Под занавес года культурная общественность традиционно подводит итоги года в театре, кинематографе, литературе. «Учительская газета» попросила постоянных обозревателей рубрики «А вы смотрели?» ответить на два вопроса:
- Какие театральные и кинособытия оказались для вас важнейшими в 2022 году?
- Чего вы ждете от театрального и кинопроцесса в 2023‑м?
Арина ТИХОНОВА, кинокритик:
– Любой год богат на кинособытия, и 2022-й не исключение, несмотря на то что в ковидные времена киноиндустрия, как наша, так и заграничная, претерпела серьезный кризис, от которого пока что не оправилась до конца.
Вдобавок к этому, как известно, в феврале крупные кинокомпании и стриминговые платформы массово покинули рынок. Это лишило кинотеатры многих премьер, но, признаем откровенно, нисколько не помешало продолжать смотреть заграничное кино, пусть и вернувшись к старым добрым способам его добычи.
Отсутствие основательной конкуренции, безусловно, пошло сборам российского кино на пользу, но это далеко не единственный фактор постепенного возвращения к доковидным временам.
2022 год ознаменован крупнейшей в истории современной России книжной экранизацией «Сердце Пармы» по роману Алексея Иванова. Для российского кино, еще учащегося снимать разом и масштабно, и качественно, это действительно событие. «Сердце Пармы» не без огрехов, но настоящий, твердый шаг на пути к поистине бессмертному искусству, что осталось в СССР.
2022 год в принципе богат экранизациями и должен был быть еще богаче, если бы не перенос «Воланда» и «Мы» по Замятину. Нельзя не отметить первую серию сериала «Этерна» по знаменитому циклу Веры Камши «Отблески Этерны». «Отблески…», по крайней мере в первой половине цикла, – это по-настоящему качественное фэнтези постсоветского пространства, ничем не уступающее «Ведьмаку» Сапковского или «Хроникам Амбера» Желязны. Осталось понадеяться, что остальные серии «Этерны», которые выйдут в 2023 году, сбавят темп повествования и сумеют рассказать захватывающую историю.
На Западе тоже не обошлось без качественных экранизаций. Это и «На Западном фронте без перемен» по Ремарку, и «Смерть на Ниле» по Агате Кристи. Отдельного упоминания заслуживают, конечно, долгожданное продолжение истории Вестероса «Дом дракона» и грозивший быть противоречивым, но замечательно проявивший себя «Властелин колец: Кольца власти».
2022 год также нельзя не отметить за целую череду перезапусков классических хорроров, в которой «Крик» не теряет остроту своего злободневного комментария.
Однако лучшее, что бывает в кино, – это недорогие и подчас малозаметные на фоне блокбастеров фильмы, которые тем не менее говорят громким голосом о самом глубоком и самом наболевшем, о том, что отзывается в каждом из нас. «Точка кипения», побуждающая пересмотреть свое отношение к работе и семье, «Три тысячи лет желаний», воспевающий любовь не ради себя, а ради другого, «После Янга», вопрошающий о том, что такое жизнь и что такое жить.
В 2023 году от мирового кино хотелось бы увидеть еще больше осознанности, еще большего внимания к остросоциальным темам и продолжения борьбы за репрезентацию и равноправие уникального людского мира не в виде намеренного насаждения тропов, а в виде плавильного котла из разнообразия персоналий. Хотелось бы, чтобы мы продолжали учиться понимать, что важнейшей является личность, а не принадлежность к тому или иному социальному слою и не общественные ярлыки.
Марина АБРАМОВА, театральный и кинокритик:
– В уходящем году одним из самых запоминающихся театральных событий стал спектакль Сергея Газарова «Дядя Жорж» (Театр сатиры). На мой взгляд, очень верные прочтение и интерпретация произведений Антона Чехова. Постановка объединила как «Дядю Ваню», так и «Лешего». Чехов здесь во всем – от бесцельных и во многом бесполезных разговоров за столом до колыхания занавесок. Все про себя все знают, вот только ничего сделать, изменить не могут, хотя каждый стремится быть счастливым. Другим подарком стал музыкальный спектакль Театра Терезы Дуровой «Приключение Тима, или Проданный смех» в постановке Дарьи Коршуновой. Посыл – умение отделять добро от зла, памятуя о том, что никто и ничего не будет делать для тебя даром. Не могу не сказать о театральном фестивале стран СНГ «ГИТИС – мастер-класс». По-профессиональному исполненным и очень музыкальным мне представляется спектакль-водевиль студентов третьего курса факультета музыкального театра ГИТИСа (мастерская профессора Александра Бармака) «Хлопотун, или Дело мастера боится» (по одноактной пьесе Александра Писарева, драматурга не очень известного). Русская музыка Алексея Верстовского и Александра Алябьева вкупе с душевным и ироничным русским бытом, великолепной игрой студентов – восторг, который испытываешь в настоящее время нечасто. Живое исполнение музыкальных произведений за роялем – отдельное удовольствие.
Безусловным кинособытием уходящего года стал для меня II Открытый российский фестиваль патриотических фильмов «Малая Земля» (Новороссийск). Отдельно скажу о двух фильмах: документальном фильме «Трамвай идет на войну» режиссера Андрея Егорова и короткометражной ленте Светланы Николаенко «Человек идет». В первом описывают историю ленинградского трамвая, с помощью которого во время войны увозили в эвакуацию картины из Эрмитажа (люди верили, что они снова вернутся в Ленинград. И вернулись!). До начала декабря 1941-го трамвай жил вместе с людьми, потом Ленинград стал пешим (до 15 апреля 1942-го). Трамвайные пути чинили под обстрелами и бомбардировкой города, но запустили. В этом несгибаемые надежда и вера людей в Победу. Фильм «Человек идет» Светланы Николаенко о музыкальных концертах в ленинградском госпитале. Мелодии Баха звучали вопреки всем страшным событиям, и это тоже помогало людям выжить.
От будущего года всегда жду талантливых спектаклей и фильмов, на какую бы тему они ни были поставлены или сняты (взаимоотношения в семье, среди ровесников, биографии известных людей, одиночество среди всех, не важно). Не хочется увидеть на экране, на сцене выражение только лишь одной проблемы, всегда хочется предложенного решения, поскольку мне важна не только постановка вопроса, но и ответ, хотя бы возможный. Отдельную тягу испытываю к сказкам, их бы тоже хотелось увидеть на экране в большем количестве (желательно только незатертые сюжеты, русскую или зарубежную мифологию). Не так часто у нас можно встретить спектакли, в которых поэзия соседствует с прозой (воспоминаниями).
Нина КАТАЕВА, театральный и кинокритик:
– Задумавшись о театре, пальму первенства, конечно, отдам «Войне и миру», постановке Римаса Туминаса на вахтанговских подмостках, и премьерам по Островскому и Бомарше в Малом театре. Как видим, все это классика, но как-то так получается, что именно в спектаклях по литературным шедеврам постановщикам удается сказать верные вещи о нас сегодняшних устами Мишеньки Бальзаминова (Дмитрий Марин), купчихи Ничкиной (Людмила Полякова), свахи Красавиной (Людмила Титова) и фееричных персонажей «Женитьбы Фигаро» (Глеб Подгородинский и компания), объяснить многие наши поступки. Во всяком случае режиссерам Алексею Дубровскому («Женитьба Бальзаминова») и Владимиру Драгунову («Женитьба Фигаро») сделать это удалось виртуозно.
Зрители так тепло и легко реагируют на проделки остроумных персонажей, словно и не стоят века между ними и моментом появления этих пьес. Впрочем, все предугадал еще Федор Михайлович Достоевский, оценив пьесу Островского словом «прелесть». А уж помня о том, что Наполеон назвал «Женитьбу Фигаро» «революцией в действии», можно представить, сколько трудов пришлось потратить создателям спектакля.
«Войну и мир» многие зрители смотрели с комком в горле, так близко коснулся их сердца Лев Николаевич в интерпретации Туминаса. Со времени премьеры прошел год, а в памяти, как будто вчера, мерцает зловещая комета 1812 года, обещая реальные несчастья России, и сами эти несчастья вперемежку со счастливыми мгновениями случаются с героями, словно бы нашими современниками. И все так же бьются на поле Бородина князь Андрей и Николай Ростов, открывает для себя этот жестокий мир Пьер Безухов, пылает Москва, и все так же летит в своем танце над землей Наташа Ростова (Ольга Лерман).
В Малом театре в рамках «Диалога времен. По страницам истории» прошли интересные встречи со студентами. Ребятам показали исторические спектакли «Большая тройка (Ялта-45)» Андрея Житинкина и «Петр I» (по Мережковскому) Владимира Драгунова, поставленные в 2020-2021 годах, их обсудили с участием создателей. Благодаря откликам молодых зрителей спектакли получили, можно сказать, второе рождение.
Что касается кино, все куда более печально. Сами кинематографисты определяют состояние дел как «беда», «катастрофа», совсем недавно эти слова прозвучали на церемонии награждения на XVI МКФ «Русское зарубежье». Кино снимается много, даже очень, в связи с тем что объявлено о конце пандемии, но все, что вы смотрите, мгновенно улетучивается из вашей памяти. Уходит, не задев ни ума, ни сердца. Была рада, что на 44-м ММКФ меня задели две картины – документальная лента «Святой архипелаг» (о Соловках) Сергея Дебижева и фильм «Здоровый человек» Петра Тодоровского (мл.) из нового конкурса «Русские премьеры». Обе ленты отмечены призами. Вдохновляет, что молодые кинематографисты рассмотрели в обществе благую тенденцию – склонность к волонтерству, причем на самых непростых участках. Вопрос, хватит ли у молодых сил пройти этот путь до конца?.. До глубины души также трогает фильм Натальи Назаровой «Плакать нельзя» – о ювенальной юстиции в Скандинавии, в которую угодила с сыном-подростком русская эмигрантка.
А Сергей Дебижев, получая награду, сказал: «Давно пора переходить на светлую сторону бытия, хватит пугать зрителя, пора обращаться к его душе». Собственно, этими словами знаменитого кинодокументалиста, который видит будущее кинематографа за документалистикой, хотела бы ответить на второй вопрос.
Комментарии