search
main
0

Планета «Кассилия». В писательской душе жил художник

Литературная деятельность Льва КАССИЛЯ (1905-1970) продолжалась почти полвека. Завидна судьба его дебютной автобиографической эпопеи «Кондуит и Швамбрания». Остроумное бытописание жизни интеллигентной семьи из приволжской провинции повествует о крушении старой гимназии, становлении общеобразовательной трудовой школы. Пристальное внимание автора к действительным событиям того времени и к оригинальной игре главных героев-братьев в придуманную страну Швамбранию проникнуто мечтой о справедливом, прекрасном будущем. Книга любима многими поколениями читателей у нас и за рубежом. Уже не было на свете докторских сыновей Лели и Оси (ученый, педагог Иосиф Кассиль, младший брат писателя, разделил участь многих безвинных жертв сталинщины), когда наши астрономы 1 апреля 1980 года открыли в Солнечной системе среди орбит Земли, Марса и Юпитера малую планету №2149 и присвоили ей имя Швамбрания. Редчайшая, высокая честь для детского произведения!

В давней автобиографии (сложно уточнить, публиковалась ли она, в архиве замглавы Детгиза Бориса Камира сохранился лишь машинописный текст) Лев Абрамович писал: «Гимназию не окончил, но помог прикончить. Дальше учился в единой трудовой школе. Ее окончил. Затем предался искусству и занимался в Саратовском художественно-практическом институте. Рисовал».

На слове «рисовал» задержимся. Люди, близко знавшие Кассиля (прежде всего писательница Евгения Александровна Таратута, увы, ушедшая недавно из жизни), вспоминали, что в ранней юности он рисовал, и рисовал интересно, увлекался музыкой, собирался стать архитектором, кораблестроителем или естествоиспытателем. Победила страсть к литературе. «Очень хотелось писать, желанию этому противостоять не мог». Знал, что «литература – самый трудный род искусства», и все же выбрал его. Творчество Кассиля почти целиком адресовано детям. Тематика весьма разнообразна: острые этические проблемы, интернациональные мотивы, героико-патриотические сюжеты, спорт… Но в душе писателя жил взращенный со школьных лет художник. Сочинив роман, повесть, очерк или рассказ, автор видел образ своей будущей книги во всей иллюстративной красе.

Пример – повесть «Улица младшего сына», посвященная подвигу героя войны пионера Володи Дубинина. Более трех лет длилась совместная работа Льва Кассиля и Макса Поляновского над этой книгой. Сбор материалов, накопление и изучение всего связанного с жизнью керченского школьника. Поездки, встречи, расспросы. В мучительных поисках родились фабула и композиция. Вышедшая в 1949 году повесть тогда же удостоилась Сталинской премии.

До наших дней чудом сохранилась страница настольного календаря за 5, 6 и 7 сентября 1948 года. На обороте изрядно выцветшего листка – два кассилевских карандашных рисунка.

Под первым читаем: «Проект обложки.

Темно-коричневый общий, ровный фон. Ослепительно яркое пятно – отверстие выхода из подземелья, как бы видимое из тьмы штольни. В нем – небо, море, солнце, птицы… Силуэт мальчика, резко очерченный на светлом фоне выхода, с одного бока освещенный по контуру солнцем. Вся фигура мальчика в остальном срастается с общим фоном обложки. Все надписи (авторы, заглавие) даются наклонными внутрь (лучше вырубленными), освещенными как бы от входа, дающими перспективу подземелья».

Под вторым: «Проект форзаца.

В основу берется фотопанорама Керчи, снятая с вершины горы Митридат. На горе – крупно – группа пионеров, запускающих авиамодель. Внизу город, порт, мол, корабли. Простор. Ветер. Солнце в легких облаках. Море. Самолет, вторящий своей реальностью пионерской модели-мечте…»

В первом издании «Улицы младшего сына» этот иллюстративный замысел Кассиля обрел свое полное воплощение.

Однажды в издательстве Кассиль рассматривал только что напечатанную книжную закладку к его пятитомному собранию сочинений. На лицевой стороне – фото писателя: добрый взгляд, легкая улыбка. Ниже – его напутственные слова. Поднес закладку к глазам и доверчиво, совсем по-ребячьи спросил:

– Чуть-чуть подправить можно?

Темно-синей самопиской слегка подкорректировал типографский набор, приписал озорно: «Исправленному верить. Л.К. 9. VII. 65». И тонким штрихом нарисовал, очертил рамочку-сердце. Словно обращаясь этим рисунком-символом к своим друзьям-читателям:

– Сердце мое принадлежит вам!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте