search
Топ 10

Письмо президенту. Хотели не скандалить, а разобраться

Как мы и обещали читателям (см. информацию на сайте «Учительской газеты» http://ug.ru/news/7890), мы продолжаем разговор о ситуации, сложившейся в школе №91 города Воронежа. 13 педагогов этой школы написали открытое письмо губернатору Воронежской области Алексею Гордееву и Президенту РФ Владимиру Путину. Поводом к этому послужила слишком большая, по мнению учителей, разница между их реальными зарплатами и теми данными, которыми местные чиновники отчитываются перед главой региона, а тот соответственно перед президентом страны.

Содержание этого письма таково: «Мы, учителя МБОУ СОШ №91 города Воронежа, хотим обратить ваше внимание и разобраться в сложившейся ситуации, связанной с начислением заработной платы. После вашего постановления о повышении уровня заработных плат учителей до уровня средней з/п по промышленности в 2012 году, в 2011-2012 учебном году нам подняли зарплату на 25%, обосновывая это тем, что платят нам за заполнение электронного журнала. Но с 1 сентября 2012 года эту доплату со всех сняли, и каждый учитель потерял от 1500 до 5000 рублей. Вследствие чего уровень заработной платы снизился до 6000 рублей (за 18 часов без доплат) – 13000 рублей (за 32 часа с доплатами). Последовавшее за этим повышение в ноябре на 6% (на 300-500 рублей) выглядит просто смешно, если учесть рост цен на услуги ЖКХ, продукты, проезд и т. п. А ведь городские учителя по сравнению с сельским учителем никаких компенсаций за услуги ЖКХ не получают и продукты покупают на рынке и в магазине.Да и обещанное повышение на 13,8% в два этапа при нынешнем положении дел не даст существенной прибавки к зарплате. Даже не будучи математиком, можно подсчитать, что повышение зарплаты учителя высшей категории с 25-летним стажем, работающего на ставке или чуть больше, составит примерно 1000 рублей. Это никак не даст обещанного повышения до уровня средней зарплаты по промышленности. Таким образом, чтобы получать более или менее достойную заработную плату, учитель должен работать на двух ставках и брать все возможные подработки. Но у нас малокомплектная школа, количество детей составляет всего 486 человек, и большинство учителей имеют ставку или чуть больше.Стимулирующий надтарифный фонд у нас в школе практически не работает. Стимулирующие выплаты получаем в виде небольших премий 1-2 раза в год, и то не все. Директорам отдали на откуп распределение всех средств в школе. Поэтому на вопрос о выплатах слышим ответ, что в школе дефицитный фонд заработной платы, средств не хватает.Теперь о предстоящем повышении в 2013 году. Наши чиновники от образования в феврале отчитались о повышении средней зарплаты учителей региона до 21 тысячи рублей. Но уже март, но воз и ныне там, ничего не изменилось. Первая строка в квитках о заработной плате осталась неизменной, но получили наконец-то первую премию за четыре месяца в сумме 6400 рублей, хоть что-то увидели из стимулирующего фонда. Но как выяснилось, эта премия является доплатой к заработной плате в качестве ее обещанного повышения. И как объяснил нам директор школы, чтобы это требование выполнить, деньги снимаются с других статей расходов, в частности, оснащение школы новым оборудованием, мебелью и т. п. И в последующие месяцы нам также ежемесячно будут выплачиваться такие премиальные выплаты. Но разве это гарантирует, что мы их будем получать и далее. И не получится ли так, как в предыдущем случае, когда сначала дали, а потом забрали обратно, т. к. нашей школе не хватает фонда заработной платы. Хотелось бы разобраться в сложившейся ситуации и получить ответы на поставленные вопросы».Как только стало известно о письме-обращении, журналистам не меньше педагогов захотелось услышать ответы на «зарплатные» вопросы, и школа буквально прогремела: местные СМИ снимали телерепортажи, директор и педагоги давали одно интервью за другим, одновременно зачастили комиссии с проверками, приезжало городское и областное руководство. Учителя, явно не ожидавшие столь пристального внимания, говорили, что скандала не хотели точно, главной целью было разобраться и понять, почему так происходит и что теперь делать.Меня в этой истории особенно заинтересовало последнее: действительно, что делать таким школам, как 91-я, которые официально не считаются малокомплектными, но учеников в них не больше 500, а здание рассчитано на тысячу детей? Расположены они не в престижных районах, активно работающих управляющих советов и щедрых друзей-спонсоров у них тоже нет. Все это приводит к тому, что нормативное подушевое финансирование остается для учебного заведения единственным и причем очень слабым источником финансирования. И таких школ сегодня в Воронеже большинство. Не так давно руководитель Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Олег Мосолов на своей пресс-конференции сказал, что с января 2013 года должностной оклад каждого воронежского учителя увеличился на 40% по отношению к уровню 2012 года и что увеличение общего фонда оплаты труда через увеличение базового минимального оклада каждого педагога поможет сделать расчет заработной платы более прозрачным и понятным. Но, получается, вопросов меньше не стало.Еще одно из последних предложений – изменить саму систему распределения зарплатных денег в школах области, в частности, перенести надбавку за стаж работы из стимулирующего фонда в базовую часть зарплаты. То есть базовая часть вроде бы увеличивается. Но станет ли от этого больше зарплата – вопрос, особенно если общий фонд оплаты не меняется. Хотя по прогнозам, которые уже не раз озвучивал губернатор Воронежской области Алексей Гордеев, в 2013 году средняя зарплата учителя в области должна дорасти до 21-22 тысяч рублей. Официальные цифры прошлого года составили 19717 рублей, что даже на 500 рублей больше средней по региону.Почему же все эти замечательные новости минуют 91-ю школу, и только ли ее? Мы попросили руководителя Управления образования города Воронежа Константина Викторова прокомментировать письмо учителей:- В их обращении не все корректно изложено. 19200 рублей – такая средняя зарплата взята за январь-февраль с сайта КПМО, где ежемесячно отслеживается уровень средней заработной платы, а сведения подают сами школы. Там все открыто, и действительно, средняя заработная плата педагогов в Воронеже чуть более 20 тысяч рублей. Не намного, но больше 20 тысяч.- Константин Георгиевич, учителя говорят, что у них была надбавка в 25%, а с первого сентября 2012 года ее сняли, и каждый учитель потерял от полутора до пяти тысяч рублей. Существует ли эта надбавка в действительности и в каких школах города?- Надбавки и их размеры каждое образовательное учреждение принимает и утверждает самостоятельно. Как пояснял заместитель директора школы во время встречи, на которой я был, тогда в школе впервые вводили электронный журнал. И чтобы простимулировать людей, которые затрачивали дополнительное время на его заполнение, для них была установлена надбавка в 25%. Когда это стало единой обязанностью, надбавку сняли. Это решение школы.Но в этой школе есть другая проблема. В 2012 году из школы ушли 53 ученика, это больше чем два класса. И соответственно мы были вынуждены уменьшить размер субвенций на 51,5 тысячи рублей ежемесячно. У нас идет подушевое финансирование. Выплата заработной платы в школах осуществляется за счет субвенции, которая выделяется из областного бюджета, а мы выполняем функцию транзита. На счет управления деньги даже не поступают, а напрямую идут в образовательные учреждения. Законы, по которым начисляется заработная плата, положение об оплате труда, принимаются областным департаментом, дальше к нам это положение спускается, и мы там никаких особых изменений сделать не можем. Но школа может вносить свои изменения, особенно в части распределения стимулирующих выплат. – Много ли в городе школ-одиннадцатилеток с числом учеников менее 500? Наверняка они испытывают подобные трудности. – Таких школ много, как минимум половина. Но у нас есть целый ряд школ, где меньше 500 детей и нормальная заработная плата у учителей. Тут должно выполняться соотношение, определенное региональным и федеральным законодательством. Наполняемость в классе должна быть не менее 25 человек, соотношение ФОТ педагогического персонала и прочих работников должно быть 70 и 30%, и стимулирующий фонд от общего фонда оплаты труда должен быть в районе 30%. Если все это выполнено, то заработная плата будет достойной – 21428 рублей сейчас в среднем. Если какие-то из этих параметров недостаточны, происходит сбой, заработная плата уменьшается. Там, где параметры превышены, зарплата больше. – Один из вариантов помощи школе – разместить в ней дошкольное отделение. Как это поможет учителям? – Это даст дополнительное финансирование со стороны местного бюджета, например, на содержание технического или административного персонала. А у учителей появится дополнительная педагогическая нагрузка, они смогут подрабатывать. Но эта инициатива опять исходит от нас. Школа, педколлектив ничего сами не предложили. Когда им об этом говоришь, они возмущаются: «Мы что, должны ходить с транспарантом по микрорайону?» Должны ходить! А не смотреть молча, как от них дети уходят.- То есть вы не против, чтобы учителя обращались к вам со своей инициативой, которая помогла бы оживить работу в школе, привлечь учеников? – Мы настаиваем на этом. Есть много возможностей зарабатывать дополнительные средства. Например, рядом с 91-й школой находится «Реальная школа» Аллы Васильевны Золотаревой. Это известное на весь город учреждение допобразования, они открыли свои филиалы уже и в Масловской школе, и в школе №10, а в соседней 91-й уже давно можно было бы это сделать, если бы учителя захотели. И сразу появились бы дополнительные возможности для заработка и дополнительные рабочие места. Мы продолжаем следить за ситуацией с зарплатами педагогических работников. Внимательно изучаем реальное положение дел в этой сфере, пытаясь оценить, что на самом деле изменилось и как это отразилось на вас, наши читатели. Как видите, темы для разговора из номера в номер не иссякают. Это говорит о том, что нерешенные проблемы пока еще есть. Но есть и победы, и достижения, и удачные попытки отстоять свои права, нередко видна и хорошая, слаженная работа управленцев на всех уровнях образования. А это значит, что государство пытается оценить по достоинству ваш нелегкий педагогический труд. Однако сегодня в рубрике «Зарплата» вас, к сожалению, ожидает невеселый рассказ.КомментарийТамара БИРЮКОВА, председатель Воронежского обкома Профсоюза работников народного образования и науки РФ:- Ситуация, сложившаяся в школе №91 города Воронежа, характерна для малочисленных школ не только Воронежской области, но и всей страны. Жалобы в Воронежский обком Профсоюза работников народного образования и науки РФ поступают из многих малочисленных школ. Проверки в преобладающем большинстве случаев показывают, что нарушений с начислением и выплатой заработной платы нет. Вся беда в том, что все школы области, за исключением сельских малокомплектных, сегодня финансируются по нормативно-подушевому принципу. Но «нормативных» средств на полноценное существование школе хватает только в том случае, если в ней около тысячи учеников. В малочисленных школах, наполняемость которых вдвое меньше, зарплата учителей маленькая, несмотря на то что в них уже произведены сокращения таких необходимых специалистов, как педагоги-психологи, социальные педагоги, вожатые, логопеды. Все это свидетельствует только о том, что принцип нормативно-подушевого финансирования себя не оправдал и от него нужно отказываться. Нужно возвращаться к финансированию исходя из типовых штатных расписаний и базовых ставок, одинаковых для образовательных учреждений одного статуса.Первые шаги в этом направлении сегодня уже сделаны Департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области. К сожалению, город Воронеж – единственный муниципалитет, который отказался выполнить рекомендацию областного Департамента образования по увеличению с 1 января 2013 года базовой ставки учителя до 8144 рублей. Ставка в воронежских школах до сих пор остается на уровне 6212 рублей.В Указе Президента РФ Владимира Путина от 7 мая 2012 г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» говорится, что средняя заработная плата педагогических работников должна быть доведена до уровня средней заплаты в регионе. Считаем, что это некорректный подход, потому что именно им обусловлены основные учительские обиды. Один учитель работает на ставку, другой на две. В одной школе за работу на две ставки учитель получает меньше, чем учитель другой школы за работу на одну ставку. А среднерегиональный показатель по учительской зарплате получается высокий. Поэтому необходимо до средней заработной платы в регионе доводить уровень зарплаты учителя на ставку. Это было и остается основным требованием нашего профсоюза. От автораЕще одно решение, которое поможет улучшить ситуацию в школе №91, было принято буквально на днях. Границы микрорайона школы решено расширить, что привлечет в нее новых учеников.Воронеж

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте