Рассказывая об опыте работы пионерской организации, о прошлом, я надеюсь, что кто-нибудь сможет пойти по нашему пути! И, может быть, детство нескольких сотен мальчишек и девчонок будет лучше – интереснее, полезнее…
Немного истории
Наш пионерский коллектив создан давно, еще в 1986 году. В декабре мы отмечаем 37‑летие. Однако жизнь пионерская была непростой, но есть о чем рассказать, о чем попечалиться и чем вновь гордиться.
Когда в декабре 1990 года на последнем слете пионеров Гагаринского района города Москвы было предложено распустить пионерию района и создать «что-то детское», наши пионеры, удивленно расширив глаза, сказали: «А зачем? Нам ведь и в пионерии хорошо! Просто работать надо интересно, вот и все!» Вот так мы и остались единственным на Западе Москвы пионерским коллективом. В октябре 1990‑го, когда 10‑й Всесоюзный слет пионеров реорганизовал Всесоюзную пионерскую организацию в Союз пионерских организаций – Федерацию детских организаций СССР (СПО-ФДО), многие учителя решили, что это роспуск пионерии, и поспешили объявить об этом ребятам в своих классах. Пришлось бегать по классам и объяснять, чем отличается роспуск от реорганизации. Но в результате из 23 отрядов-классов осталось 5.
В работе решено было применить форму работы «историческое открытие» – система пионерских форпостов в школах 20‑х годов прошлого века.
Как работает современная пионерская организация?
Пионерские отряды формируются только из числа добровольцев. Чтобы стать пионером, надо пройти занятия ШБП – школы будущего пионера: изучить историю организации, ее новые законы, обычаи, заповеди пионерской жизни и на практике принять участие в пионерских выездных и школьных делах.
Пионерия выстраивает со школой партнерские отношения, при которых школа предоставляет помещение для работы и принимает при необходимости на работу руководителя организации в качестве педагога дополнительного образования.
Но при этом пионерский отряд работает по своему уставу, имеет собственный план работы. Взаимодействие со школой выстраивается исходя из возможностей (уровня подготовки) пионеров. И через некоторое время новая философия воспитания, внедряемая сейчас, дополняется системной воспитательной работой – работой, которая учитывает желание и возможности ребят, дает возможность пионерскому самоуправлению самостоятельно подготовить и вести свои направления работы для школьников, а то и вместе с ними.
Пионерия и федеральные проекты
При проведении «Разговоров о важном», связанных с героями Отечества или значимыми событиями истории страны, пионерская организация организует еще несколько дел по поиску дополнительных материалов и сведений о герое или событии, туристские походы на места событий, экскурсии в музеи или к памятным местам. Уже более 60 лет в Московской городской пионерской организации проводится операция «Рубеж Славы». В период с октября по декабрь, в день начала контрнаступления войск РККА в битве за Москву, ребята выходят в походы на бывшую линию обороны города.
Интересным видом работы является и фотоакция Московской городской пионерской организации «Связь времен. Москва», когда участники акции выезжают на места, изображенные на фотографиях военной Москвы, и стараются сделать современный снимок с того же места, найти материалы о событии, связанном с изображением, и потом с помощью фотомонтажной программы объединить военный и современный снимки.
Конечно, если внимательно посмотреть, пионерские формы воспитания никуда из школы не ушли. Только сейчас они воспринимаются многими как открытие, как некое ноу-хау. Например, самоуправление класса с временным (дежурным) командиром, формы проведения линеек и иных традиционных мероприятий, да и календарь воспитательной работы школы, пусть и в переименованном виде, остается практически неизменным скаутский метод.
Пионерская организация, применяя скаутский метод (в светском его виде), обучает каждого пионера обязательным «пионерским специальностям» и специальностям «по выбору». Для получения практических навыков пионеры выходят в классы, проводят там игровые перемены, викторины, конкурсы. А с ребятами постарше организуют походы-однодневки с туристскими обучающими программами, познавательными конкурсами. Есть в программе «Музеи. Парки. Усадьбы» удаленные от Москвы объекты. Можно, конечно, заказать автобус и приехать, например, в Дом-музей М.М.Пришвина или усадьбу Мураново. А можно организовать однодневный или даже двухдневный поход, конечной точкой которого станет тот самый музей или усадьба, где ребята получат еще массу навыков и умений по самоуправлению и самообслуживанию.
Пионерские лагеря
У пионерии Москвы есть свои летние, зимние пионерские лагеря, мы организуем осенние и весенние краткосрочные – двухдневные – выезды, куда приглашаем ребят и взрослых, заинтересованных в сотрудничестве с нами. Пионеры играют в «Зарницу», проводят костры и турслеты, ходят в познавательные и спортивные походы… Ведь нельзя стать настоящим патриотом своей Родины только с помощью Интернета или книг, нельзя увидеть ее красоты и познать ее историю из иллюминатора самолета! Только побывав в разных городах и селениях, увидев степи, поля и горы, умывшись в чистой речке поутру, мы можем действительно ощутить себя полноправными гражданами своего Отечества, его значимой частицей.
Соревнуясь, идем вперед!
В пионерской организации отряды продолжают по-настоящему соревноваться. Как сказала когда-то одна из основателей нашей организации Надежда Константиновна Крупская: «Научился чему-то стоящему сам – научи товарища!» Пионеры, которые занимаются в школьном театре, учат этому мастерству своих товарищей в отряде, дружине или всей организации. И ребята умеют теперь быстро придумать и разыграть сценку или иное сценическое действо.
Есть в пионерской организации и юные журналисты, очень современные ребята, ведущие интересные блоги, страницы в социальных сетях, создающие пионерские сайты, и те, кто пишет заметки и статьи в нашу пионерскую газету. Всероссийская газета для детей и подростков «Пионерская правда» продолжает выходить еженедельно в привычном бумажном или электронном виде на портале pionerka.ru.
А пока хочется нарисовать портрет сегодняшнего пионера:
– обыкновенный школьник с любопытством, заставляющим не только фантазировать, но и делать дело вместе с товарищами по организации;
– человек, умеющий дружить и дорожить дружбой. В серии плакатов «Пионерия – это…», придуманных пионерами по образцу всемирно известных вкладышей в жевательную резинку, есть и такое определение: «Прощаясь, пропустить три автобуса»;
– ответственный человек. Выбирая, что и как делать, пионеры сегодня обязательно должны понять, для чего это они делают. А как поймут – сделают качественно, самостоятельно и с душой, ведь, как гласит девиз нашей территориальной организации: «Что зовем мы чудесами? То, что можем сделать сами!» И это не просто слова. А понятие «честь» не просто звук.
С недавних пор наша школьная дружина (одна из двух дружин в территориальной пионерской организации) владеет истинно пионерским умением – игрой на барабане. Пионерский барабан не просто атрибут, а своеобразный символ пионерского движения. Он призван сопровождать пионерский строй, вместе с горнистом подавать сигналы в походе и лагере. Теперь пионеры-барабанщики принимают участие и в школьных торжественных мероприятиях, делая их краше и четче.
Что будет дальше – посмотрим. Пока ребята к нам идут, мы работаем. Вот только пугаться нас не надо. Пионерия Москвы работает уже почти 102 года. Московская городская пионерская организация никому пыль в глаза не пускает, работая честно вне политических партий и религиозных конфессий, уважая принципы и свободу совести.
Вадим ПИЛЕР, педагог дополнительного образования шуваловской школы №1448, руководитель районной пионерской организации «Раменки»
Комментарии