«Привет, сынок. Знаю, что эпистолярный жанр сейчас не в моде, да и слова такого – «эпистолярный» – современная молодежь практически не знает. Но тем лучше. Я пишу тебе это письмо, чтобы ты прочел его и понял, насколько это удивительный жанр.
Однажды ты вернулся с учебы с горящими глазами и весь вечер говорил об учителе по философии – как он увлекательно рассказывает о новых для вас понятиях, рассуждает с вами на вечные жизненные темы, заставляет вас задуматься над смыслами слов, понятий, ситуаций. Я была очень рада, что на твоем пути встретился такой учитель – мастер своего дела. Это большая удача, поверь мне. В моей жизни тоже были такие учителя.
В школе – учитель русского языка и литературы. Каждый ее урок был представлением, на котором все внимание сосредоточено на том, как и что она говорит. Наша Наталья Юрьевна была молодой, маленького роста, с очень тонким голосом, но с сильной и огромной душой. После уроков мы не шли гулять, а бежали домой читать и уже потом в школе обсуждали прочитанное. Она просила нас рисовать стенгазеты, готовить антрепризы и устные доклады, придумывать кроссворды и викторины, писать эссе и интервью по литературным произведениям. Представь, все это мы делали еще в конце 80‑х годов прошлого века! Она влюбила в свой предмет весь класс. Надо ли говорить, что большинство ребят пошли учиться в вузы гуманитарного профиля. До сих пор, уже сама работая учителем, я задаюсь вопросом: как она все успевала: муж, маленький сын, дом, который был очень далеко от школы, и мы – ее класс и все ученики? Как она умудрялась много читать, готовиться к урокам, посещать все спектакли местного театра, проверять горы тетрадей, договариваться с кинотеатром о бесплатном показе ученикам советских фильмов по школьной программе и почти каждый день оставаться с нами до поздней ночи на кружках, репетициях и «просто поговорить»?
Позже мне встретился такой учитель-мастер в университете – пожилая и очень уважаемая женщина на факультете журналистики. Она стояла у истоков создания приморского телевидения и радио, возглавляла художественную редакцию, а в университете преподавала ораторское мастерство. Я не пропустила ни одной лекции, потому что ни в одном учебнике или другом источнике не было того, что она говорит. Каждый урок – ее опыт и знания. Галина Яковлевна стала моим научным руководителем и сама придумала мне тему диплома: «Театр и ТВ: «рентген» характера человека на сцене и экране». За основу мы взяли книгу великого мастера Владимира Саппака «Телевидение и мы: 4 беседы». Спустя 24 года я помню эту цитату: «…букет полевых цветов… – это всего лишь предмет окружающего нас вещественного мира. Но для художника этот «сюжет» может стать поэтическим событием… Художник – это прежде всего умение, дар так увидеть».
Учитель, сынок, – это тоже умение, дар видеть своих учеников не коллективом отличников и хулиганов, а группой личностей. Ведь в отпетом хулигане можно разбудить интерес к знаниям, в отстающем ученике увидеть искру творчества. Увы, не каждому учителю это под силу, поэтому цени своего Ромашку (так, по-моему, вы называете преподавателя между собой?).
Хорошая новость в том, что таким учителем-мастером не только рождаются, но и становятся. Педагоги учатся всю жизнь. Жизнь тем и прекрасна, что мы открываем и познаем новое. Есть несколько важных правил, которые следует знать.
Первое – жажда знаний. Ты всегда должен хотеть читать, смотреть, общаться, знакомиться и через это узнавать для себя новое. Невозможно, однажды прочитав книгу или пройдя обучение, сказать: «Я теперь все знаю». Жизнь – это постоянное движение, и даже прочитанная в молодости книга может быть полноценно понята и изучена только спустя десятки лет. Поэтому будь всегда голоден до знаний.
Второе – держи свое сердце открытым. Жизнь такова, увы, что найдется больше тех, кто будет в него плевать, его бить и над ним смеяться, потому что проще быть «как все» внутри системы. Несмотря ни на что, не закрывай своего сердца для добра и любви.
Третье – никогда ничего не бойся. Страх – цепь, опутывающая разум и чувства. Очень многое в жизни можно потерять, однажды испугавшись. О, если бы твоя мама боялась тех вызовов судьбы, которые ей встречались в личной и профессиональной жизни! Даже родить в 42 года! Зато теперь у тебя есть чудная сестренка Соня, которая подарила всем нам еще больше любви и счастья. Будь смелее, сынок, в своем выборе, а единственно верное решение тебе подскажет твое сердце. Потому что рядом с тобой много лет были твои учителя, которые наполняли его добром, любопытством, живым интересом, любовью к своему делу, смелостью… Вот и твоя мама тоже сейчас для кого-то такой же учитель. И я очень хочу, чтобы таких учителей становилось больше.
Люблю тебя, мой сын!»
«Мам, сорян… я прочел. Жанр прикольный. Пишу тебе ответ: все норм, от Ромашки огромное спасибо, и я тебя люблю. Никита».
Мария БАРКАР, медиапедагог, член Всероссийского сообщества наставников-просветителей при Министерстве просвещения РФ
Комментарии