search
main
0

Петя, Маша и рыжий Санька,. или Родители не соперники, а союзники

Сегодня мы публикуем эссе, занявшее первое место во Всероссийском конкурсе для директоров школ «Есть проблемы? Найдутся решения!». Я всегда считала, что то, как работают, нет, скорее общаются, с родителями в нашей школе, – это естественно. Но в прошлом году мы объединились с одной – назовем ее соседней – школой. И выяснилось, что родители учащихся соседней школы просто отрешены от учебного и воспитательного процесса.

То ли это нежелание родителей заниматься своими детьми, то ли это сознательная политика администрации школы не допускать родителей к процессу управления. Редкие попытки наиболее активных родительских комитетов соседней школы достучаться до администрации сводились к письменным петициям, ответам на них, что сделать ничего нельзя, если хотите, жалуйтесь в вышестоящие органы. Не будем рассказывать об известных всем родительских собраниях, лекториях, личных беседах, общешкольных мероприятиях и т. п. Хотя родительские собрания у нас тоже проводятся в непривычном режиме – только общеклассные, а завуч и директор заходят в каждый класс и дают родителям возможность задать вопросы и высказать пожелания.Действительно, многие современные родители, отдав ребенка в школу, а особенно в школу полного дня, какой мы являемся, поручают ей все воспитательные и образовательные функции. Они забывают, что воспитание и обучение осуществляются не только в школе, но и в семье. Мы прекрасно понимаем, что «берешь в школу не столько ребенка, сколько семью», и стараемся родителям донести, что в школе предстоит учиться не только их сыну или дочке, но и во многом им самим. Знаете, что интересно, мы в курсе почти всего, что происходит дома (особенно у детей начальной школы), какие слова папа вчера сказал маме. Когда об этом рассказываешь родителям, они переводят взгляд в пол, прямо как маленькие. Родители должны понимать, что мы знаем об их семье значительно больше, чем они хотели бы рассказать. Поэтому школа становится частью семьи и Пети, и Маши, и того рыжего Саньки. Родители должны постараться принять школу в свою семью. Иначе совместной работы не выстроить и через полгода школа будет во всем виновата. Погружать родителей в систему работы в школе приходится уже во время проведения собеседования с ребенком. На каждом собеседовании я прошу родителей никогда не забывать, что, несмотря на то что ребенок проводит в школе больше времени, чем дома, он остается ИХ ребенком. И ему хочется теплоты и заботы. Детей и приласкать надо. Даже самый хулиганистый ребенок, когда видит, бежит ко мне по коридору и обнимает, а я его глажу по голове и спрашиваю: ну что ты сегодня натворил или зачем ты вчера с девочкой подрался? Ему совсем не хватает маминого тепла, которая очень занята на работе. И я ее прекрасно понимаю, я тоже мама, и меня тоже не хватает. Родители начинают понимать, что мы наравне, с такими же житейскими проблемами. Мы не стоим выше, мы просто любим детей всех, как своих. В некоторой степени нам проще, чем государственным школам, – мы имеем право отказать в приеме в школу. И не раз отказывали, но не из-за детей, а из-за родителей. Психолог и учитель проводят собеседование с ребенком, а директор с родителями. И как-то сразу по вопросам, которые задают, понимаешь, «наши» это люди или школа будет во всем виновата. В то же время нам сложнее, чем государственным школам, потому что нам нельзя забывать, что родители самые главные в школе, именно от них зависит, будем мы работать или нет, именно они платят зарплату учителям и материально обеспечивают весь процесс. Наша школа частная, финансируется за счет поступления средств родителей за обучение детей. И каждый «потерянный» ребенок – минус в бюджете. Даже если родители забирают ребенка, директор должен постараться сделать так, чтобы, уходя, они сказали «спасибо!», и не важно, кому оно будет адресовано: мне, учителю изо или работнику столовой, в любом случае о школе должно остаться положительное воспоминание, пусть, по вашему мнению, и незначительное. Перед началом этого учебного года пришла мама учащегося забирать документы. Ребенок непростой, задиристый, нервозный. С родителями и с ребенком велась работа весь год, но… В таких непростых детей вкладываешь душу, их начинаешь еще больше любить, на них тратишь намного больше сил, чем на детей, которые, как мы говорим, не доставляют хлопот. Очень важно показать родителям, что мы заинтересованы в их ребенке, он такой же наш ребенок, как и их. Знаете, когда однажды учитель при устройстве к нам в школу задал мне вопрос: «Какое главное требование у меня к учителю?», я ответила: «Детей любить!» Не раз встречала педагогов с множеством наград и регалий, но таких черствых, что было непонятно, зачем они в школу пришли – реализовывать собственные амбиции? Педагог – это диагноз, неизлечимый и передающийся, как правило, по наследству. Он либо есть, либо его нет.Учителя и администрация всегда придерживаются принципа, что ребенка надо очень осторожно ругать перед родителями. Прекрасно понимаем, что для мамы и папы и еще пятнадцати кровных и не очень кровных родственников он самый лучший. И вы, дорогие родители и родственники, поймите, что и для нас он тоже самый замечательный, НО… сегодня он не выполнил домашнее задание. Прежде чем отругать, надо, чтобы родители поняли, что мы ругаем его не потому, что он плохой, а потому, что надо помочь стать еще лучше, и мы искренне хотим помочь вам, дорогие родители, и вашему ребеночку.Директор должен знать о всех конфликтных ситуациях, даже, как кажется, незначительных, происходящих у учителей с родителями. Любую ситуацию можно решить на административном уровне, не доводя до перехода ребенка в другую школу. Иногда приходится успокаивать учителей, чтобы не доводить конфликт до крайней точки. Мне казалось, что данная позиция естественна, я не раз говорила нашим учителям, что я должна знать все! Были ситуации, когда мне звонили или приходили родители разговаривать, а я не знала, о чем идет речь. Когда произошло объединение школ, то я крайне удивилась, что за сентябрь ко мне пришли аж два родителя забирать документы (причем оба ребенка учились в соседней школе). Стала выяснять, в чем дело, оказалось, что у одной мамы произошел конфликт с учителем, хотя у нас целых три вторых класса и можно было перевести ребенка в другую параллель, знай я об этом раньше. Вторая мама решила забрать ребенка потому, что дочка никак не может подружиться с девочками в классе, и мама хочет перевести ее на домашнее обучение. Так тем, что ребенка дома посадим, мы проблему не решим, а только временно от нее избавимся. После долгого разговора с мамой решили девочку оставить в школе и совместно помочь ей наладить отношения в классе… Учится, и друзья не только в своем классе. И обе эти мамы приходили ко мне уже со справкой о принятии в другую школу. Для учителей соседней школы директор был последней инстанцией, к нему было не принято заходить родителям, только если что-то уж совсем из ряда вон выходящее. Не говоря о том, чтобы просто зайти хорошего дня пожелать. С директором не советовались, директора боялись. Я была в соседней школе еще до начала процесса объединения, очень напоминало советскую систему. Директор по коридору идет – дети по стеночке выстраиваются. Родителей в школу не пускали, они в холле детей ждали. Еще одно, чего нельзя делать, если мы хотим, чтобы родители были союзниками школы. Нельзя двери закрывать. В прямом смысле. Школа должна быть открыта для родителей. Родители должны иметь возможность зайти в класс, пообщаться с учителями. Да и просто посетить любой урок. Ничего запрещенного с ребенком в школе не делают, так откуда же желание некоторых директоров родителей в школу не допускать? Многие директора объясняют, что это делается в целях безопасности. У нас в школе в целях безопасности ограничен вход на территорию – у всех родителей есть ключ от калиток (как от домофона). Дверь в кабинет директора закрывается только на ночь. У директора нет часов приема, если сказать точнее, то нет часов неприема. Родители раньше считали, что не стоит директора по мелочам отвлекать, есть дела и поважнее. Что же может быть важнее наших детей? После объединения пришлось учить педагогов «предугадывать развитие ситуации». Мы давно в работе с родителями этот метод используем. Если у ребенка в школе что-то произошло (куклу потеряла; упал на физкультуре; с мальчиком из параллельного класса поссорился и т. д.), не говоря уже о каких-то серьезных случаях, классный руководитель должен первым позвонить родителям и рассказать о случившемся, а не ждать, когда дети донесут до дома информацию, как обычно по-детски искаженную (куклу украли девочки из 10-го класса, которым давно моя кукла понравилась; на физкультуре меня толкнули, а учитель даже не заметил; мальчик из параллельного класса меня побил и т. д.).  Сейчас в школах требуют создавать наблюдательный совет. В школе мы не можем его создать, поскольку количественный состав будет около 250 человек (если не брать в расчет тех родителей, которых в школу не дозовешься). У нас каждый родитель наблюдает за процессами, происходящими в школе. Все родители имеют право прийти к директору с просьбой или предложением. И ученики тоже. Спасибо, что вы у нас есть!​Татьяна ЗВЕРЕВА, директор негосударственной средней общеобразовательной школы «Феникс», Москва, фото из архива школы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте