Моя жизнь – карусель, полная событий, неожиданных поворотов, эмоций и интересных встреч. Каждый день я погружаюсь в гущу разнообразных ярких событий. Малыши бегут ко мне со своими историями, впечатлениями, радостями и огорчениями. Мне доверяют свои самые сокровенные желания и тайны. Вместе с детьми мы любим экспериментировать, творить и фантазировать. В свободной деятельности постоянно что-нибудь мастерим: готовим поздравления к праздникам, печем хлеб из соленого теста, сооружаем вулкан для опытов, а особенно ребятам нравится заниматься пластилинографией.
Пожалуй, невозможно найти такого ребенка, который не любил бы лепить из пластилина. Мягкий и податливый, он может принимать любую форму, в отличие от других видов творчества (рисования, аппликации) неудавшуюся поделку легко исправить.
Одним из наиболее близких и естественных для дошкольника видов деятельности является изобразительная, в процессе которой он усваивает целый ряд графических и живописных умений и навыков, учится анализировать предметы и явления окружающего мира. Изобразительная деятельность в детском саду – эффективное средство познания действительности.
Пластилинография – один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются не только рельефные образы. Маленький пластилиновый мир удивителен! Каждая фигурка с картины словно живет и говорит с тобой.
Техника пластилинографии богата и разнообразна, но при этом доступна малышам. Поделки, изготовленные этим способом, представляют собой объемное лепное изображение на плоскости. Работу нельзя увидеть со всех сторон, как скульптуру, она всегда создается на какой-либо основе. Данная техника позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит новизну в деятельность дошкольников. Главное – не переоценить силы ребенка, давая ему посильное, интересное и увлекательное задание. Тогда он ощутит максимум удовольствия от процесса лепки, а мы, педагоги, – от результатов своей работы. После того как дети овладеют основными приемами пластилинографии, можно переходить к более сложным, коллективным работам.
Ребенок не только видит то, что он создал своими руками, он фантазирует, творит, берет этот мир в свои руки и по мере необходимости и желания изменяет. Это развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, оценивать и не просто изменять, а улучшать созданное, чувствовать и созидать по законам красоты. В процессе лепки развиваются способности к творчеству, воображение, обеспечивается внутреннее благополучие ребенка, эмоциональные переживания за вымышленных персонажей побуждают к целенаправленной продуктивной деятельности, развивают такие качества, как доброта, желание прийти на помощь или порадовать кого-то.
В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах главный смысл, затушевывая второстепенные детали. Дошкольники получают знания, умения и навыки, знакомясь с миром предметов в процессе частичного использования бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются резервы обучения основным правилам, приемам и средствам композиции.
В процессе совместной художественно-творческой деятельности на занятиях по пластилинографии я создаю условия для развития навыков общения, совместное выполнение какой-либо поделки способствует возникновению оживленных диалогов. Я активно использую прием обыгрывания сюжета рисунка, поделок из пластилина, который всегда сопровождается эмоциональными комментариями с использованием литературного материала, тем самым побуждая детей к активной речевой коммуникации.
Ребенок экспериментирует, отрывая, отщипывая, откручивая от целого куска небольшой кусочек. На нем можно что-то нацарапать или нарисовать, а потом загладить, и рисунок исчезнет. Но, кроме того, это еще и способ задать детским пальчикам мышечную нагрузку. Особенно там, где требуется наносить пластилин на плоскость картона, стекла или пластмассы. В процессе работы развиваются координация, согласованность движений пальцев рук, регулируется сила мышечных усилий, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими и пластичными. Развивается условная память рук, укрепляется сила, работа их становится более согласованной, а движения пальцев дифференцируются, и ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Вырабатываются терпение, усидчивость, проявляется заинтересованность.
Психологи указывают на прямую взаимосвязь между степенью развития у малыша фантазии и его складывающимися интеллектуальными способностями. Таким образом, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребенка, мы закладываем базу для развития его интеллекта. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь потребует использования точных и координированных движений пальцев, которые необходимы, чтобы самим одеваться и выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
И главное – для ребенка, который воспитывается под влиянием изобразительного искусства, мир становится многогранным, разнообразным, многоцветным, добрым и прекрасным, а сам ребенок – здоровым и успешным.
Рисование пластилином – очень интересный и привлекательный для детей продуктивный вид деятельности, открывающий большие возможности для выражения собственных фантазий, желаний. При этом дети сами предлагают тему поделки, обсуждают технику выполнения, испытывают радость от своих творческих работ.
Не секрет, что не все взрослые любят пластилин, который вызывает негативные воспоминания из детства, потому что не удалось вылепить ничего интересного. Мои первые воспоминания также связаны с неудачей. Я вернулась к пластилину, уже учась в педагогическом колледже, когда по-настоящему увлеклась лепкой дымковской игрушки.
Мой совет: попробуйте лепить, прислушиваясь к своему внутреннему физическому состоянию, и это не только может стать любимым занятием, но и оздоровит вас, подарит положительные эмоции. Лепка для человека намного полезнее, чем лекарства. Нервные окончания пальцев рук связаны с внутренними органами. В процессе лепки улучшается кровообращение мозга, нормализуется работа сердца, легких, укрепляются мышцы, кости, суставы и связки. Учеными доказано, что, чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее ее движения, тем совершеннее функции нервной системы.
Елена АПАЛЬКОВА, воспитатель школы №17
Комментарии