Федор Михайлович ДОСТОЕВСКИЙ – один из немногих русских классиков, к творчеству которого в последнее время все чаще и чаще обращается наш театр. И не случайно. Ведь сколько уже раз на протяжении нынешнего века Россия “страгивалась с места революционным бунтом и покачивалась в нервном ожидании невиданных исторических экспериментов”. Вот и сейчас с нами происходит то же самое: вновь качаемся на
волнах грандиозного эксперимента. Никто в литературе лучше Достоевского не раскрыл сути и последствий для человека проводимых опытов – революций. Как должен поступить театр в том случае, когда современная драматургия не дает ответов на поставленные временем вопросы? У театрального искусства остается один выход – обратиться к классике. К Достоевскому…
Игра по-крупному: Игра по-крупному: Ленком против Достоевского
пектакль Марка Захарова “Варвар и еретик” (по роману Ф.Достоевского “Игрок”) вызвал и скорее всего еще вызовет немало споров, интерпретаций и вопросов. Начиная с того, почему в роли молодого человека Алексея Ивановича выступает давно уже не юный Александр Абдулов? То ли он больше всего подходит, то ли он в случае чего сможет “вытянуть” спектакль. Спектакль, который поставлен не просто “по мотивам” романа – в этом “мотиве” и акценты расставлены совершенно по-другому. Как успела заметить (не только смотрящая, но и читающая!) публика, в “захаровском “Игроке” выступают на первый план те персонажи, которые у Достоевского описаны если не мимоходом, то во всяком случае без подробностей. Например, в первоисточнике не прочерчена четко линия Полины (в спектакле ее играет А.Захарова) и Алексея Ивановича. Девушка в романе – скорее, служебный персонаж: ее главная “заслуга” в том, что она подтолкнула героя к игре. На первый же план писатель ставил де Грие и Астлея, мадемуазель Бланш и генерала Загорянского. Страсть Алексея Ивановича к рулетке сравнивалась со страстью генерала к Бланш. Но в “Варваре…” – все наоборот. Де Грие (А.Лазарев), Бланш (М.Миронова), генерал (О.Янковский) получились “вспомогательными” лицами. Что же касается мистера Астлея (А.Збруев), то в спектакле это вообще лишь резонер.
Несомненной режиссерской удачей можно считать “антуражные сцены” в игорном доме. Ощущение чертовщины – то самое, которое так детально описал в “Игроке” Достоевский, присутствует в каждой такой сцене. Есть в этом заслуга и “субьектов из игорной залы” – Н.Виноградова, А.Дружкина, П.Капитонова, О.Кныша, Г.Козлова, С.Кудрявцева, К.Юшкевича.
Безусловно, одной из ключевых фигур в спектакле стала “бабушка” в исполнении Инны Чуриковой. Азарт, овладевший Антонидой Васильевной – видавшей виды неглупой женщиной, может сравниться только с азартом зрителей, стоявших в проходах, дабы посмотреть очередную ленкомовскую постановку. Или с азартом самого режиссера. Ведь не каждый отважится если не на спор с классиком, то на “прививку” его произведению абсолютно чуждых мотивов. А именно к таковым можно отнести цитату из “Трех сестер” А.Чехова. Высказывание “Будем жить…” воспринимается как насмешка по отношению к человеку, отказавшемуся от любви, денег, карьеры… И ради чего? Игры с судьбой. Которую, как известно, не обманешь. Находясь в подвешенном состоянии – между “зеро” и “выигрышем”, Алексей Иванович подтверждает собственную характеристику. Варвар и еретик. Человек, не вписывающийся в общепринятые каноны…
Как ни странно, несмотря на прошедшие в этом сезоне семь спектаклей, пока рано делать выводы об успехе или неудаче “Варвара и еретика”. Еще есть время для того, чтобы все актеры “разыгрались”, чтобы выработался четкий ритм, чтобы зрители посмотрели оба занятых в спектакле состава. Ведь каждый исполнитель по-своему представляет и генерала, и де Грие, и мадемуазель Бланш. В спектакле “Варвар и еретик” роль очаровательной авантюристки готовили сразу две молодые актрисы – Мария Миронова и Инна Пиварс. И у каждой своя Бланш, как, впрочем, и своя судьба в Ленкоме.
