search
main
0

Питайтесь правильно, двигайтесь больше. На уроках и переменах ребенку должно быть комфортно и психологически, и физически

В школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. А потому одно из направлений проекта национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» так и называется – здоровье школьников. Как создать такие условия обучения, чтобы ребенку было комфортно и психологически, и физически, чтобы к каждому ученику применялся индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья? Что уже делается для сохранения и укрепления здоровья школьников, правильной организации их питания? И какие факторы предстоит учесть при реализации проекта «Наша новая школа»? Об этом нам рассказала Алина ЛЕВИТСКАЯ, директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России.

Комментарий «УГ»По данным Института возрастной физиологии РАО, первоклассники находятся в школе от 3,0 до 5,2 астрономического часа в день. Общая статическая нагрузка, учитывающая уроки, факультативные занятия, самоподготовку, внешкольные занятия на средней и старшей ступени, составляет в среднем 9 часов 45 минут. Если к этому времени добавить среднее время просмотра телепередач – 1 час 36 минут, то без движения десятиклассники проводят в среднем 11 с половиной часов.Спортивные залы есть в 80 процентах российских школ, бассейны – в 2 процентах (всего 53570 дневных общеобразовательных школ, из них имеет физкультурный зал 43581 школа, бассейн – 1205 школ).По данным Минздравсоцразвития России, показатели здоровья школьников России неутешительны. В настоящее время общая заболеваемость детей Российской Федерации в возрасте до 14 лет за последние пять лет возросла на 16 процентов; юношей и девушек в возрасте 15-18 лет – на 18 процентов. Количество детей в возрасте 6-7 лет, не готовых к систематическому обучению, превышает 32 процента. Из 13,4 миллиона детей школьного возраста более половины (53 процента) имеют ослабленное здоровье. Две трети детей в возрасте 14 лет имеют хронические заболевания. Лишь 10 процентов выпускников общеобразовательных учреждений России могут быть отнесены к категории здоровых.

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, их физическое развитие, здоровое питание – приоритетные направления государственной политики и рассматриваются в качестве необходимой гарантии успеха всех социальных и экономических реформ, проводимых в нашей стране.

Работа в этом направлении уже ведется. С 2000 года в России развивается движение «Школы, содействующие укреплению здоровья». Сегодня в системе образования Российской Федерации действует более трех тысяч «школ здоровья», в которых созданы условия, необходимые для сохранения и укрепления здоровья детей.

Большое внимание в последнее время уделяется вопросам совершенствования организации питания. И это закономерно, ведь их решение напрямую связано с задачами сохранения и укрепления здоровья нации и улучшения демографической ситуации в стране.

В соответствии с поручением Президента России в систему школьного питания внедряются современные технологии производства и транспортировки пищевых продуктов, совершенствуется рацион питания обучающихся с учетом увеличения в нем молока, молочных продуктов и соков.

С 2008 года в рамках экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях в 21 регионе отрабатываются различные модели централизованного питания школьников, организованного совместно с комбинатами школьного питания или школьно-базовыми столовыми. В каких-то регионах внедряется технология приготовления, охлаждения и последующей регенерации готовых блюд, а где-то пошли по пути приготовления полуфабрикатов высокой степени готовности и их приготовления в школьных столовых-доготовочных по полному циклу.

Следует подчеркнуть, что за регионом, муниципальным образованием и образовательным учреждением остается право выбора оптимальной модели организации питания обучающихся, воспитанников.

В рамках мероприятий по модернизации системы питания образовательному учреждению совместно с учредителем предстоит провести полный аудит и замену технологического оборудования, подготовить проектно-сметную документацию на ремонт, перепланировку помещений, замену коммуникаций. Выполнить все эти работы. Установить современное оборудование, приобрести новую мебель, посуду, оформить обеденный зал. Но самое главное – образовательная и воспитательная работа с детьми, их родителями и педагогами, направленная на формирование основ культуры питания, поскольку целью проекта является создание условий для 100-процентного охвата обучающихся полноценным сбалансированным двухразовым питанием.

Важно, что вопросы о здоровье и здоровом образе жизни включены в федеральный компонент государственного образовательного стандарта и примерные программы общего образования. Нельзя забывать и то, что формирование здорового образа жизни во многом достигается через воспитательную деятельность со школьниками, организацию социально значимого досуга, создание необходимых условий для занятий физической культурой и спортом. В рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» совершенствование учебно-воспитательного процесса с позиций сохранения и укрепления здоровья школьника, формирования у него культуры здорового и безопасного образа жизни, включая культуру питания, физическую культуру, приобретает еще большее значение.

И все же статистика подтверждает: показатели здоровья школьников неутешительны. Каковы же причины такого положения дел?

Безусловно, на состояние здоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы, как генетическая предрасположенность к определенным заболеваниям, неблагоприятные социальные и экологические условия, которые мы должны принимать во внимание, учитывая и некоторые другие факторы. Но главная наша задача – снизить школьные факторы риска, связанные с неудовлетворительными условиями обучения, нерациональной организацией учебного процесса, низкой двигательной активностью, несоответствием методик обучения возрастным возможностям школьников.

Серьезной причиной ухудшения состояния здоровья школьников является широкое распространение деструктивных форм поведения подростков: курение, алкоголь, наркотики, ранняя сексуальная активность, девиантные формы поведения, то есть такие негативные стереотипы поведения, которые оказывают значительное отрицательное влияние на состояние здоровья школьников наряду с широким спектром неблагоприятных социальных, экологических и других факторов.

Одними из важнейших показателей, характеризующих организацию учебного процесса, его адекватность и эффективность, являются показатели режима дня, общей и учебной нагрузки учащихся. Хорошо известны и факторы риска, способные оказать отрицательное влияние на рост, развитие и состояние здоровья школьников. К ним следует отнести в первую очередь большой объем домашних заданий, значительную долю занятий, связанных со статической нагрузкой, недостаточный объем двигательной активности и пребывания на воздухе.

Значительные по объему информационные нагрузки и постоянный дефицит времени являются ведущими факторами невротизации, особенно в начальной школе.

Одна из наиболее острых проблем в создании психологически комфортной школы – проблема школьных стрессов. По данным специалистов Психологического института Российской академии наук, можно указать на ряд основных причин, с которыми связаны факторы возникновения различных видов стрессов у детей в условиях школьного обучения.

Первая группа причин связана с трудностями адаптации конкретного ребенка к школе, которые зависят в данном случае от того, в какой мере домашняя обстановка отличается от школьной, как переживают это отличие сами дети, как подготовлен ребенок к особенностям собственно учебной деятельности – принципиально новым по форме и содержанию отношениям с другими детьми и взрослыми.

Другая группа причин связана с уровнем готовности детей противостоять тому своеобразному внешнему давлению, которое неизбежно сопровождает ребенка в процессе обучения в школе.

Следующая группа причин связана с перегрузками детей, возникающими при усвоении программного материала, информационной избыточностью в отдельных разделах каждой предметной области. Избыток содержания ведет к трудностям в усвоении программного материала, снижению успеваемости и, как следствие, к ухудшению здоровья школьников.

Как правило, наибольшие нарушения выявляются в тех школах, где применяются усложненные варианты учебных программ. Увеличенная учебная нагрузка приводит к снижению времени, необходимого для восстановления сил ученика, а это способствует тому, что утомление, возникающее в процессе учебной деятельности, переходит в переутомление, тормозит умственную активность, и в результате еще более возрастает время, в течение которого учащиеся выполняют домашние задания.

Существенным фактором, ухудшающим здоровье школьников, является низкая двигательная активность.

С поступлением ребенка в школу его общая двигательная активность падает во много раз, и дефицит двигательной активности уже в младших классах составляет 35-40 процентов, а среди старшеклассников – 75-85 процентов. Уроки физического воспитания лишь в малой степени, на 10-18 процентов, компенсируют дефицит движений, что явно недостаточно для профилактики отклонений в состоянии здоровья.

Опыт увеличения всех видов физкультурных занятий в школе до 3-5 часов занятий в неделю, по данным Института возрастной физиологии РАО, снижает острую заболеваемость в 3-4 раза, приводит к увеличению уровней физической подготовленности и физической работоспособности, уменьшению распространенности курения и увеличению функциональных возможностей у школьников разных возрастов.

Все эти факторы образовательным учреждениям необходимо будет учесть при реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте