Издательством «Дрофа» завершена работа по созданию полного учебно-методического комплекта по музыке для средних общеобразовательных учреждений. Его авторы – Т.И.Науменко, доктор искусствоведения, профессор Российской академии музыки им.Гнесиных, член Союза композиторов РФ, и В.В.Алеев, кандидат искусствоведения, заведующий отделом содержания и стандартов общего среднего образования Федерального института развития образования. Все учебники с 1 по 8 класс рекомендованы Министерством образования и науки РФ, включены в Федеральный перечень.
– Виталий Владимирович, недавно вы выступали перед учителями на Фестивале учебной книги в Доме учителя, и было совершенно очевидно, что среди разнообразия учебников сегодня у ваших книг счастливая судьба: они неизменно пользуются большим успехом во многих регионах России, и суровые законы федеральной экспертизы, похоже, им не помеха.
– Спасибо, действительно, после выхода 4 класса общая концепция естественно замкнулась. Исторически сложилось так, что в 90-е годы по предложению Министерства образования разработка учебников для предмета «Музыка» началась с 5-8 классов. И только потом приступили к учебникам для начальной школы. При этом, как показала практика, такое опережение имело свои плюсы. Когда создавали начальную школу – уже было ясно, по какому вектору вести ее развитие, к чему подводить. Что касается счастливой судьбы наших книг, то во многом это действительно так. Вспоминаем утверждение в 1996 г. на Федеральном экспертном совете МО РФ нашего «первенца» – учебника «Музыка. 5 класс». Это стало настоящей сенсацией – первый в России учебник по музыке (и сразу для пятого класса), учебник с текстом, с нотными примерами, обширным изобразительным рядом. С теплым чувством благодарности вспоминаем замечательные отзывы наших первых рецензентов, имена которых широко известны всему музыкально-педагогическому сообществу. Это профессор Г.М.Цыпин, методист С.Л.Старобинский, учитель-практик Е.О.Гайская.
– В чем, на ваш взгляд, состоят главные преимущества работы по учебнику?
– В условиях практической деятельности учебник выполняет ряд важнейших функций. Он содержит обучающие тексты, изучение которых формирует и развивает у учащихся культуру мышления и речи. Умение выразить в слове личное отношение к музыке, музыкальному произведению – всегда было сложной педагогической проблемой. Нередко на практике учителя сталкиваются с парадоксальной ситуацией, при которой ученики начальных классов рассуждают о музыке более интересно и убедительно, чем учащиеся основной школы. Настроение, интонация учебных текстов максимально приближены к особенностям предмета «Музыка», требующего не строгой, регламентированной научности, а скорее свободной манеры высказывания. Кроме этого, учебники по музыке содержат подробно разработанный художественно-изобразительный ряд (многие уникальные репродукции, на которых запечатлены портреты выдающихся композиторов, редчайшие музыкальные инструменты и т.д., введены нами в практику отечественной художественной педагогики впервые). Первоначально выполняя иллюстративную функцию, рисунки и репродукции картин также призваны развивать широкое ассоциативное мышление учащихся. Некоторые музыкальные явления и понятия усваиваются ребятами значительно эффективнее в условиях предварительного введения в тему через изобразительный материал.
– Виталий Владимирович! Многие ученые и учителя говорят об особом стиле ваших учебных текстов, их неповторимой музыкальности, захватывающей светлой энергетике. Что, на ваш взгляд, особенно важно при написании учебников по музыке, какими качествами необходимо обладать автору?
– Содержание, реализованное в учебнике, опирается на общие (универсальные) и индивидуальные требования. Общие предполагают обязательное соответствие учебной книги Госстандарту общего среднего образования, примерной программе по предмету, базисному учебному плану. Это непременные требования для всех авторов по всем дисциплинам, переделывать или корректировать которые они не имеют права. Однако «гранитное русло» нормативов не может всецело поглотить авторскую индивидуальность (если, конечно, она изначально присутствует).
В отношении особого стиля наших текстов скажу так: придание учебным текстам художественной направленности мы считали основной задачей. Учебник по музыке – это не только «книга для обучения», но и целостное художественно-педагогическое произведение. Я всегда подчеркиваю, что главным автором нашей концепции и учебников является Т.И.Науменко. Дочь известного писателя, академика-литературоведа, Татьяна Ивановна обладает широчайшей эрудицией, безусловным литературным талантом. Кроме этого, она мастерски владеет художественной формой (вещь весьма и весьма непростая!). Думаю, именно благодаря уникальному взаимодействию содержания и формы, этих, как писал поэт Валерий Брюсов, «тонких властительных связей меж контуром и запахом цветка» и достигается то особое состояние, какое оказывают тексты учебника на читателя.
– Как совместить на уроке работу по учебнику и пение? Ни для кого не секрет, что в ряде школ учителя музыки, как и в прежние далекие годы, предпочитают работать, как всегда было принято – петь, петь и петь.
– Это действительно так. Для подтверждения ваших слов приведем один пример. Наш сын, обучаясь в одной из так называемых престижных школ, всю «началку» вместе с классом на уроках музыки только пел. Причем на протяжении всего первого года обучения пелась песня про осень (и осенью, и зимой, и весной). Во втором и третьем классах репертуар чуть расширился. В лучшем случае подобные уроки можно назвать лишь уроками пения, однако никак не музыки. Уроки эти предельно просты и,честно говоря, на сегодняшний день примитивны, они осуществляются вне опоры на какое-либо содержание.
Откуда берутся такие занятия, понять несложно: многие директора школ из-за отсутствия профессионально обученных кадров (имеем в виду учителей, знающих и владеющих методикой построения уроков музыки) вынуждены приглашать специалистов, имеющих косвенное отношение к школьной музыкальной педагогике. Как правило, это совместители из музыкальных школ. Результаты подобного решения проблемы зачастую более чем красноречивы.
Наш курс опирается на подробно разработанное содержание, воплощенное в учебниках и рабочих тетрадях для учащихся. Учебники являются главными носителями информационного и обучающего материала, связанного с музыкальными явлениями, фактами, творческими портретами композиторов, особенностями музыкальных произведений. В большей степени учебники соотносятся с той частью занятий, когда ребята слушают музыку и размышляют над ней. Материалы рабочих тетрадей продолжают содержательную линию урока. Песенный репертуар и творческие задания, представленные в них, направлены на закрепление основной содержательной темы. Таким образом, на уроке осуществляется естественное и органическое взаимодействие работы по учебнику и певческой деятельности.
– По завершении концепции, как вы считаете, выполнены поставленные задачи, достигнуты намеченные цели?
– На протяжении всего курса обучения мы стремились научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека. В каждом из текстов наших книг мы пытались заложить те основы, которые были бы направлены на формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру посредством общения с музыкальным искусством. Достигнуты ли намеченные цели? Ответим заключительными словами из нашего учебника для 5 класса. «Высшая цель каждой книги лежит за пределами ее текста, но текст уже должен сообщать весь «генный набор» последующего гуманитарного развития. По мере сил мы стремились к созданию именно такой книги и надеемся, что совместный труд учителя и ученика поможет в достижении этой важнейшей педагогической цели – цели воспитания человеческой души».
Комментарии