Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Событие недели

PISA-2018: что показало международное исследование

Учительская газета, №50 от 10 декабря 2019. Читать номер
Автор:

Федеральный институт оценки качества образования опубликовал итоги международного исследования качества образования PISA-2018, в котором участвовали 15‑летние школьники из 80 стран. Россия уступила свои позиции по сравнению с 2015 годом. По читательской грамотности наша страна спустилась с 26‑й на 31‑ю строчку, по математической – с 23‑й на 30‑ю, по естественно-научной грамотности – с 32‑й на 33‑ю. При этом в 2015 году наши школьники, напротив, существенно улучшили свои результаты по сравнению с предыдущим циклом исследования 2012 года. C чем связан нынешний спад и сможет ли Россия к 2024 году добиться цели, заявленной президентом, – войти в десятку лучших стран по качеству школьного образования?

Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке, координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям»:
– Не всегда простое сравнение отдельных позиций в рейтингах дает точную оценку. Эксперты PISA отнесли Россию к успешной группе стран, поскольку у нас произошли положительные изменения не менее чем в двух образовательных областях. Что касается зафиксированного спада, в исследование PISA в 2018 году были включены задания нового типа – ин­терактивные задачи по читательской грамотности. Появились задания с гипер­ссылками, требующие помимо собственно навыков чтения умения работать в цифровой среде. Появились задания по работе с противоречиями в тексте, по оценке качества и надежности информации. С такими задачами наши школьники работают не так часто, и обновление содержания образования, как и цифровизация, является одной из точек роста для российской школы в целом. Барьеры, которые нужно преодолеть на пути повышения качества образования, очевидны. В 2016 году наши четвероклассники заняли первое место в исследовании PIRLS, проверяющем, как школьники читают и понимают тексты. А в 2018 году наши подростки занимают только 31‑ю строчку по читательской грамотности в рамках PISA. Эффективность работы с текстами в основной школе у нас начинает резко «проседать». К этому ведет в том числе перегруз школьников среднего звена, падение мотивации к учебе. За прошлый год с 35 до 28% снизилась доля ребят 13‑18 лет, которым нравится учиться в школе. Почти половине школьников не хватает интересных уроков. Это показывают результаты опроса 2,5 тысячи школьников, проведенного ОНФ и фондом «Национальные ресурсы образования». Только четверть учителей уверены, что владеют всеми технологиями, требуемыми для реализации современных образовательных стандартов. Нужно обеспечить резкий рост педагогического профессионализма, и на это в том числе направлен нацпроект «Образование». Результаты PISA-2018 не ставят крест на наших перспективах попадания в десятку лучших школ в мире. Достижение цели возможно, если мы каждый день будем работать над повышением качества школьного образования.

Наталья ГАЙВОРОНСКАЯ, директор образовательного центра «Лидер», г. Бобров, Воронежская область:
– Прежде всего хотелось бы сказать, что объективность оценивания смущает, чем-то эти исследования все равно напоминают «среднюю температуру по больнице». У нас есть сильные школы, а есть – не очень. У первых наверняка результаты отличаются от тех, что показаны нам в исследовании. Второй момент – то, что оценивание проводится среди пятнадцатилетних подростков. Это сложный возраст, когда еще нет ответственности за свой выбор и нацеленности на итоговый результат. В то же время дети разные, параллель 2015 года может сильно отличаться от своих ровесников в 2018‑м, эти моменты тоже могут влиять на результат. В любом случае я считаю, что у нас есть все шансы, чтобы достичь поставленной цели – войти в десятку лучших стран по качеству образования. Мы стремимся к этому и видим, что меняются подходы, мы чувствуем помощь. Это и повышенное внимание к проблемам образования, и увеличение финансирования. Вкладываются средства в развитие современных компетенций, IT-технологий, биотехнологий, развитие дополнительного образования в школах в том числе. Одним словом, движемся в правильном направлении.

Павел КУПОРОСОВ, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Выездновской средней школы, Арзамасский район, Нижегородская область:
– С чем связан нынешний спад, не могу сказать. Одну причину, думаю, никто не назовет, уж очень много факторов влияет на качество образования. В первую десятку к 2024 году, на мой взгляд, не вой­дем. Качество школьного образования определяется профессионализмом педагогов, которые работают в школе. Учительство стремительно стареет, а молодое поколение в школу не идет. Проблема «двойного негативного отбора» никуда не ушла. Уже сейчас сельский директор вынужден брать на работу хоть кого-нибудь с дипломом, чтобы закрывать дыры в штатном расписании. А заслуженные и опытные педагоги вынуждены работать на 1,5 ставки и более, что ускоряет процесс их профессионального выгорания. Скоро в школах (пожалуй, за исключением Москвы) работать будет некому.

Елена МОТРИЙ, директор школы №8, Кондопога, Республика Карелия:
– Беда в том, что у нас не успевают оценить и отшлифовать результаты одной модернизации, как начинают новую. Перешли на новые ФГОС, не успели отработать – вновь стандарт меняем. Он вроде един, но возможности регионов и центра, как расстояние от Луны до Марса. У нас только от деревянных уличных туалетов избавляются, а Москва по новейшим технологиям работает. Единый стандарт, извините, требует более-менее равных вложений. Какое вложение – такой и результат. И еще одна беда: за последние пять лет образовательный процесс превратился в механизм по натаскиванию к ГИА и ВПР. Если все останется в том же формате, результат будет еще ниже. Может, стоит ознакомиться с системой образования тех стран, что в начале списка, понять, что лежит в основе их успеха?

Марк АГРАНОВИЧ, директор Центра мониторинга и статистики образования Федерального института развития образования РАНХиГС:
– Сравнивать места в рейтингах с разным количеством и составом участников некорректно. В крайнем случае можно сопоставить места России в PISA-2018 и PISA-2015 по одинаковому набору участников. По указанным выше причинам говорить о спаде или, наоборот, подъеме без дополнительных расчетов нельзя. Все зависит от методики расчета. Если просто сложить места или средний балл во всех исследованиях качества образования (PIRLS, TIMSS, PISA), то Россия или попадает, или очень близка к десятке.

Елена ТИМОФЕЕВА, учитель математики, Великий Новгород:
– Разгадка в том, что перечисленные показатели никак не пересекаются в системе ЕГЭ. Тому, кому для поступления в вуз нужна математика, не пригодится литература, поэтому художественных книг он не читает. Те, кто читает книги, не интересуются математикой. И обеим этим категориям совершенно не нужны для сдачи ЕГЭ естественные науки. Страшно звучит, но это действительно так. Мы растим митрофанушек в одной сфере и Ньютонов в другой. Нет, я не верю, что к 2024 году мы войдем в десятку лучших по качеству школьного образования. Особенно слабым звеном считаю читательскую грамотность. Если в старших классах дается всего один час на литературу, а ребенку предмет «Литература» не нужен для вуза, он задаст резонный вопрос: а зачем тратить время на то, что не ценит сама школа?


Комментарии

Будете ли вы использовать в работе “образовательный интернет”, созданный Минпросвещения?
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt