Самая большая почта – на конкурс “Сто друзей”. Огромные плакаты, иногда бандероли, самодельные конверты. В них – самое дорогое, “интеллектуальная собственность”. Впрочем, не только. И жар души, и мучительные раздумья, и поиски своего места в жизни – все отражается на страницах конкурсных работ. Много было передумано, нажито. Потому и не годятся стандартные конверты…
Но есть и другие письма – робкие, тонюсенькие. Это вопросы. Имеет ли право завуч ставить три “окна” подряд? Где найти нужную программу по предмету? Будут ли, наконец, стандарты? Читатели стесняются спрашивать – видимо, “на местах” никто их сомнения разрешить не смог. Так найдет ли газета время и место для ответов?! Обязательно! Сегодня в диалоге с читателями – работники Минобразования, педагоги столичных школ. Пожалуйста, спрашивайте и впредь. Четвертой власти – прессе – приятно услужить читателю.
И, наконец, последняя категория писем. Это отклики на публикации материалов в “Методической кухне”. Нас поправляют. Усовершенствуют. Нами восхищаются. Предлагают ту или иную тему рассмотреть под иным углом (разумеется, более острым). “Чему и как учить?” – этим вечным вопросом задается заслуженный учитель России А.Н.Смоляков из Ставропольского края. Александр Николаевич замечает: “Ребенок, оставленный на второй год, лучше не учится”. И далее: “Не пора ли прекратить выдавать липовые аттестаты ученикам, которые не знают таблицы умножения?” А наш читатель из Башкирии З.Д.Сафаргалиев обращается в своих письмах к алогизмам в учебниках русского языка. Важная проблема! Заки Дустиевич внимателен, чуток к русскому слову; несомненно, любовь к языку останется у его учеников навсегда. Как и любовь к физике у ребят, которых учит В.Л.Михайлов из Татарстана. Он прислал в редакцию описание методического приема, позволяющего сэкономить время на уроке и облегчить нелегкий ученический труд. Много таких писем. Очень небольшая часть “Обратной связи” сегодня представлена на этой странице.
Письма всякие нужны. Письма всякие важны… Пишите! Вас прочтут и вам ответят.
Отдел школ
Математика
“Один да один – два; два да два – четыре; мне ненавистно было тянуть эту песню…”, – так вспоминал свою школу великий богослов и философ Блаженный АВГУСТИН.
Написал он это 16 веков назад… Сегодня в троллейбусе я увидел на рюкзачке маленькой девочки значок с надписью: “Я люблю литературу!”
– А математику? – спрашиваю ее. Последовала гримаска. Что же изменилось для многих наших детей за 16 веков? Для многих детей – ничего: как бубнили, так и бубнят:
– Один да один – два. И так далее.
Как-то минувшей осенью я встретился на бульваре Победы со стайкой первоклассников и спросил:
– Как вы считаете, ребята, почему 7 больше, чем 5?
Ответы были разными:
– Потому что 5 меньше 7! Потому что вообще так в природе! Потому что от 7 можно отнять 5 – ну и еще тому подобные ответы. Говорю им, что один из ответов мне немного понравился. Они вопросительно смотрели на меня.
Садимся на корточки. Рисую на асфальте ведро и стакан с водой.
– Можно ли стакан воды налить в ведро? А ведро воды – в стакан?
Тут наперебой последовали их решения:
– Потому что 5 входит в число 7, а 7 не войдет в 5!
– Молодцы! – говорю им, – а еще почему? Вы умеете считать до 10?
Они даже не ответили на столь оскорбительный вопрос.
– Ладно, – говорю, – давайте нарисуем этот ряд чисел в зависимости от их величины. Стали рисовать друг за другом:
-, -, -, —
1, 2, 3, 4 и так далее.
Посмотрев на эти графы, дети моментально сказали:
– 7 больше 5, потому что находится правее от начала натурального ряда!
Дети в раннем детстве, в два-три года, прекрасно могут делить: они делятся конфетой, откусывая кусочек для товарища, четко понимая, что часть меньше, чем целое. Они прекрасно понимают, что значит “равные”, а ведь именно отсюда родом понятия “больше”, “меньше”.
Дети легко сообразят, что “больше” – это столько же и еще кусочек, а “меньше” – это столько же, но без какой-то части.
В школе же детям забивают головы ужасным правилом:
– Если “на”, то прибавляй или отнимай, а если “в”, то умножай или дели.
От подобного хлама болели головы у детей много веков назад, болят и теперь.
Несколько слов о современных учебниках. Они как бы соревнуются в вербализме, косноязычии правил, перепутанницей теорем, уходом от “письменной” математики. Ведь был же отличный учебник, написанный орловским математиком Киселевым! Добавьте к нему векторы и… получится прекрасная книга для детей.
Ну да шут с ними, с этими учебниками! Нужна хорошая психология! Так что читайте Выготского, который дал педагогам – учение о зонах актуального и ближайшего развития ребенка. И тогда ненавистная песня смолкнет…
Яков ЮДИЛЕВИЧ,
заслуженный учитель России
Орел
В “Учительской газете” ? 30 от 29.07.97 опубликована статья В.Зайцева и И.Богдана и др. о “зонах повышенного внимания учителей”. Хочу развить предложенную идею.
1. Составление диагностической таблицы
По результатам четверти в компьютер с использованием электронных таблиц заносится полная ведомость успеваемости учащихся. По вертикали список класса, в горизонтальных рядах в первой строке названия предметов и фамилии учителей, затем ведомость оценок каждого учащегося по всем предметам. Это исходная таблица.
Далее в колонке справа вычисляется средний балл успеваемости. Список ранжируется. Появляется стимул для повышения успеваемости.
Следующим шагом является вычисление в строчке внизу таблицы суммы баллов по каждому предмету. Проведение ранжирования по убыванию позволяет расположить предметы в порядке возрастания их сложности в конкретном классе.
В полученной таблице закрашиваются светлым тоном все отметки “4” и “5”. Темным тоном закрашиваются оценки “2” и “н/а”. (Таблица 1). Для получения данных по работе учителей в низу всей таблицы высчитываются по предметам процентные соотношения оценок и строится столбчатая диаграмма, характеризующая их распределение. В таблице определяются “зоны повышенного внимания”. Очевидно, что если ученик имеет “4” и “5” по более сложным предметам и “3” по более легкому, то эта оценка может быть исправлена.
2. Механизм коррекции успеваемости
– повышение числа “4” и “5”
С таблицей ознакомлены и работают классный руководитель, учителя-предметники, ученики и их родители. Таблица постоянно вложена в классный журнал.
Совместно выбираются и отмечаются “крестиком” оценки “зоны повышенного внимания”, и начинается работа по их улучшению: более частый опрос, специальные задания, внимание родителей к занятиям по этому предмету.
– уменьшение числа двоек
Неоднократно проведенный анализ четвертных оценок в различных школах города показывает, что, несмотря на устойчивый процент двоек по каждому предмету, число учеников, имеющих двойки по одному и более предметам, постепенно увеличивается с 5-го к 9-му классу. Причем многие школьники имеют двойки по одному предмету. Даже при отсутствии всякой дополнительной работы сам факт наличия мониторинга и его визуализация приводят к уменьшению числа двоечников.
Предварительная опытная апробация метода в школе ? 73 Ростова-на-Дону в параллели 8-9-х классов дала уменьшение числа двоечников в среднем на 13% и повышение качества знаний на 11%.
А.ПЕТИНА,
учитель информатики средней школы # 73
Ростов-на-Дону
Комментарии