– Для каждого актера очень важно, чтобы была премьера, – делится своим мнением с корреспондентом “УГ” Инна Пиварс. – Одно дело, когда все вместе начинают, и совсем другое, когда куда-то вклиниваешься. Я не могу пожаловаться на отсутствие работы. С самого начала было много вводов – Неле в спектакле “Тиль”, Кончитта в “Юноне” и “Авось”, Годл в “Поминальной молитве”. Мне нравится играть и в “Юноне”…, и в “Поминальной…”. Однако постоянно приходится разрушать зрительский стереотип. Ведь в этих спектаклях играли другие артисты, и зрители шли в театр посмотреть именно их игру. Одна из причин, почему был снят из репертуара “Тиль”, как мне кажется, в том, что заглавный герой у большинства зрителей ассоциировался именно с Николаем Караченцовым.
– Трудно работать над ролью?
– Страшно интересно. Захаров – не просто потрясающий режиссер, он – выдающаяся личность. Каждый раз я прихожу на репетицию не только для того, чтобы “делать свою роль”, но и… слушать Захарова. К тому же мне очень нравится Достоевский. Может быть, у меня какая-то “предрасположенность” к этому писателю. Во время летних каникул после первого курса я запоем прочла полное собрание сочинений Федора Михайловича, включая его дневники и письма. А на втором сделала очень много самостоятельных отрывков по Достоевскому. Одна из моих студенческих работ – Лиза Хохлакова – даже была отмечена как наиболее удачная…
– Вы сразу же после института попали в Ленком?
– Не совсем, сначала я работала в “Сатириконе”. Еще студенткой сыграла там Багиру. А потом, когда мы уже закончили институт и получили дипломы, одна моя однокурсница попросила меня помочь – она собиралась показаться в Ленкоме. В отрывке, который мы показывали, все внимание, по идее, было направлено на нее, а я просто молчала. Однако после показа Марк Анатольевич задержал меня. Сказал, что я очень выразительно молчу, а это – как раз то, что и требуется от актрисы в новом спектакле “Школа для эмигрантов”. Меня, кроме М.Захарова, посмотрели и оба “звездных” состава и… взяли в спектакль.
– Не было обидно, что на протяжении всего спектакля вы не произносите ни слова?
– Нет. Это – очень интересная роль. А для начинающей актрисы – просто подарок. Мне кажется, что, если человек хоть мало-мальски разбирается в театре, он обязательно поймет и оценит такую работу. Ведь за текстом можно спрятаться. А создать образ без слов, на почти физиологическом уровне – очень сложно. Вообще работа над ролью – вещь настолько тонкая, ювелирная… Она не поддается описанию. Это – как любовь: нельзя обьяснить, за что ты любишь человека, в чем проявляется твое чувство. Чем подробнее обьясняешь, тем глупее выглядишь. Надо просто любить…
Елена ХОДЫРЕВА
Почему герои Федора Михайловича раньше не пели на сцене?
Почему герои Федора Михайловича раньше не пели на сцене?пектакли приходят и уходят. Но имена остаются и возвращаются. Творчество Достоевского постоянно притягивает к себе внимание, волнение и любовь зрителей и мастеров театра. Это аксиома. Столичная театральная афиша – прямое тому доказательство. Стоит ли напоминать названия спектаклей и театры, где шли инсценировки сочинений Федора Михайловича! Назовем только несколько, совсем немногие, но – из долгожителей. Понятно, очень часто обращаются к “Идиоту”Почему герои Федора Михайловича раньше не пели на сцене?пектакли приходят и уходят. Но имена остаются и возвращаются. Творчество Достоевского постоянно притягивает к себе внимание, волнение и любовь зрителей и мастеров театра. Это аксиома. Столичная театральная афиша – прямое тому доказательство. Стоит ли напоминать названия спектаклей и театры, где шли инсценировки сочинений Федора Михайловича! Назовем только несколько, совсем немногие, но – из долгожителей. Понятно, очень часто обращаются к “Идиоту” – его вечная актуальность со знаменитым “красота спасет мир” – вне сомнений. Недавно талантливый режиссер Сергей Женовач Почему герои Федора Михайловича раньше не пели на сцене?пектакли приходят и уходят. Но имена остаются и возвращаются. Творчество Достоевского постоянно притягивает к себе внимание, волнение и любовь зрителей и мастеров театра. Это аксиома. Столичная театральная афиша – прямое тому доказательство. Стоит ли напоминать названия спектаклей и театры, где шли инсценировки сочинений Федора Михайловича! Назовем только несколько, совсем немногие, но – из долгожителей. Понятно, очень часто обращаются к “Идиоту” – его вечная актуальность со знаменитым “красота спасет мир” – вне сомнений. Недавно талантливый режиссер Сергей Женовач показал в Театре на Малой Бронной Почему герои Федора Михайловича раньше не пели на сцене?пектакли приходят и уходят. Но имена остаются и возвращаются. Творчество Достоевского постоянно притягивает к себе внимание, волнение и любовь зрителей и мастеров театра. Это аксиома. Столичная театральная афиша – прямое тому доказательство. Стоит ли напоминать названия спектаклей и театры, где шли инсценировки сочинений Федора Михайловича! Назовем только несколько, совсем немногие, но – из долгожителей. Понятно, очень часто обращаются к “Идиоту” – его вечная актуальность со знаменитым “красота спасет мир” – вне сомнений. Недавно талантливый режиссер Сергей Женовач показал в Театре на Малой Бронносвой сПочему герои Федора Михайловича раньше не пели на сцене?пектакли приходят и уходят. Но имена остаются и возвращаются. Творчество Достоевского постоянно притягивает к себе внимание, волнение и любовь зрителей и мастеров театра. Это аксиома. Столичная театральная афиша – прямое тому доказательство. Стоит ли напоминать названия спектаклей и театры, где шли инсценировки сочинений Федора Михайловича! Назовем только несколько, совсем немногие, но – из долгожителей. Понятно, очень часто обращаются к “Идиоту” – его вечная актуальность со знаменитым “красота спасет мир” – вне сомнений. Недавно талантливый режиссер Сергей Женовач показал в Театре на Малой Бронно, идущ
Почему герои Федора Михайловича раньше не пели на сцене?пектакли приходят и уходят. Но имена остаются и возвращаются. Творчество Достоевского постоянно притягивает к себе внимание, волнение и любовь зрителей и мастеров театра. Это аксиома. Столичная театральная афиша – прямое тому доказательство. Стоит ли напоминать названия спектаклей и театры, где шли инсценировки сочинений Федора Михайловича! Назовем только несколько, совсем немногие, но – из долгожителей. Понятно, очень часто обращаются к “Идиоту” – его вечная актуальность со знаменитым “красота спасет мир” – вне сомнений. Недавно талантливый режиссер Сергей Женовач показал в Театре на Малой Броннопочти Почему герои Федора Михайловича раньше не пели на сцене?пектакли приходят и уходят. Но имена остаются и возвращаются. Творчество Достоевского постоянно притягивает к себе внимание, волнение и любовь зрителей и мастеров театра. Это аксиома. Столичная театральная афиша – прямое тому доказательство. Стоит ли напоминать названия спектаклей и театры, где шли инсценировки сочинений Федора Михайловича! Назовем только несколько, совсем немногие, но – из долгожителей. Понятно, очень часто обращаются к “Идиоту” – его вечная актуальность со знаменитым “красота спасет мир” – вне сомнений. Недавно талантливый режиссер Сергей Женовач показал в Театре на Малой Бронноуже поПочему герои Федора Михайловича раньше не пели на сцене?пектакли приходят и уходят. Но имена остаются и возвращаются. Творчество Достоевского постоянно притягивает к себе внимание, волнение и любовь зрителей и мастеров театра. Это аксиома. Столичная театральная афиша – прямое тому доказательство. Стоит ли напоминать названия спектаклей и театры, где шли инсценировки сочинений Федора Михайловича! Назовем только несколько, совсем немногие, но – из долгожителей. Понятно, очень часто обращаются к “Идиоту” – его вечная актуальность со знаменитым “красота спасет мир” – вне сомнений. Недавно талантливый режиссер Сергей Женовач показал в Театре на Малой Бронно- пьес
Почему герои Федора Михайловича раньше не пели на сцене?пектакли приходят и уходят. Но имена остаются и возвращаются. Творчество Достоевского постоянно притягивает к себе внимание, волнение и любовь зрителей и мастеров театра. Это аксиома. Столичная театральная афиша – прямое тому доказательство. Стоит ли напоминать названия спектаклей и театры, где шли инсценировки сочинений Федора Михайловича! Назовем только несколько, совсем немногие, но – из долгожителей. Понятно, очень часто обращаются к “Идиоту” – его вечная актуальность со знаменитым “красота спасет мир” – вне сомнений. Недавно талантливый режиссер Сергей Женовач показал в Театре на Малой Бронно. Спек
Почему герои Федора Михайловича раньше не пели на сцене?пектакли приходят и уходят. Но имена остаются и возвращаются. Творчество Достоевского постоянно притягивает к себе внимание, волнение и любовь зрителей и мастеров театра. Это аксиома. Столичная театральная афиша – прямое тому доказательство. Стоит ли напоминать названия спектаклей и театры, где шли инсценировки сочинений Федора Михайловича! Назовем только несколько, совсем немногие, но – из долгожителей. Понятно, очень часто обращаются к “Идиоту” – его вечная актуальность со знаменитым “красота спасет мир” – вне сомнений. Недавно талантливый режиссер Сергей Женовач показал в Театре на Малой БронноМироноПочему герои Федора Михайловича раньше не пели на сцене?пектакли приходят и уходят. Но имена остаются и возвращаются. Творчество Достоевского постоянно притягивает к себе внимание, волнение и любовь зрителей и мастеров театра. Это аксиома. Столичная театральная афиша – прямое тому доказательство. Стоит ли напоминать названия спектаклей и театры, где шли инсценировки сочинений Федора Михайловича! Назовем только несколько, совсем немногие, но – из долгожителей. Понятно, очень часто обращаются к “Идиоту” – его вечная актуальность со знаменитым “красота спасет мир” – вне сомнений. Недавно талантливый режиссер Сергей Женовач показал в Театре на Малой Бронно шли н
Почему герои Федора Михайловича раньше не пели на сцене?пектакли приходят и уходят. Но имена остаются и возвращаются. Творчество Достоевского постоянно притягивает к себе внимание, волнение и любовь зрителей и мастеров театра. Это аксиома. Столичная театральная афиша – прямое тому доказательство. Стоит ли напоминать названия спектаклей и театры, где шли инсценировки сочинений Федора Михайловича! Назовем только несколько, совсем немногие, но – из долгожителей. Понятно, очень часто обращаются к “Идиоту” – его вечная актуальность со знаменитым “красота спасет мир” – вне сомнений. Недавно талантливый режиссер Сергей Женовач показал в Театре на Малой Бронно, где Почему герои Федора Михайловича раньше не пели на сцене?пектакли приходят и уходят. Но имена остаются и возвращаются. Творчество Достоевского постоянно притягивает к себе внимание, волнение и любовь зрителей и мастеров театра. Это аксиома. Столичная театральная афиша – прямое тому доказательство. Стоит ли напоминать названия спектаклей и театры, где шли инсценировки сочинений Федора Михайловича! Назовем только несколько, совсем немногие, но – из долгожителей. Понятно, очень часто обращаются к “Идиоту” – его вечная актуальность со знаменитым “красота спасет мир” – вне сомнений. Недавно талантливый режиссер Сергей Женовач показал в Театре на Малой Бронно. ПостПочему герои Федора Михайловича раньше не пели на сцене?пектакли приходят и уходят. Но имена остаются и возвращаются. Творчество Достоевского постоянно притягивает к себе внимание, волнение и любовь зрителей и мастеров театра. Это аксиома. Столичная театральная афиша – прямое тому доказательство. Стоит ли напоминать названия спектаклей и театры, где шли инсценировки сочинений Федора Михайловича! Назовем только несколько, совсем немногие, но – из долгожителей. Понятно, очень часто обращаются к “Идиоту” – его вечная актуальность со знаменитым “красота спасет мир” – вне сомнений. Недавно талантливый режиссер Сергей Женовач показал в Театре на Малой БронноблистаПочему герои Федора Михайловича раньше не пели на сцене?пектакли приходят и уходят. Но имена остаются и возвращаются. Творчество Достоевского постоянно притягивает к себе внимание, волнение и любовь зрителей и мастеров театра. Это аксиома. Столичная театральная афиша – прямое тому доказательство. Стоит ли напоминать названия спектаклей и театры, где шли инсценировки сочинений Федора Михайловича! Назовем только несколько, совсем немногие, но – из долгожителей. Понятно, очень часто обращаются к “Идиоту” – его вечная актуальность со знаменитым “красота спасет мир” – вне сомнений. Недавно талантливый режиссер Сергей Женовач показал в Театре на Малой Бронно СергеПочему герои Федора Михайловича раньше не пели на сцене?пектакли приходят и уходят. Но имена остаются и возвращаются. Творчество Достоевского постоянно притягивает к себе внимание, волнение и любовь зрителей и мастеров театра. Это аксиома. Столичная театральная афиша – прямое тому доказательство. Стоит ли напоминать названия спектаклей и театры, где шли инсценировки сочинений Федора Михайловича! Назовем только несколько, совсем немногие, но – из долгожителей. Понятно, очень часто обращаются к “Идиоту” – его вечная актуальность со знаменитым “красота спасет мир” – вне сомнений. Недавно талантливый режиссер Сергей Женовач показал в Театре на Малой Бронно, он дПочему герои Федора Михайловича раньше не пели на сцене?пектакли приходят и уходят. Но имена остаются и возвращаются. Творчество Достоевского постоянно притягивает к себе внимание, волнение и любовь зрителей и мастеров театра. Это аксиома. Столичная театральная афиша – прямое тому доказательство. Стоит ли напоминать названия спектаклей и театры, где шли инсценировки сочинений Федора Михайловича! Назовем только несколько, совсем немногие, но – из долгожителей. Понятно, очень часто обращаются к “Идиоту” – его вечная актуальность со знаменитым “красота спасет мир” – вне сомнений. Недавно талантливый режиссер Сергей Женовач показал в Театре на Малой Бронно(которПочему герои Федора Михайловича раньше не пели на сцене?пектакли приходят и уходят. Но имена остаются и возвращаются. Творчество Достоевского постоянно притягивает к себе внимание, волнение и любовь зрителей и мастеров театра. Это аксиома. Столичная театральная афиша – прямое тому доказательство. Стоит ли напоминать названия спектаклей и театры, где шли инсценировки сочинений Федора Михайловича! Назовем только несколько, совсем немногие, но – из долгожителей. Понятно, очень часто обращаются к “Идиоту” – его вечная актуальность со знаменитым “красота спасет мир” – вне сомнений. Недавно талантливый режиссер Сергей Женовач показал в Театре на Малой Бронно, кото
Наталья ЛАЗАРЕВА
Рисунок Юрия СЕЛИВЕРСТОВА
Комментарии