Выражение «по гамбургскому счету» восходит к притче, которую рассказал писатель Виктор Шкловский. Раз в году в Гамбурге собирались борцы и состязались без зрителей, без коммерческого интереса, чтобы в честной схватке выявить сильнейших… Всероссийская олимпиада педагогов начальной школы «Мой первый учитель» в этом году тоже проходила без зрителей. Из-за пандемии даже студентов Липецкого государственного педагогического университета имени П.П.Семенова-Тян-Шанского, на базе которого прошла IV олимпиада, не пустили на мероприятия, только несколько волонтеров в масках. К счастью, в наше время есть интернет-трансляции. И все мероприятия четвертого очного тура – мастер-классы, педагогический совет, а также церемония награждения – были в прямом эфире, записи доступны и сейчас: 1‑teacher.ru/tr.
Честно и открыто
Так вот, несмотря на то что соревнуются наши педагоги открыто и под пристальными взглядами жюри, на этой олимпиаде тоже все по гамбургскому счету, честно. Учителя честно прислали свои проекты, которые реализуют в классе, честно рассказали о них на заочном этапе, затем на очном представили промежуточные и итоговые результаты. В финале девятка лауреатов в прямом эфире продолжила рассказ о проекте.
Кто сделал это наиболее ярко, чей проект оказался нужным, интересным, – тот вошел в тройку победителей. Из тройки выбирается лидер. И так как все по гамбургскому счету, за лидера голосуют… все присутствующие! Не только жюри, но и участники, сопровождающие, волонтеры. Результат всегда радует всех.
Вот такую систему придумали вместе с единомышленниками специалисты Общероссийского Профсоюза образования, который стал инициатором олимпиады. Владимир Лившиц, секретарь по экономическим вопросам аппарата профсоюза, на открытии олимпиады сказал: «Мы хотели всей стране показать, какие у нас замечательные учителя начальной школы. Я хочу, чтобы все вас увидели, чтобы ваши коллеги, друзья, близкие, знакомые узнали про ваш замечательный опыт, чтобы страна увидела вас, оценила и помогла в дальнейшей работе, поднимая статус учителя».
Честный конкурс, повышение статуса педагога – уже только из-за этого стоит проводить олимпиаду. Но это далеко не все «бонусы» мероприятия.
Бесценный опыт
Среди соучредителей олимпиады – ведущие педвузы страны: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Московский городской педагогической университет, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина. Для этих наших коллег, наверное, самый важный аспект «Моего первого учителя» – обмен опытом.
Вот и первый проректор Липецкого педуниверситета Денис Кретов в эксклюзивном интервью вашему корреспонденту сказал: «Развитие возможно только тогда, когда происходит обмен опытом. Это самый ценный инструмент, который позволяет понимать тенденции, собственные стремления. Когда люди приезжают на олимпиаду, происходит их рост внутри профессионального сообщества, и на нас это тоже влияет. Большая честь для нас принимать мероприятие такого уровня. Мы расцениваем это как наш вклад в развитие системы образования».
Руководитель жюри номинации «Социально-воспитательная деятельность», завкафедрой психологии и педагогики дошкольного и начального образования Мининского университета Наталья Белинова после представления проектов пригласила участников номинации к общению: «Пожалуйста, посмотрите проекты друг друга, подружитесь, обменяйтесь контактами. Вы отсюда уезжаете большой дружной командой. А мы получили огромное наслаждение от ваших выступлений».
Кстати, еще одно правило олимпиады, которое способствует обмену опытом – вопросы во время очного тура выступающим могут задавать не только члены жюри, но и другие участники. На установочном семинаре к этому просто-таки призывала профессор департамента психологии Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета Ольга Ключко: «Вопросы жюри всегда направлены на то, чтобы лучше понять проект, найти изюминку. И сами не стесняйтесь задавать вопросы вашим коллегам! Учитесь. Вы приехали учиться».
В номинации «Социально-воспитательная деятельность» вопросы от участников звучали. И все проекты были интересные. Еще раз убедилась, что если бы на конкурсах награждали просто за то, что делает каждый в своей образовательной организации, призы получили бы все без исключения. Но задача конкурса, и нашей олимпиады в том числе, – красиво упаковать свой опыт. Проанализировать и сделать выводы на самых ярких примерах. И тут важно все – лаконичная презентация, чистая речь, даже то, поворачивается участник к презентации каждую секунду или рассказывает, глядя в зал, читает доклад, не отрываясь от бумаги, или заглядывает в листок с речью изредка…
Проектные идеи
Мне повезло. Случайно оказалась в аудитории, где выступал педагог, ставший позже лидером олимпиады. Михаил Бутяев из Санкт-Петербурга рассказывал о проекте социального взаимодействия с государственным музеем «Исаакиевский собор». Идея возникла после анкетирования учеников и их семей, когда стало ясно, что с культурным времяпрепровождением как-то не очень. И еще – существует разобщенность между детьми и родителями.
Вскоре выяснилось, что и у Исаакиевского собора пробел – для начальной школы есть только образовательная программа по курсу ОРКСЭ. Родители мысль о взаимодействии с музеем поддержали, музею приглянулась идея разработки серии видеоэкскурсий и олимпиады в нестандартной форме (с заданиями, где используются данные о соборе), ведь эти материалы смогут использовать младшеклассники всего города! Уже готов плакат для стендового доклада по Исаакиевскому собору, макет храма, на стадии разработки – методические рекомендации для проведения олимпиады.
«Моя мечта, – добавил в конце презентации Михаил Александрович, – чтобы дети оторвали свои глаза от гаджетов, телевизоров, взглянули, в каком прекрасном городе живут, посмотрели на своих одноклассников, друзей, чтобы родители помогли им в этом…»
Я бы уточнила, что и Михаил Бутяев, и другие участники олимпиады хотят, не отказываясь от гаджетов совсем, ограничить их употребление, брать самое ценное. Вот и еще одна победительница олимпиады, Галина Игнатьева, тоже живущая и работающая в Петербурге, свой проект назвала «Формирование универсальных учебных действий младших школьников при использовании электронной формы учебника, интерактивных тетрадей и тренажеров».
В описании проекта она говорит о рациональном использовании электронных учебников. Впрочем, вы можете сами подробно прочитать об этом и других проектах участников олимпиады «Мой первый учитель». Сборник методических материалов опубликован на сайте 1‑teacher.ru.
Каждый важен
Читая этот сборник, я вспомнила еще об одном соучредителе нашей олимпиады – Российской академии образования. И подумала, что для меня немного загадка – интерес такого серьезного научного учреждения к состязанию педагогов-практиков, тем более из начальной школы. За разъяснениями я подошла к руководителю Центра развития педагогического образования РАО Елене Врублевской. Для нее, в свою очередь, приятным сюрпризом стал факт, что Общероссийский Профсоюз образования инициировал подобную олимпиаду.
Моя собеседница в восторге от участников действа: «На этой олимпиаде очень толковые педагоги. Им надо заниматься наукой. Профессиональный рост учителя может быть в глубину, он осмысляет то, что делает. Кто ему в этом помогает, чтобы он стал учителем-инноватором, формирующим новую, осмысленную педагогическую практику? Понятно, что только наука. И вот наука стучится к этим людям, которые сегодня сражались на олимпиаде за победу, но очень демократично это делали».
Да, вот такие у нас участники – очень искренние, они сами оценивают себя по гамбургскому счету, честно. Для организаторов олимпиады неважно, кто из какого региона приехал, кто в какой номинации выступил. Когда объявляли девятку лауреатов, секретарь – завотделом по связям с общественностью аппарата Общероссийского Профсоюза образования Елена Елшина заметила: «Каждая номинация интересна по-своему, и каждая номинация сама по себе и вместе с другими привносит в начальное образование необходимое содержание, которое вы сегодня показали на очном туре».
Все участники получили подарки от Общероссийского Профсоюза образования, от Липецкой областной организации профсоюза. Все педагоги, приехавшие на олимпиаду, стали обладателями дипломов, лауреатам тоже вручили особые дипломы, а также бесплатную подписку на онлайн-курс предшкольной подготовки «Стань школьником с Робобориком» от компании «Новый диск». Лидер олимпиады получил особый приз – ноутбук от издательства «Русское слово». Подарки от издательства вручены трем победителям.
Кажется, я еще ничего не сказала о третьем победителе олимпиады – москвичке Алле Вовченко. Ее проект вы изучите в методическом сборнике. А еще Алла Васильевна представила прием мнемотехники. Скажем, вам нужно запомнить слова, ничем не связанные между собой: «стакан», «бомба», «учитель», «путешествие», «кресло», «туман», «молоко», «слон», «Липецк», «конкурс» и так далее… Лучший способ сделать это – составить рассказ.
У самой Аллы Вовченко получился текст, посвященный олимпиаде: «Учитель отправился в путешествие на удобном кресле в поезде. Был сильный туман, как молоко, и в окно не было видно Липецка. Учитель ехал на конкурс, который был бомбой, и рассчитывал на победу. Он был спокоен как слон…» Прием этот педагог показала на неконференции, которая в этом году впервые вошла в программу «Моего первого учителя». Что это за мероприятие такое – расскажем в ближайших номерах «МП».
Оксана РОДИОНОВА
Лауреаты Всероссийской олимпиады педагогов начальной школы «Мой первый учитель»
Номинация «Предметная образовательная деятельность»:
Диана АКСЕНОВА, учитель начальных классов школы №12 города Калуги;
Алла ВОВЧЕНКО, учитель начальных классов школы №1353 Зеленограда, Москва;
Оксана ИСАЕВА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель начальных классов школы №36 города Пензы.
Номинация «Социально-воспитательная деятельность»:
Михаил БУТЯЕВ, учитель начальных классов школы №300 Санкт-Петербурга;
Елена ИЛЬИНА, учитель начальных классов школы №91 города Тольятти Самарской области;
Галина СОКОЛОВА, учитель начальных классов гимназии №11 города Ельца Липецкой области.
Номинация «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся»:
Галина ИГНАТЬЕВА, учитель начальных классов школы №235 с углубленным изучением отдельных предметов им. Д.Д.Шостаковича города Санкт-Петербурга, олигофренопедагог;
Татьяна ГРИБАНОВА, учитель-логопед Сургутской школы с профессиональной подготовкой, Ханты-Мансийский АО;
Ирина САЗАНКИНА, педагог-психолог школы №14 «Центр образования» имени кавалера ордена Ленина Н.Ф.Шутова города Сызрани Самарской области.
Комментарии