Задание – ответственное… решение – развернутое… край – необъятный… Ну а если – подросток? Подросток, конечно же, – трудный! И нынешний особенно трудный: груб, ленив, ничего святого для него нет, а половина вообще – правонарушители! Кто хочет еще добавить? Только, пожалуйста, не все сразу. Давайте, товарищи, в очередь, чтобы порядок был…
Сколько ни ругай, сколько ни поноси трудного, очень трудного подростка, да к тому же еще и акселерированного, все равно нам – благоразумным и благополучным, утихомиренным и благонадежным взрослым – сдавать свою вахту ему. И тут никуда не денешься – чуть раньше или чуть позже именно эти, сегодняшние «трудные» будут и министрами, и мастеровыми, и Архимедами двадцать первого века. И уж они, а не мы, перекроят этот век по своим понятиям, взглядам и вкусам!..
Только по одному этому соображению, я думаю, надо попытаться понять, чем же недовольны подростки, чего они от нас ждут, о чем мечтают?
Мы взвинтили темп жизни, мы увеличили поток информации, мы ввели всеобщее среднее образование молодежи, мы изменили, если только позволительно так сказать, условия созревания личности – ускорили их, и мы же не отказались от многих своих устаревших «установок»…
Двадцать лет назад толковали своим чадам: «Учись, Ваня, учись, сыночек, а то в институт не попадешь…». И нынче продолжаем уверять молодых (как по инерции): без вузовского диплома хорошей жизни не бывает. Хотя сами точно знаем – и половине наших детей не только не кончать, а и не начинать в институте…
А ведь подросток чувствителен к малейшей фальши, слушает и теряет в нас веру. Говорят одно, думают другое – это мы, это он про нас – пап, мам, бабушек и дедушек…
Будем откровенны: мы рискуем потерять контакт с подростком, лишиться его доверия. Рискуем потому, что постоянно, сами того не замечая, порой не уважаем его. Кормим, одеваем, учим, лечим, а уважать не считаем обязательным… Вот когда вырастет! А тогда может оказаться уже и поздно…
Я думаю, если мы рискнем и всем нашим мальчишкам и девчонкам выдадим некоторую долю уважения авансом, поставив условием: вот вам наше уважение, а вы отрабатывайте – мы не прогадаем… Только не надо этот аванс превращать в игру, давайте рисковать всерьез, как приходилось представителям моего поколения рисковать на войне, отправляясь в неразведанные тылы, совершая партизанские рейды…
Не следует понимать меня превратно. У нас ведется большая работа в пользу и в интересах подростка. Здесь я хочу сказать о том, что можем и, думается, должны сделать мы – литераторы, работающие в детских и юношеских издательствах.
Надо создать новые специальные книги для подростков, в первую очередь энциклопедические: сжатые по форме, плотно начиненные информацией, яркие по оформлению, словом, такие книги, чтобы они сами, как говорится, в голову лезли! И выпускать такие книги надо массовыми тиражами, чтобы каждый парнишка и каждая девчушка, подрастая, могли получить деловые, точные, полезные сведения о той области жизни, сфере деятельности, в которых они собираются искать себе применение. Надо признать, что дело профессионального ориентирования подростка пока еще поставлено у нас весьма и весьма слабо, кустарно. А надобны тут и полет, и вдохновение, и талант.
Нам нужны занимательные и вместе с тем вполне практически приложимые к делу самовоспитания книги. Нужны – до слез!
Сколько писем приходит: «Помогите воспитать в себе сильную волю… Как исправить характер: я очень упрямый… Мне необходимо срочно избавиться от трусости. Я очень хочу быть смелым, только не знаю, что для этого надо делать…». Только вдумайтесь в эти строчки, товарищи! Закройте глаза и постарайтесь вообразить себе мальчишек и девчонок, посылающих эти свои SOS в никуда, к людям вообще, к незнакомым взрослым, и я уверен, что наши категорические минусовые оценки современных подростков непременно смягчатся, а в душу закрадется тревога и ощущение собственной нашей вины: что-то мы упустили, где-то отмахнулись, когда-то прошли мимо…
Я уверен, однако, что подростку очень нужны совершенно особенные книги, которые отвечали бы на его капитальные, лобовые вопросы: «Что такое совесть?», «Как понимать долг перед старшим?», «Что такое ханжество?», «Почему отвратительна ложь?»… Конечно, обо всем этом толкует художественная литература, все эти вопросы из разряда «вечных». Отвечать на них непросто. И все-таки, я убежден, подростку нужна книжка, построенная приблизительно так: вопрос – ответ – пример. Это должна быть динамичная, искренняя книга, не просто излагающая основы нравственного кодекса, а, что называется, сражающая наповал своей бескомпромиссностью и убедительностью.
И еще одна область, освоение которой не вызывает, казалось бы, никаких возражений, но тем не менее до сих пор почти не затронутая. Я имею в виду книги о половом воспитании. Практически в обиходе такой литературы нет. Насколько мне известно, разговоров ведется много, все «за», а открытую, доступную всем подросткам книгу такого толка взять негде. А сколько бед, сколько изломанных судеб, сколько преступлений совершается от одной только необразованности в этой области! Такая литература нужна нам как хлеб, как воздух, как глоток свежей воды. Знаю, никто мне не возразит, никто не скажет: да бросьте, никому это не нужно. Поэтому не буду ратовать за идею, а попробую предложить чисто практический ход: может быть, надо создать такую книгу коллективно, в соавторстве врача, психолога, педагога, писателя.
И еще об одном писательском долге.
Книга для детей о детях – явление обычное (может быть, таких книг тоже не хватает, но это другой разговор), книга детям о взрослых не столь популярна, но в принципе тоже существует. А вот книг о детях – взрослым, таких книг почти нет, и это – беда! Большая наша беда!
Подумайте только, в школе, позже в техникуме или институте нас обучают грамоте, математике, черчению, физкультуре, сопротивлению материалов, пению… чему угодно еще, только не искусству воспитания наших собственных будущих детей. А ведь каждому очевидно – большинству инженеров, поваров, механиков, ткачих и прочая и прочая на роду написано быть не только специалистами своего дела, но еще и мамами-папами.
Нам нужны мамы-папы со знаком качества! И для этого их необходимо заранее обучать, воспитывать и просвещать.
Первой ступенькой такого образования – «на родителя» должна, я думаю, стать особая массовая книжечка, издаваемая предпочтительно в виде брошюры, распространяемая по всей стране от края до края.
И надо рассказать в этих брошюрах не только о том, как мыть, пеленать, приучать к горшочку, ставить на ноги младенца, но и излагать основы воспитания, давать практические советы в области общения с ребенком, формирования его личности. Переделывать всегда труднее, чем с самого начала делать так, как надо, – это известно всем. Однако сколько труда тратится на перевоспитание подростка только потому, что он с первых своих шагов на земле не должным путем направлен, ориентирован!
Все, что я бегло изложил в этих заметках, – результат общения с мальчишками и девчонками, в том числе и с трудными. Ребята ждут нашего участия в их делах. Участия деятельного и деликатного, умного, не разрушающего иллюзии их полной независимости, а главное, участия справедливого!
А что – если?
Если мы не перейдем от слов к делу.
Если мы не подымем в атаку против зла добро.
Нам очень нужно атакующее добро – и в литературе, и еще больше – в жизни наших школ, спортивных коллективов, ребячьих клубов – всех подростковых сообществ.
А для начала, может быть, есть смысл публично и широко поспорить вот на такую тему: а чего он ждет от нас, наш трудный, наш непутевый, наш дорогой товарищ Подросток?
Сажаем лес. Лариса КОЛЕСНИКОВА и Ольга КУЧУМОВА. «УГ» от 25 июня 1977 года
Комментарии