских школ трех городов области: Макарова, Холмска, Александровска-Сахалинского, Тымовска, где ситуация с долгами по зарплате остается особенно острой. Готовятся вновь включиться в забастовку и учителя школ еще в трех городах – Томари, Долинске, Южно-Сахалинске. 17 миллиардов рублей, отправленных в районы для погашения части долгов по зарплате учителям, ситуацию не спасли — в итоге распределения этих денег работникам школ перепало всего по 200-400 тысяч. На это не проживешь.
Информационное агентство “ВОСТОК”
Родители – за права детей
Родители Бурятии обьединились в общественную организацию “Родительский союз” для защиты прав детей на образование. Однако его заявления о необходимости нормального финансирования отрасли разбиваются о бюджетные реалии. Власти мотивируют необходимость жестких мер экономии тем, что из 850-миллиардного трансферта, предусмотренного Бурятии Законом о федеральном бюджете 1996 года, республика получила лишь около половины этой суммы. И поэтому даже 12 миллиардов рублей, сэкономленных продлением каникул до февраля, являются для республиканского Министерства образования весомой суммой.
ИТАР-ТАСС
Остается только ждать…
В пятницу 14 февраля в Госдуме на пленарном заседании состоялось бурное обсуждение проекта постановления “О мерах по погашению задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы”, подготовленного депутатом Екатериной Лаховой.
В ходе обсуждения с докладами выступили заместитель министра финансов Изосим Молчанов и первый заместитель министра экономики Владимир Пансков. Эти доклады еще раз подтвердили, что горячий вопрос не остывает, а день ото дня накаляется. Неоплачиваемый труд все больше становится похож на рабский, но это уже никого не шокирует. Все поиски выхода сводятся к одному и тому же: пока не заработает производство, пока не стабилизируется система налоговых платежей, пока не восстановится народное хозяйство, работники бюджетных организаций (и учителя в том числе) не увидят регулярную зарплату.
Е.Лахова в своем проекте предлагает комплекс мер, четкое исполнение которых по идее должно вывести нас из заколдованного круга. В первую очередь они направлены на изыскание дополнительных финансовых источников и контроль чиновников, несущих персональную ответственность за невыплату зарплаты бюджетникам.
На днях проект постановления будет принят с учетом необходимых изменений. А нам остается только ждать.
Мария КОЗЛОВА
Голос единицы тоньше писка
Среди многочисленных адресатов писем отчаявшихся учителей – Государственная Дума. Как правило, они особенно рассчитывают на земляков или “своих” депутатов, попавших в парламент благодаря их голосам.
Получая сотни таких писем от коллективов отдельных школ, народные избранники отправляют примерно такое же количество “депутатских запросов” в правительство. В них они рассказывают, что в той или иной школе “не выдают деньги, городская или областная администрация не в состоянии решить проблемы, а будущее страны – дети – не могут получить хорошего образования”. Удивляет, что в этих запросах чаще всего рассказывается о положении какой-то отдельной школы, в то время как зарплату не получает большая часть учителей. Вот лишь некоторые примеры.
Недавно депутат Р.Г.Гостев направил депутатский запрос министру путей сообщения РФ А.А.Зайцеву в связи с невыплатой заработной платы учителям школы-гимназии N 2 города Воронежа. “Из-за невыплаты зарплаты за сентябрь-декабрь 1996 года, – указывает депутат, – в педагогическом коллективе школы-гимназии N2 резко возросла социальная напряженность”. Но, наверное, не ниже эта социальная напряженность и в других школах Воронежа и области, задолженность которым перевалила за 89 млрд. рублей.
За октябрь зарплату не получали учителя 14 районов Воронежской области (всего в области 39 районов), за ноябрь – 25, а за декабрь – 28. Более 100 школ приняло участие в общероссийской забастовке учителей. Обвинить Гостева в том, что он не знаком с положением в Воронеже и области, нельзя. Ранее Гостев преподавал в Воронежском государственном педагогическом университете, часто бывает в этом регионе, встречается с представителями профсоюза работников образования и науки.
Подобный “депутатский запрос”, адресованный В.С.Черномырдину, был недавно направлен депутатом А.Н.Грешневиковым. Текст запроса примерно такой же, только помочь депутат пытается 3-й и 6-й школам города Рыбинска Ярославской области. В остальных школах этого города положение не менее плачевное. Из 38 школ г. Рыбинска 27 бастовали в течение трех недель, а коллективы шести из них обьявили бессрочную забастовку. Депутат Грешневиков аргументировал свой выбор учебных заведений так: “Они ко мне обратились, поэтому я и просил помочь учителям этих школ”. А как же остальные?
Заканчиваются депутатские запросы примерно одинаково: “Просим принять необходимые меры”. “Необходимые меры” принимаются редко, реальную помощь получают только 2-3 школы. Чаще в приемную депутатов ложатся ответы правительства, наполненные обещаниями помочь, выплатить, погасить…
Господа депутаты! Представители высшей законодательной власти страны! Почему вы, от кого зависит принятие государственного бюджета, просите помощи из “резервного фонда” премьера лишь для некоторых? Неужели запросами вы охватите все 60 тысяч школ?!
Наталья ДАНКОВЦЕВА
Грозит катастрофа
О тяжелом положении учителей в России сейчас знают все. Скрыть происходящее невозможно. Информация, которая стекается и анализируется в Государственной Думе, Генеральной прокуратуре, настолько ясно говорит о приближающейся катастрофе, что даже исполнительная власть поменяла тон заявлений, декларируя озабоченность.
Если раньше можно было что-то “свалить” на отсутствие законодательной базы, соответствующей новым реалиям, то теперь ситуация принципиально другая. Государственная Дума разработала и добилась принятия законов, которые, если их выполнять, надежно защитят учителя. Борьба за принятие законов была непростой – надо было пройти через сопротивление правительства, президент несколько раз использовал вето, преодоление которого требовало консолидации голосов абсолютного большинства депутатов.
А что в итоге? Результаты плачевные, поскольку законы, принятые Федеральным Собранием, подписанные президентом, – не исполняются.
Не исполняются законы прежде всего в части оплаты труда работников образования, нарушены государственные гарантии приоритетности образования.
В последние годы правительство закладывало в бюджет ассигнования на уровне 40% от потребности. Но и утвержденные бюджеты выполнялись лишь на 70-80%.
Не исполняются именно те статьи, против которых с самого начала выступала исполнительная власть, и как теперь становится ясным, она готова пойти на разрушение правовой основы государственности, не исполнять законы ради сохранения пагубного для страны социально-экономического курса.
Во Всероссийской акции протеста – забастовке – с 13 по 17 января этого года участвовали более полумиллиона учителей, а тысячи учителей продолжают бессрочную забастовку.
Это означает, что учительский корпус страны такую политику не поддерживает и никогда не поддержит.
Однако сегодня перед каждым учителем, перед каждым образованным человеком стоит вопрос – что же делать? Что могу сделать лично я в этой ситуации?
Здесь, на мой взгляд, нас ожидают трудные ответы. Но каждый учитель знает, что Правда, даже горькая, – это путь к знанию, а Знание – основа Действия.
Правда же заключается в том, что наше общество не осознает, что разрушение системы образования в стране повлечет гибель великой цивилизации, великой общности народов, которая зовется Россией. Общество не осознает, что катастрофа не минует ни один дом, ни одну семью.
Правда заключается и в том, что, пока общество не осознает, не почувствует приближения катастрофы, изолированные акции учителей, даже очень массовые, не поставят власть в центре и на местах перед выбором: или перемены к лучшему, или уход с политической арены.
Отсюда следует, что наше учительство должно по-новому увидеть свое место в обществе.
Следуя традиции, мы видим в Учителе прежде всего наставника молодежи. Учитель и дети – это, без сомнения, главное в стабильном, нормальном, здоровом обществе.
Но в обществе больном, когда под грузом тревог и трудностей люди теряют даже инстинкт самосохранения и не могут адекватно оценивать происходящее, роль Учителя становится другой. Не только дети ждут сегодня мудрого совета Учителя.
Теперь ведь и родители учеников стоят перед Учителем, как дети, и часто, как дети, не ведают, что творят.
Значит, самой жизнью Учителю предназначено сегодня встать в центре общественного движения в защиту цивилизации, в защиту самой жизни.
Учителю старшего поколения – не пора ли вспомнить о тех, кто был когда-то Вашими учениками. Не встретиться ли с ними – одного надо приободрить, а другого пристыдить. Учитель среднего поколения может собрать вокруг себя озабоченных родителей, и не только с целью спасения школы. Ясно, что разговор пойдет о спасении поселка, деревни, о забастовке на заводе, об отсутствии хлеба и тепла. Разговор пойдет о том, как всем вместе помочь самим себе. Молодой учитель может взять на себя организационные хлопоты, помочь старшим коллегам.
Во всем мире люди, не чуждые образованию, с ужасом смотрят на происходящее у нас. Теперь уже независимо от политических взглядов они говорят: “Что вы делаете?! Быть может, главное, что создала Россия за века, – это лучшая в мире система образования”. Даже самые оголтелые идеологи разрушения приумолкли, хотя нет-нет да и в коридорах власти звучат слова о том, что нам не нужно столько образованных людей.
Но настоящий перелом наступит только тогда, когда вслед за акцией учителей весь город выйдет на улицы, когда рабочий скажет: “Требую достойного образования моему ребенку”, когда электрик заявит, что отказывается сажать школу на голодный энергетический “паек”, когда офицеры гарнизона (сами голодные) придут в школу с желанием чем-то помочь.
Что же касается нас, депутатов, и особенно Комитета по образованию и науке, то мы не собираемся сидеть сложа руки. Мы сделаем все, чтобы заставить правительство уважать волю избирателей, или добьемся его ухода.
Наш долг, долг всего общества – защитить образование, интересы миллионов детей, молодежи, защитить будущее.
Мы обязаны обьединиться во имя жизни. Организационные формы обьединения подскажет сама жизнь. Мы все вместе и каждый в отдельности будем искать и поддерживать любую возможность сопротивления силам разрушения.
Иван МЕЛЬНИКОВ,
председатель Комитета по образованию и науке Госдумы РФ
А тем временем в Москве…
В то время когда по всей России не платят зарплату и учителя бастуют, в Москве в пятницу состоялось награждение 95 московских педагогов. В Министерстве общего и профессионального образования министр Владимир Кинелев и начальник департамента Любовь Кезина поздравили “новоиспеченных” московских заслуженных учителей. По распоряжению мэра Москвы Ю.М. Лужкова им повысили зарплату на 50%.
Мария ЧАЛУСОВА
Сквозь штормы судьбы. Пушкин
Это произошло 160 лет назад. Не стало Александра Сергеевича Пушкина.
В память об этом скорбном событии в здании правления Московского фонда культуры, который расположен в отреставрированном особняке Кузнецова на проспекте Мира, открыта необычная живописно-графическая выставка под названием “Сквозь штормы судьбы. Пушкин”.
До 26 февраля свои работы здесь выставляет народный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств Анатолий Зыков. Он сумел перенести на холст и бумагу свое восприятие божественного дара Пушкина.
В Московском фонде культуры рассудили верно: к предстоящему в 1999 году 200-летнему юбилею А.С.Пушкина следует готовиться заранее. И освещены должны быть все периоды жизни и творчества поэта.
Игорь НЕХАМЕС
Комментарии