Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

По следам Генри Форда . ФИО удалось создать общественно-государственную систему повышения квалификации учителей

Учительская газета, №23 от 8 июня 2004. Читать номер
Автор:

Федерацию Интернет Образования (ФИО) можно сравнить с компанией Форда. Последняя предложила выпускать автомобили не только для элиты, но и для всего населения Америки. Массовое производство автомобилей пошло США только на пользу: появились дороги, автозаправочные станции, стали развиваться многочисленные компании, изменилась психология людей. То же и с Федерацией и ее 42 центрами: некоммерческая негосударственная компания построила общественно-государственную систему повышения квалификации учителей в области информационных технологий. О том, как за 4 года ФИО удалось стать для образовательной общественности главным источником знаний ИКТ, «УГ» рассказал директор интернет-программ Семен МУШЕР.

– Семен Львович, откуда была «списана» идея ФИО?

– Федерация Интернет Образования – оригинальная идея. Так что «списывать» нам было не с кого: ни западных, ни тем более российских аналогов проекта не существовало. Создавали мы все сами, додумывались до всего тоже сами. Таким образом, у нас родился промышленный подход к реализации образовательного процесса. Я имею в виду типовые центры интернет-образования, типовой дизайн, типовые программы обучения, сертифицированные Министерством образования, но при этом нетиповой подход к слушателям. А они у нас необычные. Учителя – особые люди, с другой психологией: они сознательно идут работать в школу за низкую зарплату. На такое способны только педагоги. Мы же хотели, чтобы они знали, что ФИО и каждый ее центр работают только для них.

Главное в нашей методике обучения – много самостоятельной работы, четкая проработка программы, оборудование, которым можно пользоваться, внимательные лучшие вузовские преподаватели. Мы не пытаемся сделать из учителей системных администраторов, а воспитываем квалифицированных пользователей. То есть учим, как пользоваться всеми благами новых технологий и создавать с их помощью собственный продукт.

– Где в основном открываются учебные центры?

– В этом вопросе главным партнером Федерации является региональная власть. С ней мы решаем, где создавать центр, делим расходы. А центры всегда открываются на базе высших учебных заведений. Это могут быть классические или технические университеты или институты повышения квалификации работников образования. Но с последними не всегда все проходит гладко: к сожалению, многие из институтов сейчас находятся не в лучшем состоянии. Однако, по словам ректора Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Эдуарда Никитина, ФИО своими центрами, открытыми в региональных ИПКРО, вдохнула в систему новую жизнь.

– При организации новых учебных центров Федерация Интернет Образования ориентируется исключительно на крупные города?

– Это наиболее эффективный путь для массового обучения и оперативного взаимодействия с региональными управлениями образования. Это же удобно и для учителей, которые съезжаются на учебу со всего региона. В больших городах легче найти квалифицированных преподавателей.

– Но в России достаточно много больших городов, а планируется открыть всего 50 учебных центров. Каков основной принцип выбора региона, в котором организуется центр ФИО?

– В этом вопросе политика Федерации менялась со временем. Самые первые образовательные центры открывались в регионах присутствия компании ЮКОС: Томск, Самара, Воронеж, Красноярск. Позже нам стало ясно, что этим мы ограничиться не сможем. Тогда определяющую роль в организации центра в том или ином городе стала играть инициатива руководителя региона, губернатора. Если он готов к взаимодействию, разделению областей ответственности по созданию центра с Федерацией, это является для нас одним из главных критериев выбора региона. Сейчас у нас накопилась уже целая папка обращений губернаторов с просьбой об открытии центров ФИО в их регионах.

– Зависит ли размер образовательного центра и его комплектация от масштаба региона?

– Невозможно в каждом регионе использовать новый подход для создания учебного центра – в таком случае этот процесс может затянуться очень надолго. Мы открываем типовые центры для обучения 40 слушателей в каждом потоке. В год такой центр выпускает примерно 1000-1200 человек. Конечно, потребности у разных регионов разные, где-то школ и преподавателей больше, где-то – меньше. Но открывая образовательные центры, по сути, ФИО обучает не только учителей: созданием такого центра, его способом организации Федерация дает своеобразный урок администрациям регионов, как это можно сделать быстро, эффективно и прозрачно. Благодаря этому наряду с центрами ФИО в Ставрополе, Самаре, Красноярске, Санкт-Петербурге областные власти ведут работу по организации своих подобных центров уже собственными силами. В этом случае Федерация делится опытом, помогает консультациями и учебными программами. То есть сейчас уже можно говорить о том, что начатый более четырех лет назад проект превратился в общегосударственную систему обучения информационным технологиям благодаря партнерству негосударственной некоммерческой структуры ФИО и государственной системы власти и образования.

– Новым информационным технологиям вы обучили уже сто тысяч педагогов. Были ли случаи, когда кто-то срывался и не доходил до финала?

– Ни разу. К тому же ФИО, как структура, ориентированная на повышение квалификации, не может допускать отсева. Этого и не происходит. У всех педагогов разный уровень подготовки, и если слушатель отстает, чего-то не понимает, с ним проводятся дополнительные занятия. Для того чтобы педагог, сталкиваясь с огромным массивом новой информации, не растерялся, он сам на первых занятиях определяет траекторию учебы и тему выпускной работы. Таким образом, каждый успешно прокладывает свою тропку в необъятном поле информации. И даже если кто-то в первый день чувствовал себя подавленным, не знал, что нажимать и куда смотреть, на 4-5-м занятии все сомнения исчезают, и начинается работа. У тех, кто прошел курсы и узнал, что такое ИКТ, меняется психология. Учитель действительно становится другим: понимает, что без этого нельзя, и заражает своим энтузиазмом и новыми знаниями других. Если разделить на всю страну, то каждый пятнадцатый педагог прошел обучение в Федерации. С одной стороны, это немного, а с другой – уже что-то.

– Семен Львович, если вы всех учителей в стране обучите информационным технологиям…

– Всех не надо. Лучше обучать активных людей. Тех, кто хочет, мотивирован. Плюс тех преподавателей, в чьих школах уже стоят компьютеры и есть доступ в интернет. На мой взгляд, важнее наладить многоуровневый процесс обучения: учителей, которые прошли базовый уровень, надо обучать продвинутым техническим вещам, а остальным преподавать компьютерную грамотность. Последнее стоит делать не в центрах ФИО, они не для этого предназначены, а в школах. В некоторых регионах такая многоуровневая система уже создается. Сначала учителя знакомятся с основными офисными технологиями в школе, не отрываясь от учебного процесса. Затем в ФИО постигают интернет и мультимедиа технологии.

– Каждый новый поток слушателей чем-то отличается от предыдущих?

– Заметно. Учителя стали более мотивированны и грамотны. Еще одно изменение – слушатели помолодели: возрастной ценз снизился на 5-7 лет. Для нас это стало неожиданностью. Мне кажется, это связано с тем, что молодые учителя более прагматичны, понимают, что без новых технологий нельзя.

– ФИО в первую очередь работает для педагогов и школьных администраторов. А с учащимися работаете?

– Допуск школьников в центры ФИО – это способ поощрения лучших учителей. Для ребят мы устраиваем интернет-каникулы, олимпиады, конкурсы. Практически во всех регионах, где есть центры Федерации, несколько раз в год туда приезжают дети из детских домов, инвалиды. Но это скорее просветительская работа, чем обучение компьютерным технологиям. Педагоги центра устраивают детям экскурсии и уже потом показывают, что такое ИКТ. Но массового обучения школьников у нас нет.

– А вы согласны, что обучать компьютерным технологиям надо с детского сада?

– Не уверен. Мне кажется, раннее приобщение к компьютеру может привести к нежелательным результатам. Если учить детей ИКТ с детского сада, то сначала надо посоветоваться с психологами и социологами и уже потом давать конкретные задания, которые бы развивали ребенка.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту