Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

По дороге во взрослую жизнь. Куда и за кем пойдут сегодняшние дети?

Учительская газета, №18 от 30 апреля 2013. Читать номер
Автор:

Уже совсем скоро состоится второе заседание Координационного совета при Президенте РФ по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы. В ходе этого заседания будет обсуждаться большое число важных вопросов. В том числе предполагается обратить внимание и на функционирование в нашей стране так называемого детского движения. Этой проблеме был посвящен круглый стол, состоявшийся в нашем издании под председательством главного редактора «Учительской газеты» Петра Положевца, руководителя рабочей группы Координационного совета по вопросам участия детей и молодежи в реализации положений Национальной стратегии.

Алексей ВОЛОХОВ, председатель Международного союза детских общественных объединений «СПО-ФДО»:- На мой взгляд, одна из крупных бед современного детского движения состоит в том, что оно ничем не защищено, никто не берет над ним шефство и т. д. Ярко иллюстрирует эту незащищенность ничем не обоснованная передача детских общественных организаций между ведомствами. Сначала Минобрнауки отдало их Минспорту, Минспорт – обратно Минобрнауки, затем инициативу перехватила Росмолодежь. Это перебрасывание привело к тому, что наши организации несколько потерялись из виду.Что же касается законодательного регулирования, то я не вижу здесь никакой нормативно-правовой базы, не считая закона о поддержке молодежных и детских общественных объединений, принятого в далеком 1995 году, который на сегодняшний момент, естественно, не работает. По сути, сегодня такое понятие, как «детская общественная организация», не прописано нигде.Вообще многие проблемы здесь обусловлены тем, что мы, взрослые, никак не можем взять в толк, насколько детское движение необходимо детям и насколько оно необходимо нам самим. Ведь с его помощью мы растим тех, кто уже через некоторое время будет принимать активное участие в решении государственных задач. Наверное, поэтому в новом Законе «Об образовании в РФ» нет ни слова о детском движении. Казалось бы, хороший текст, многое приводит в порядок, но как могли пропустить этот пункт? А когда мы начнем работать по этому закону, окажется, что социальный блок в учреждении образования надо сворачивать. В целях борьбы за эффективность, которую мы сегодня неустанно ведем, надо будет увольнять и последнего оставшегося в учебном заведении социального работника, социального психолога, вожатого. Мы сегодня дожили до того, что они есть лишь в единичных организациях. Да и то значатся как «Прочие» в разделе административно-хозяйственного персонала. Как можно выполнять миссию воспитателя, когда ты «прочий»?Да и в самом детском движении сегодня нет единства. Впрочем, единая от начала и до конца детская общественная организация нам не нужна да и едва ли возможна, хотя чиновники о такой мечтают – ею будет значительно легче управлять. В то время как главная сила в детском общественном движении не управление, а самоуправление.Петр ПОЛОЖЕВЕЦ, главный редактор «Учительской газеты»:- Можно по-разному относиться к пионерской и комсомольской организациям, существовавшим в советское время, но эти структуры обогатили детско-юношеское движение идеями, методиками, технологиями, многие из которых используются и сегодня для работы с молодежью во многих странах мира. Каким бы ни было наше личное отношение к этим организациям, забывать об их опыте, наработках нельзя, это наше наследие, которое мы, адаптировав, можем успешно использовать в нынешних изменившихся условиях.В Плане первоочередных мер до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей особо подчеркивается необходимость создания «условий для развития деятельности молодежных и детских общественных объединений в целях расширения участия детей в общественной жизни и принятии решений, затрагивающих их интересы».Сегодня нужно четко понимать, что детское движение – это не одна организация, а их совокупность, помогающая становлению детей и подростков, и все они имеют одинаковое право на существование, а значит, и поддержку государства.Как показывают российские и международные исследования, юные россияне находятся в готовности к невиданной по масштабам включенности в социальные процессы, что может стать одним из решающих факторов обновления России. Так, международное сравнительное исследование качества граждановедческого образования восьмиклассников (ICCS), проводимое в 38 странах мира в 2007-2010 годах, показало, что по уровню готовности к участию в общественной деятельности, обсуждении общественно значимых проблем как федерального, так и муниципального уровня, местных и федеральных выборах, волонтерских объединениях наши школьники опережают своих сверстников из многих стран и находятся в первой десятке. Возникает вопрос: как поддержать эту активность, сохранить ее до выхода из школы, когда в самом деле придет время действовать и проявлять свою гражданскую позицию?..Светлана ЛЕСНИКОВА, доцент кафедры социальной коммуникации и организации работы с молодежью факультета «Социальная коммуникация» МГППУ:- Безусловно, для детского движения весьма важен именно человеческий фактор. Сегодня основу кадров здесь составляют те, кто остался в нем по своим идеологическим соображениям, это энтузиасты своего дела. И с опаской глядишь в будущее, потому что сегодня, даже если мы обучим новые кадры, едва ли их где-то ждут с распростертыми объятиями. Да, новые талантливые организаторы работы с детьми могут создать свои объединения, чтобы, кстати, помочь государству снизить протестные настроения, но тут же возникает масса вопросов. Как оформить организацию? Как определить меру ответственности организаторов за ее работу? На какой ресурсной основе ее строить? Кроме того, тут же появляется проблема: чему, кого и как учить? Кто должен учить работе с молодежью – теоретики или практики? Должна быть разница и в том, как учить работе с детьми и молодежью в городе и на селе.Сегодня детское движение интересно немногим, потому что нет продукта, который оно может производить. Так что в нем остаются либо те, кому это интересно, либо те, для кого это становится предметом бизнеса и пр. Конечно же, и добросовестная, не нацеленная на сиюминутный результат работа тоже ведется, особенно в регионах, где руководитель чувствует, что из детей вырастают строители завтрашнего будущего.С одной стороны, конечно, было бы неплохо включить помощь в организации детского движения в критерии оценки эффективности работы губернатора, но есть опасность, что это будет формализовано, что повторится сценарий с ЕГЭ. Так что над этой идеей надо еще поработать.Сергей ЦЫМБАЛЕНКО, президент творческого объединения «ЮНПРЕСС»:- До сих пор у части людей теплится надежда на то, что существовавшая некогда пионерская организация может быть возрождена и сегодня. Никто не учитывает только, что при всех положительных качествах этой идеи, ее силе и т. д. в стране произошли изменения. В итоге выжили те структуры, которые были жизнеспособны, – объединения детей по интересам. В центре этого объединения всегда личность учителя, вожатого, увлеченного старшеклассника и др. Но одной увлеченности мало. Для того чтобы все заработало, нужно и помещение, и ресурсы. Никто не хочет поддерживать детское движение просто так. Даже Росмолодежь готова оказать поддержку, лишь если организация будет работать в ее рамках. А надо делать как раз наоборот. Особенно если идет речь о деполитизации детского движения.Сегодня, как я неоднократно говорил, 33% детей занимаются в кружках, секциях и детских организациях, и в то же время 93% ребят нашли себе клубы по интересам именно в Интернете. Сейчас нередко создают иллюзию тотального негативного влияния Глобальной сети, но ведь это не так. Интернет становится для детей способом расширить социальное пространство. Они находят друг друга, организуются. И таких клубов, куда входит один ребенок, целое множество. На уровне официальных кружков все иначе – можно заниматься бесплатно только в одном кружке, а это противоречит самой природе ребенка, который находится в поиске себя. И надо эту ситуацию как-то менять.Рекомендации круглого стола1. Необходимо привлечь печатные и электронные СМИ, чтобы масштабно отражать подлинную жизнь детских объединений, заполнить создавшийся информационный вакуум позитивных социальных инициатив детей и молодежи, формировать в массовом сознании привлекательный образ детского движения позитивной направленности, понимание незаменимой роли детских общественных объединений как своеобразного, но перспективного элемента гражданского общества.2. Необходимо разработать проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения процесса участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, и развития детского движения», уточнив и дополнив понятийный аппарат следующими понятиями: «детское общественное движение», «детское общественное объединение», «детская общественная организация», «инфраструктура поддержки детских объединений»; определив понятие членства детского объединения; определив статус членов и руководителей объединения; определив дополнительные меры поддержки детских общественных объединений с учетом специфики их создания и организации деятельности; уточнив условия предоставления государственной поддержки детским общероссийским, международным, региональным общественным объединениям.3. Необходимо обеспечить государственно-общественную поддержку кадрового обеспечения детских организаций путем создания кадровой службы детского движения, путем открытия на базе соответствующих учреждений государственно-общественных университетов (институтов, факультетов, кафедр), путем включения в создание психолого-педагогической подготовки студентов спецкурсов по проблемам развития современного детского движения, путем финансового обеспечения подготовки кадров, выработки механизмов государственной аттестации и регистрации кадров.4. Необходимо создать в восьми федеральных округах Российской Федерации ресурсные центры – дома детских общественных объединений.5. Необходимо создать научно-исследовательский центр изучения практики участия детей в жизни гражданского общества.6. Разработать программы мониторинга оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, и развития детского движения в России.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту