Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Плохие слова

Учительская газета, №14 от 13 апреля 2004. Читать номер
Автор:

Это делают артисты, поп-звезды, спортсмены… Чем он, спрашивается, хуже? В словаре почти каждого ребенка «предтинейджерского» возраста (десять-двенадцать лет) есть слова, которые «не принято произносить в приличном обществе».

Одно-два… три-четыре не слишком приличных словечка… Для некоторых родителей достаточно и одного, скажем, сверхпопулярного в народе слова «блин», чтобы начать бескомпромиссную борьбу за чистоту языка.

Что важно помнить, вступая в этот «бой» со сленгом, крепкими и бранными словечками, да и просто глупостями, которые срываются у ребенка с языка? Бой, признаемся честно, с не слишком большими шансами на победу.

Однако, по мнению Джима О’Коннера, автора довольно известной книги Cuss control (очень основательно описывающей природу сквернословия и способы его искоренения), они все-таки есть.

Во-первых, вступая в бой со сквернословием, надо все-таки помнить: неприличные словечки – это отнюдь не самое ужасное из того, что ребенок может делать. Он так вам, возможно, и скажет: «Я не участвую в драках, не употребляю наркотики… Я что – даже ругаться не могу?»

И, конечно, ребенок, который произносит плохие слова, – это не «плохой ребенок», а всего лишь «ребенок, который произносит плохие слова».

Наверняка вы решите с ним «серьезно поговорить». Только не начинайте с запрета и осуждения, советует О’Коннер. Начните с удивления. Просто спросите его, зачем он это делает. Это, что называется, хороший вопрос, если вы хотите инициировать серьезный разговор.

На самом деле и ему, и вам крайне важно разобраться именно в этом: понять, зачем он это делает?

Так уж вышло, что мы живем во времена, когда в моде сила, «брутальность» и поведение в стиле «мачо». Даже для девочек. Грубоватость, суровый стиль – многие его примеривают на себя, словно подготавливая себя к тому, что ждет вокруг.

И громко произнося свои первые бранные слова, «наш малыш» с некоторым замиранием сердца всматривается в лица окружающих, стараясь уловить реакцию: «Ну что? Как я выгляжу? Подействовало на вас? Не мало?»

Понять, какое впечатление он произвел на окружающий мир, сейчас для него самое главное. Для того все и делается. Выглядеть ну если не самым крутым, то уж хотя бы не слабее, чем все остальные. В очень большой степени ребенок десяти-двенадцати лет даже не слишком волен в своих поступках: трудно бороться с модой, еще труднее сопротивляться среде.

Как вы сумеете ему доказать, что произносить определенный набор бранных слов и фраз и «быть сильным» – это не одно и то же? Вот что советует автор популярной книги Джим О’Коннер:

– Попробуйте объяснить, что, бранясь, он достигает скорее обратного результата. Хочет выглядеть сильным, а выдает свою растерянность и слабость.

Скажите ему, что «быть сильным» – это уметь контролировать эмоции. Это уметь держать себя в руках, когда все вокруг жалуются. Находить решение, когда другие растерянны. Позитивно действовать, когда остальные выведены из равновесия. Вот что означает быть сильным. Вот тогда люди и говорят: это «сильный человек» или это «парень с головой».

Если вы сумеете ему это объяснить, вас можно поздравить.

В любом случае попытка разобраться в себе, в подоплеке своего поведения – это труд, который не пропадет даром ни для ребенка, ни для вас.

Кроме того, по мнению Джима О’Коннера, нужно всегда различать, какого рода эмоциями наполнены слова, которые ребенок произносит. Одно дело, если это лишь способ подразнить взрослых.

Другое дело, когда эти слова наполнены по-настоящему негативными чувствами. Гнев, стремление унизить… Кому хочется такое слушать? Однако, как известно, негативные эмоции непременно должны находить выход. Запирать их в себе крайне неполезно.

Подумайте вместе с самим ребенком о замещении. Известно, что у многих взрослых есть такие придуманные для личного пользования словечки, способные дать выход отрицательным эмоциям. Окружающим они кажутся просто непонятными, смешными или необычными и никого вокруг не оскорбляют. А суть их та же: освободиться от раздражения, гнева, состояния фрустрации.

Дети, кстати, тоже часто придумывают свой язык, чтобы свободно общаться между собой, не опасаясь осуждения и наказания со стороны взрослых.

Настаивая на том, чтобы ребенок отказался от слов и выражений, которые вас не устраивают, помогите ему найти альтернативный способ выражать свой протест, возмущение, негодование.

Ну и, конечно, будьте сами для него «good model», по нашему говоря, образцом для подражания.

Что говорить: время от времени почти никто не избегает крепких словечек. Однако если это с вами случилось в присутствии ребенка, с ним надо непременно объясниться, советует автор книги.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту