Ученик донской школы №60 Валерий МАМЗУРИН поделился своими разработками в области космологии. Значительных успехов он добился, обучаясь в космическом классе. Это новое направление инженерно-технологического профиля.
Знания, которые предоставляются в 10-11‑х космоклассах, позволяют учащимся не только разобраться в области космологии, но и попробовать реализовать собственные идеи. Так, в программе есть специальные предметы «Динамика вращения твердого тела», «Теория устойчивого движения», «Спутникостроение и ракетостроение».
Валерий Мамзурин обучается в космическом классе уже второй год. И за это время ему удалось создать несколько интересных проектов. Вначале школьник долго изучал сборочный комплект сверхмалых искусственных спутников формата «Кубосат». Затем по наставлению педагога приступил к созданию. Функцию для космического аппарата Валерий выбрал необычную – обнаружение лесных пожаров с земной орбиты.
Во время сборки изобретательный молодой человек столкнулся с рядом трудностей: попалась неправильная инструкция, а в открытых ресурсах нет никакой информации о модели. Пришлось связываться с производителями. Однако опять возникла проблема. В исправленных указаниях не было готовой программы, чтобы спутник выполнял заданную ему функцию…
– Я попал в «Артек» на тематическую смену от Роскосмоса, где были похожие макеты. Там же преподаватели помогли с составлением кода, – рассказал о том, как решилась проблема, Валерий. – Сейчас мой макет выполняет все необходимые действия. Например, ориентируется по солнцу, чтобы определять свое местоположение. Кроме того, космическое изобретение «видит» магнитное поле Земли, определяет угловую скорость вращения и заряжается за счет солнечной батареи. И самое главное – спутник с земной орбиты способен фотографировать пожары в лесах.
Валерий отмечает, что сверхмалые спутники оперативнее, чем большие, они быстрее вычисляют возгорания и сообщают об этом различным службам. Сам проект сейчас находится в доработке. Еще предстоит составить техническую документацию и провести ряд экспериментов.
Вторым изобретением школьника стал электронный телескоп. Особенность инструмента заключается в том, что вместо привычных линз было использовано зеркало, а вместо окуляра – цифровая камера, в которой установлена программа для сохранения и обработки снимков и видео. Все компоненты скреплены специально изготовленными деталями. Валерий сам создавал нужные крепления на 3D-принтере.
Телескоп и его снимки используются на уроках астрономии и физики. Например, с помощью полученных фотографий можно рассмотреть поверхность Луны и другие небесные тела, а сам инструмент задействовать на лабораторных и практических занятиях при изучении световых явлений.
– Для работы с нашим классом были приглашены преподаватели из разных институтов, – добавил Валерий.
Отметим, что ученики космических классов постоянно посещают исследовательские центры. Именно там ребята детально знакомятся с космической деятельностью. Также есть возможность пройти стажировку на предприятиях данной отрасли. По окончании школы отличившиеся могут получить контракт на целевое обучение в ведущих вузах страны.
Анна ЛАДЮКОВА, учитель физики лицея №50, призер муниципального этапа конкурса «Учитель года Дона»-2023, Ростов-на-Дону
Комментарии