search
main
0

Победа по-взрослому. Кому – машина, а кому – «Паркер»

Победитель Омского областного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России-2004» очень спешил. Нужно было еще оформить документы на приз – новенькие «Жигули». Впервые в Омской области лучшие педагоги были отмечены столь весомо – автомобилем, компьютером, видеокамерой.

Когда объявили, что машиной награждается Александр Витальевич РАХНО, учитель истории Петропавловской средней школы Муромцевского района, в зале начался ажиотаж. Народ встал в едином порыве. На сцену к победителю выскочили самые близкие люди – жена Наталья, 12-летний сын Дима и заведующая районо. Министру образования Омской области Валерию Яковлевичу НИКИТИНУ с трудом удалось пробиться, чтобы обнять счастливца.

До дому семье Рахно предстояло проехать еще 300 верст. Первым сесть за руль призового авто победитель не рискнул – предоставил это право министру. Свой поступок объяснил так. Александр Витальевич – историк по образованию, хотя ведет еще и экономику, право, краеведение, информатику… В маленькой сельской школе большой недостаток профессионалов. Вместе с ребятами Рахно занимается археологическими раскопками на территории своего богатого историей района. Нынче летом откопали глиняный сосуд – явно из бронзового века. Радости не было предела. Уже послышался гром фанфар и звон литавров. Но стоило только взять в руки абсолютно целый на вид кувшин, как он рассыпался в прах вместе с надеждами на славу. В обладание новеньким «Жигуленком» последней модели поверилось уже с трудом. Показалось, что и это чудо сейчас превратится в пыль. Привык Александр Витальевич к старому верному «каблучку» и на лучшее не рассчитывал. По крайней мере в ближайшее время строит дом. Правда, по губернаторской социальной программе платить за него нужно всего 15 процентов от реальной стоимости, все равно затраты для педагога большие.

Рахно пристроился на сиденье пассажира, а Никитин, лихо газанув, дал круг по площади перед Концертным залом, где проходила церемония награждения. Приз в прах не превратился. Это столь воодушевило Александра Витальевича, что он прочел публике стихи, «родившиеся сегодня утром»:

Своей судьбы страницу яркую

Я допишу еще не скоро…

Почему-то это напомнило «Я памятник себе воздвиг…». Стало грустно. Конкурс – не лотерея. Счастливчиком становится тот, кто лучше умеет показать себя. И любовь к себе – увы, свою, а не детскую. Легче продемонстрировать собственную уникальность, будучи единственным большим, усатым и громким мужчиной среди 14 соперниц. Правда, в конкурсе участвовал еще один представитель сильного пола – Виктор Иванович ГЕЙЛЕР, физик из поселка Ключи Омского района. Но ему с победителем тягаться пока рано – он младше Рахно как раз на те 15 лет, которые старший товарищ отдал школе. Гейлер, впрочем, тоже получил приз – детских симпатий учеников гимназии № 19, где конкурсанты давали открытые уроки.

Наталья Геннадьевна ПАШКОВА, историк полтавской средней школы № 2, не получила ничего. Кроме огромного букета цветов и шуточной поэмы от конкурентов, а также признаний в любви своих учеников и коллег. В этот день ей исполнилось 32. Все участники подходили к ней и благодарили за поддержку – добрые слова, мягкую улыбку. Каждый успел ей «исповедаться» за неделю, проведенную вместе. Я увидела Наталью Геннадьевну еще на пресс-конференции и поняла, что буду болеть только за нее. Она подсказывала товарищам слова, не пытаясь перебить других и ответить сама, хотя за это давали баллы.

– А вы надеялись на победу, Наталья Геннадьевна? – спросила я, хотя сразу было понятно, что нет.

– Что вы, я человек непубличный. Самый трудный конкурс для меня – «Самопрезентация». Когда победила на районном туре, так удивилась! Зато мои одиннадцатиклассники были счастливы.

Наталья Геннадьевна похожа на мою первую учительницу Валентину Яковлевну Трифонову из маленькой деревушки Малиновка в Томской области. Такая же добрая, светлая, улыбчивая. Девчонки делятся с ней секретами, как с лучшей подругой, а мальчишки тайно влюблены в свою «классную». Трудный класс, собранный из учеников мелких школ района, она сумела превратить в дружный коллектив. Так говорят коллеги Пашковой. А ее открытый урок на тему «Рабство в Древнем мире» я видела своими глазами и слышала своими ушами. Более того – впервые в жизни мне хотелось поднять руку. Ах, какой это был урок! Она плакала над загубленными судьбами рабов и восставала вместе с ними. Стало понятным ее кредо, которое она озвучила мне позже. Главное – чтобы каждый ребенок понял свою уникальность и значимость, научился видеть и уважать личность другого человека. Наталья Геннадьевна не жалеет времени для школы. Счастливая, она работает не ради денег. Муж, частный предприниматель, поддерживает ее во всем. Своих детей нет – об этом она говорит без улыбки. Свои у нее пока только ученики. Может быть, в этом есть некая высшая справедливость – Бог хочет, чтобы она занималась многими, а не одним.

Впрочем, не нам судить, чего хочет Бог. И я в меру сил восстановила справедливость человеческую. В моей сумке давно лежала красивая и, наверное, дорогая авторучка. Еще при нашем знакомстве ее вручил мне министр образования Омской области – в обмен на сувенир от «УГ». Писать «Паркером» в рабочем блокноте жалко… А для хорошего человека и настоящего учителя – нисколько. Тем более что среди массы положительных качеств у Натальи Геннадьевны обнаружилось одно очень ценное – все 10 лет своей педагогической деятельности она является верным подписчиком нашей газеты.

Наталья ЯКОВЛЕВА, собкор «Учительской газеты»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте