Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

По улыбке встречают. Чувство юмора за деньги не купишь

Учительская газета, №13 от 29 марта 2005. Читать номер
Автор:

В переводе с латинского humor – влага, вода. Раньше считалось, что характер человека и его темперамент зависит от баланса жидкостей в организме. То есть если в человеке «изобилуют жизненные соки», значит, он с юмором. А нет – значит, «сухой человек». Но это история, а что же все-таки такое юмор, что он для нас значит?

Явное несоответствие

На внешние раздражители разные люди реагируют по-разному. Одни возмущаются, другие плачут, третьи смеются. Вывод: юмор – это всего лишь одна из защитных реакций человека. Просто одним проще и легче выразить эмоции криком, а другим – смехом. Понятное дело, что последний вариант наиболее приятен и безопасен как для самого человека, так и для окружающих. Потому люди, лишенные чувства юмора, не слишком располагают к себе. Следовательно, имеет смысл попытаться как-то изменить свою реакцию на происходящее, сделав ее не только более цивилизованной, но и приятной. Как? Прежде всего пытаясь понять природу смешного.

Улыбку или смех у нас вызывает то, в чем мы улавливаем некоторое несоответствие принятым нормам поведения, правилам, стандартам. Скажем, есть портрет, а есть карикатура, на которой тот же человек изображен, скажем так, в «слегка измененном виде». Но чтобы вызвать юмористическую реакцию, увиденное или услышанное несоответствие не должно быть слишком гипертрофированным. «Это же смешно!» – говорим мы, когда управдом предлагает жильцам самим сделать ремонт в подъезде. Но когда он начинает при этом угрожать, что в противном случае отключит горячую воду, уже не до смеха.

Возраст шутки

Очевидно, что, как и любая другая реакция человека, юмор может быть: а) приобретенным, б) врожденным, в) неадекватным, а также меняться в зависимости от возраста, настроения, состояния здоровья и т.д. Взрослым порой не понять, над чем заливаются дети. Но в свою очередь детям и подросткам порой трудно уловить смешное в произведениях Джерома К. Джерома, Марка Твена, Бернарда Шоу. Именно возрастную особенность восприятия смешного порой так трудно осознать учителям, недоумевающим: что за смех в классе?

Способность улавливать юмористический смысл, заложенный автором в каком-либо произведении, приходит с возрастом и опытом. Чем больше человек вращается в среде, которая имеет определенное юмористическое восприятие мира, тем легче ему понять, в чем же соль шутки или анекдота. Грубо говоря, где нужно смеяться или улыбаться.

Кстати, многие современные шутки, остроты, анекдоты пришли к нам аж из античности, и с тех пор каждое поколение пересказывает, переделывает их и улыбается. «Педант-шутник по безденежью стал распродавать свои книги, а в письме к отцу писал: «Поздравь, книги уже меня кормят!», «На вопрос болтливого цирюльника, как следует его побрить, шут ответил: «Молча!», «В Риме хоронили одного знатного человека. Кто-то подошел и спросил у сопровождающих: «Кто это умер?». Один кимеец обернулся и ответил: «Вон тот, который лежит на носилках!», «Педант, повстречав приятеля, сказал ему: «Я слышал, что ты умер!» Тот отвечал: «Ты же сам видишь, я жив». А педант: «Но тот, кто мне это сказал, куда больше заслуживает доверия!». (Из сборника античных анекдотов «Филогелос»).

Особый склад ума

Кто вызывает улыбку и смех? Тот, кто ведет себя несоответствующим образом или говорит что-то не так, как мы привыкли. Например, дети. Но следует помнить о том, что несоответствие смешно лишь до тех пор, пока оно не входит в серьезные противоречия с нормами поведения согласно обстановке. Так, те же дети могут довести до белого каления учителя лишь потому, что не дают изложить новую важную тему.

Итак, важна уместность реакции на несоответствие. И где-то здесь проходит невидимая граница, разделяющая юмор и пошлость, смешное и грустное, «плоское» и «острое». В заветах учителей-участников конкурса «Учитель года России» – есть такая фраза: «Смеяться всегда вместе со своими учениками». Всегда? Если один мальчик отодвинул стул, а другой упал, смех в классе обеспечен. Но нужно ли учителю присоединяться к ним? Дети очень часто не могут сдержать себя, они бывают по-детски жестоки – именно потому, что еще не понимают границ приличия, пределов, за которыми шутка превращается в жестокий и грубый розыгрыш. Но как же воспитывать чувство юмора, без которого в будущем придется трудно?

Самый примитивный способ – использовать первую сигнальную систему и подключить стадное чувство. То есть мимикой, интонацией, жестами показывать место, где следует смеяться.

Значит, улыбка – первая сигнальная система, «одежка», по которой встречают. Но изложение смешного без улыбки и смеха уже само по себе является несоответствием, которое и порождает комизм ситуации. Чарли Чаплин в своих фильмах улыбается крайне редко, хотя это не только не вредит, но даже способствует усилению юмористического эффекта. А вспомните Бастера Китона, знаменитого комика без улыбки немого кино!

Как-то раз мне вздумалось прочитать кое-что из моего любимого Даниила Хармса своим десятиклассникам. Это был провал! Сначала они с недоумением смотрели на меня, затем стали многозначительно переглядываться, касаясь виска, а потом спросили: «Это что за маразм?». Что я мог ответить? Что это мне кажется смешным? Но чем? Разве объяснишь! «Вот однажды один человек пошел на службу, да по дороге встретил другого человека, который, купив польский батон, направлялся к себе восвояси. Вот, собственно, и все».

Увидеть очевидное несовершенство и реагировать на него с юмором дано не каждому. Тут нужно еще и иметь воображение – представить, смоделировать в мыслях возможное продолжение ситуации, сделать выводы и попытаться увидеть во всем этом смешное. Но усмотреть комическое там, где его нет и быть не должно, найти несуразицу в самом очевидном и даже трагичном, стандартном, логичном – тут требуется уже особый настрой и склад ума.

На грустной ноте

Очень часто те, кого мы считаем комиками и юмористами, на самом деле встречали много тяжелых испытаний, невзгод, зла, горя, но найти утешение смогли, лишь создав четкую модель поведения и определив свою реакцию на происходящее. Но не имеет смысла проводить какую-то параллель с материальным достатком людей – ведь чувством юмора обладал и раб Эзоп, и дворянин Ларошфуко. Коль скоро юмор – это всего лишь защитная реакция, им в равной степени могут обладать как «новые русские», так и дворники.

Нельзя ругать человека за отсутствие чувства юмора. Это не его вина, а его беда. Просто очевидно, что в воспитании отсутствовал некоторый важнейший культурный элемент. Или просто окружение не позволило выработать определенную реакцию. Но может быть, еще не все потеряно? В конце концов, есть и кладбищенский юмор. J


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту