ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 10 января 2013 г. № 01/25-13-32
О РАЗЪЯСНЕНИЯХ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ НОРМ САНПИН 2.4.1.2660-10
В настоящее время законодательство в области защиты прав потребителей и санитарное законодательство в силу общих целей и задач содержат правовые инструменты, включая федеральный государственный надзор, взаимно дополняющие друг друга, что способствует более эффективной защите конституционных прав граждан. В связи с этим и на основании пункта 6 статьи 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 “О защите прав потребителей”, пункта 6.2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека направлялись обязательные для применения территориальными органами Роспотребнадзора при осуществлении федерального государственного надзора разъяснения отдельных норм СанПиН 2.4.1.2660-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях”.
В целях систематизации и оптимизации указанных выше разъяснений (письма Роспотребнадзора от 15.04.2011 № 01/4340-1-32, от 06.04.2012 № 01/3570-12-32, от 19.10.2012 № 01/11949-12-23, от 05.12.2012 № 01/13880-12-32, от 17.12.2012 № 01/14439-12-32, от 26.12.2012 № 01/14992-12-27 и от 29.12.2012 № 01/15200-12-23) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека направляет настоящее письмо для применения при реализации полномочий в установленной сфере.
Учитывая изложенное, при осуществлении федерального государственного надзора территориальным органам Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации следует руководствоваться следующими разъяснениями.
При применении:
1. пункта 1.4 необходимо учитывать, что действие СанПиН 2.4.1.2660-1 распространяется на дошкольные организации, осуществляющие как лицензируемые, так и нелицензируемые виды деятельности;
2. пункта 1.8 необходимо учитывать, что возможно размещение групп для детей дошкольного возраста в зданиях социально-культурного назначения при наличии отдельного входа и ограждения части здания;
3. пункта 1.9 необходимо учитывать, что в дошкольную организацию могут приниматься как дети с 2-х месяцев, так и с 1,5 (2-х) лет;
4. пункта 1.10 исходить из того, что при увеличении укомплектованности групп дошкольных организаций следует учитывать количество детей не по списочному составу, а по фактическому количеству;
5. пункта 1.11 учитывать, что допускается организовывать разновозрастные группы детей в дошкольных организациях компенсирующей направленности;
6. пункта 1.13 исходить из того, что СанПиН 2.4.1.2660-10 является обязательным для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов дошкольных организаций, воспитанием и обучением детей, в том числе на дошкольные организации, осуществляющие услуги по развитию детей (развивающие центры);
7. пункта 1.14 относительно наличия санитарно-эпидемиологического заключения учитывать, что положения являются обязательными для детских образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и подлежащих лицензированию в соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 № 174;
8. пункта 2.1 необходимо учитывать, что выдача санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии санитарным правилам на земельные участки для строительства отменена (статья 31 Федерального закона от 19.07.2011 № 248-ФЗ);
9. пункта 2.2 при определении расстояния “от границы участка дошкольной организации до проезда” руководствоваться тем, что данное расстояние измеряется от границ дошкольной организации до городских улиц, межквартальных проездов и общегородских (районных) транспортных магистралей;
10. пункта 2.6 императивные положения данного пункта считать не относящимися к вновь строящимся дошкольным организациям;
11. пункта 3.1 учитывать, что сокращение площади озеленения на 25 – 30% допускается при размещении территории дошкольной образовательной организации в непосредственной близости от скверов, садов, парков и других зеленых массивов.
12. Абсолютные показатели, включенные в пункт 3.5, в зависимости от фактической плотности жилой застройки считать рекомендуемыми при условии соблюдения принципа групповой изоляции и обеспечении удовлетворения потребности детей в движении и соответствующем развитии. При применении указанного пункта возможно сокращение площади игровых площадок на 15 – 20%.
13. Положения первого абзаца пункта 3.6 считать общерекомендуемыми и подлежащими соблюдению в зависимости от географических и климатических особенностей соответствующего места нахождения дошкольной организации и применять с учетом продолжительности инсоляции групповых и физкультурных площадок дошкольных организаций, установленных СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 “Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных мест. Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий”.
14. Положения первого абзаца пункта 3.9 считать общерекомендуемыми и подлежащими соблюдению в зависимости от географических и климатических особенностей соответствующего места нахождения дошкольной организации. Учитывать, что для сложившейся и высокоплотной городской застройки крупных городов допускается уменьшать площадь навеса в расчете на одного ребенка на 20 – 25%.
15. При применении пункта 3.14 учитывать, что хозяйственная зона должна располагаться со стороны входа в производственные помещения столовой и не во всех случаях иметь самостоятельный въезд с улицы.
16. Соблюдение положений пункта 3.17 оценивать с учетом того, что допускается использование других специальных закрытых конструкций для сбора мусора и пищевых отходов, в том числе с размещением их на смежных с территорией дошкольной образовательной организации хозяйственных площадках жилой застройки.
17. пункта 4.1 нужно учитывать, что рекомендуемая вместимость дошкольных организаций в отдельно стоящих зданиях может превышать 350 мест;
18. пункта 4.2 исходить из того, что строительство одноэтажных зданий не запрещено требованиями данного пункта.
19. Положения пунктов 4.31, 4.33, 6.2, 6.14 считать относящимися к вновь строящимся дошкольным организациям.
20. При применении пункта 4.3 исходить из того, что переоборудование помещений физкультурных залов для устройства на их базе новых групповых ячеек возможно при условии наличия отдельного музыкального зала, который можно использовать как физкультурный зал.
21. Соблюдение требований пункта 4.6 оценивать в зависимости от фактического обеспечения кратности воздухообмена.
22. пункта 4.8 необходимо учитывать, что возможно оборудование единого входа в дошкольную организацию, без разделения на группы;
23. пунктов 4.10 и 6.10 иметь в виду, что площадь раздевальной не менее 18 кв. м относится к раздевальным полнокомплектных групп, а в малокомплектных группах детей различных возрастов – площадь раздевальной определяется из расчета 1,0 кв. м на 1 ребенка;
24. пункта 4.20 следует руководствоваться тем, что в существующих дошкольных учреждениях проведение медицинских манипуляций может осуществляться в организациях, имеющих лицензию на медицинскую деятельность;
25. пункта 4.25 не исключается возможность совмещения помещения моечной обменной тары для пищеблоков, работающих на полуфабрикатах. При применении пунктов 4.24 и 4.25 следует учитывать, что комната персонала, раздевалка, душевая и туалет для персонала, помещение для хранения уборочного инвентаря и приготовления моющих и дезинфицирующих растворов могут быть выведены за пределы пищеблока, для работников пищеблока могут использоваться служебные и санитарные помещения общего пользования персонала.
26. Положения пункта 4.21 следует понимать расширительно, в части возможности применения его к площади медицинских помещений.
27. Положения пункта 5.1 не запрещают использование для внутренней отделки помещений обои, которые допускают проведение уборки влажным способом и дезинфекцию.
28. пунктов 5.1 и 6.1 необходимо учитывать, что все строительные и отделочные материалы, а также детская мебель, поступающие в дошкольные организации, должны быть безвредными для здоровья детей и иметь документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность;
29. пункта 5.5 учитывать, что в групповых помещениях в качестве материалов для пола допускается наряду с использованием дерева (дощатые полы, которые покрывают масляной краской, или паркетные) применение синтетических полимерных материалов, безвредных для здоровья детей и допускающих обработку влажным способом и дезинфекцию;
30. пункта 6.15 следует руководствоваться тем, что в существующих дошкольных организациях при отсутствии спален по проекту или недостаточной площади имеющихся спальных помещений допускается организовывать дневной сон детей дошкольных групп в групповых на раскладных кроватях с жестким ложем или на трансформируемых (выдвижных, выкатных) одно-, трехуровневых кроватях.
31. Если в существующих дошкольных образовательных организациях имеются спальные помещения, предусмотренные проектом, то использование их в качестве групповых, кабинетов для дополнительного образования и др. не является безусловным нарушением положений пункта 6.16.
32. Пункт 6.18 необходимо применять с учетом того, что в ранее построенных объектах дошкольных организаций, где площадь туалетных помещений не позволяет установить умывальные раковины и детские унитазы в соответствии с установленными нормами, допускается использовать помещение в соответствии с проектом.
33. пункта 6.18.3 нужно исходить из того, что в туалетных старшей и подготовительной групп в умывальной зоне устанавливают умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей из расчета 1 раковина на 5 детей, 1 умывальную раковину для взрослых, детские унитазы или из расчета 1 унитаз на 5 детей;
34. пункта 6.24 учитывать, что в существующих дошкольных учреждениях допускается устанавливать шкафы для уборочного инвентаря вне туалетных комнат (положения данного пункта относятся к вновь строящимся дошкольным организациям);
35. требований пунктов 9.2 и 9.6 необходимо учитывать, что должны быть созданы условия для обеспечения дошкольной организации водой, отвечающей требованиям к питьевой воде;
36. пункта 10.3 необходимо иметь в виду, что для исключения травматизма под другим твердым покрытием может пониматься в том числе и резиновое покрытие;
37. пункта 11.1 следует учитывать, что к “иным приспособленным помещениям” относятся жилые квартиры; раздел XI не распространяется на группы сокращенного пребывания (8 – 10 ч); кроме того, пункт 2.2 не распространяется на раздел XI и относится только к отдельно стоящим зданиям дошкольных организаций.
38. Пункты 11.4, 11.5, 11.6 не предъявляют требования к наличию в помещениях для размещения групп кратковременного пребывания детей физкультурного зала и медицинского кабинета.
39. Пункт 11.9 не запрещает осуществлять питание детей в дошкольных учреждениях через комбинаты питания.
40. пункта 11.13 учитывать, что перечень лиц, которыми осуществляется на основании договора, в установленных законодательством случаях, медицинское обеспечение детей, посещающих группы кратковременного пребывания детей, семейные дошкольные группы и иные подобные им виды дошкольных организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, не является исчерпывающим;
41. пункта 12.5 учитывать, что он носит рекомендательный характер и продолжительность прогулки (ее запрет) определяется дошкольной организацией самостоятельно в зависимости от погоды и климатических особенностей региона;
42. пунктов 14.1, 14.2 в отношении малокомплектных дошкольных организаций (в том числе расположенных в сельской местности) следует исходить из того, что устройство и оборудование пищеблока предполагает наличие выделенных зон, позволяющих обеспечить санитарно-эпидемиологическое благополучие;
43. пункта 15.23 считать обязательным к исполнению запрет к использованию в детском питании синтетических ароматизаторов и красителей. При применении данного пункта необходимо учитывать, что техническим регламентом Таможенного Союза от 09.11.2011 № 880 “О безопасности пищевой продукции” не допускается использование ГМО в детском питании (пункт 1 статья 8).
44. Пункт 18.15 не запрещает родителям детей, посещающих дошкольную организацию, предоставлять оборудование для коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии.
45. Пункт 18.19 имеет рекомендательный характер в отношении химической чистки или обработки в дезинфекционной камере постельных принадлежностей.
46. При применении пункта 19.2.2 необходимо учитывать, что всех выявленных инвазированных регистрируют в журнале “Инфекционные заболевания” и проводят медикаментозную терапию силами медицинского персонала. При этом выявленных больных целесообразно отстранять от посещения дошкольной организации, а прием детей в дошкольные организации допускать при наличии медицинской справки, подтверждающей отсутствие инвазии ребенка.
47. Приложение 12 содержит примерные возрастные объемы порций для детей, которые носят рекомендательный характер.
48. При применении приложения № 15 в части кратности медицинских обследований, исследований руководствоваться приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н “Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда”.
49. Допускается использование групповых помещений в многофункциональном режиме, в том числе для проведения музыкальных, физкультурно-оздоровительных и других занятий.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО
Комментарии