Несколько месяцев он тяжело болел, то ложился в клинику, то выписывался, последние четыре дня находился в коме. Внучка писателя Антонина сообщила, что прощание состоится в Москве, но похороны пройдут в Иркутске, где у него был второй дом.
Распутин родился 15 марта 1937 года в селе Аталанка Усть-Удинского района Иркутской области в крестьянской семье. Подростком вынужден был жить один в пятидесяти километрах от дома, где находилась средняя школа, впоследствии описал это время в рассказе \”Уроки французского\”.
Окончив в 1959 году историко-филологический факультет Иркутского университета, работал корреспондентом молодежной газеты, в 1961 году опубликовал первый рассказ \”Я забыл спросить у Лёшки\”. С 1966 года – профессиональный литератор. Своими главными учителями считал Достоевского и Бунина.
Творческий расцвет Распутина пришелся на 1967-1985 годы. Наиболее известные произведения – \”Деньги для Марии\”, \”Последний срок\”, \”Уроки французского\”, \”Живи и помни\”, \”Прощание с Матёрой\”, \”Пожар\”. Последняя книга \”Дочь Ивана, мать Ивана\” издана в 2004 году.
Герой Социалистического Труда (1987), кавалер многочисленных орденов, трижды лауреат Государственной премии (1977, 1987, 2012).
Валентин Распутин пережил тяжкие личные трагедии: в 2006 году погибла в авиакатастрофе его 35-летняя дочь Мария, по профессии музыкант-органист, в 2012 году скончалась супруга Светлана Ивановна. 54-летний сын Сергей преподает английский язык.
Валентин Распутин был младшим по возрасту представителем открытого главным редактором \”Нового мира\” Александром Твардовским и завоевавшего в 1960-х, 1970-х годах большую популярность литературного направления \”деревенской прозы\”, к которому относились также Виктор Астафьев, Василий Шукшин, Федор Абрамов, Владимир Солоухин, Борис Можаев, Виль Липатов, Виктор Лихоносов, Владимир Чивилихин (последнего Распутин называл своим крестным отцом, поскольку именно он, прочитав очерки начинающего автора, открыл ему дорогу в большую литературу).
Старшие собратья Распутина по перу пережили детьми сталинскую коллективизацию и горько оплакивали разрушенный ею мир размеренной жизни, физического труда, близости к природе, традиционной морали, крепких многочисленных семей и затопленных рукотворными морями церквушек.
\”Деревенщики\” не вступали в конфронтацию с советской властью, но их моральные и эстетические пристрастия были очевидны. Они скептически относились к интернационализму, находили индустриализацию и урбанизацию разрушительными, городскую цивилизацию безнравственной, осуждали бывших крестьян, подавшихся в город за лучшей долей, и видели идеал в деревенских старухах, безропотно сносивших непосильный труд и бедность, а теперь доживавших век на опустевшей и пришедшей в упадок \”малой родине\”.
Хотя их творчество не вполне укладывалось в идеологическую ортодоксию, они исповедовали не либерально-западнические, а консервативные и общинно-коллективистские ценности, поэтому партийная цензура относилась к ним терпимо, тем более, что личный жизненный опыт многих руководителей той эпохи совпадал с опытом \”деревенщиков\”.
Представители \”городской прозы\” иронизировали над коллегами, которые, по их словам, потратили первую половину жизни на то, чтобы вырваться в город, а вторую на то, чтобы рассказывать, как хорошо и правильно жить в деревне.
Голосами писателей-\”почвенников\” напоследок поведала о себе безвозвратно ушедшая старая русская деревня, иначе канувшая бы без следа, как Атлантида.
С началом перестройки Валентин Распутин активно занялся общественной деятельностью и публицистикой, стоя на антилиберальной платформе и после фактического раскола Союза писателей СССР примкнув к направлению, группировавшемуся вокруг журнала \”Наш современник\”.
На XIX Всесоюзной партконференции он сравнил перестройку с самолетом, который взлетел и теперь неизвестно, где сядет, вызвав резкую отповедь сторонника рыночных отношений врача-офтальмолога Святослава Федорова. На I Съезде народных депутатов СССР заявил, что на фоне роста национализма в республиках Россия тоже имеет право обособиться и думать исключительно о себе.
В 1989 году Распутин подписал опубликованное в \”Правде\” коллективное письмо против журнала \”Огонек\”, в 1990-м \”Письмо 74-х\”, авторы которого утверждали, что \”под знаменами \”демократизации\” и \”строительства правового государства\” происходит беспримерная во всей истории человечества массированная травля, шельмование и преследование коренного населения страны\”, в июле 1991-го – \”Слово к народу\”, позднее названное \”духовным манифестом ГКЧП\”.
Несколько месяцев он состоял в Президентском совете при Михаиле Горбачеве, но впоследствии заявил, что был \”бесплатным приложением\” и стыдится, что туда пошел.
Писатели-\”деревенщики\” тоже разошлись по разным лагерям. Если Астафьев и Солоухин в конце жизни стали убежденными антикоммунистами, то Распутин поддерживал Геннадия Зюганова, защищал Сталина и называл либералов \”инославной шарашкой\”.
Он также сблизился с православной церковью, с 2010 года входил в состав Патриаршего совета по культуре, содействовал изданию религиозно-патриотической газеты \”Литературный Иркутск\”.
Как сообщает \”Русская служба новостей\”, последним политическим выступлением Валентина Распутина стало подписание 30 июля 2012 года открытого письма под названием \”Молчать не позволяет совесть\” в поддержку уголовного преследования участниц группы Pussy Riot. Авторы критиковали не только самих панк-феминисток, но и тех, кто за них заступался, назвав последних соучастниками \”грязного ритуального преступления\”.
Вместе с тем, в одном из интервью в августе того же года Распутин сказал, что считает присужденный девушкам тюремный срок чрезмерным.
\”Сам Путина не люблю, об этом все знают, я не путинец, но не надо путать православную церковь, храм, синагогу, мечеть и папу Римского, Италию, Англию и т.д. Вот идите на Красную площадь и орите там против Путина\”, – пояснил он свою позицию.
По информации www.bbc.co.ukФото irkipedia.ru
Комментарии